О планах президента США Д.Трампа организовать саммит ближневосточных государств

Президент США Дональд Трамп рассматривает возможность организации в Соединенных Штатах саммита лидеров арабских государств, в ходе которого он намерен призвать их оставить в стороне разногласия и объединить усилия для борьбы с терроризмом. Об этом сообщила в 23 июня телеканал «Фокс ньюс».     По данным ее источника в Белом доме, Д.Трамп хочет организовать встречу по образу и подобию саммита 1978 года в загородной резиденции президента США в Кемп-Дэвиде неподалеку от Вашингтона, по итогам которого между Израилем и Египтом было заключено предварительное соглашение, ставшее основой договора о мире между двумя государствами.    Президент хочет собрать за одним столом арабских лидеров в момент серьезного обострения отношений между Катаром и рядом ближневосточных государств, чтобы убедить их объединиться ради стабильности в регионе, отметил источник в Белом доме. «Сейчас настал момент для Кемп-Дэвида, — приводит «Фокс ньюс» слова неназванного представителя Белого дома. — Мы не видели ничего похожего уже 40 лет, и сейчас президент хочет осуществить это».     При этом источник отметил, что Д.Трамп не желает ставить во главу угла на планируемом саммите исключительно вопрос отношений с Катаром. «Президент хочет собрать всех ключевых игроков [ближневосточного региона] в Вашингтоне, — отметил представитель Белого дома. — Они должны отмежеваться от таких организаций, как «Братья-мусульмане», во имя стабильности Ближнего Востока». «Это касается не только катарских элементов, спонсирующих «Братьев-мусульман», но и отказа от поддержки экстремизма в целом», — добавил он. Арабские страны — Бахрейн, Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) — имеют с Катаром сферы взаимодействия, которые могут заложить основу для продолжения диалога и разрешения дипломатического конфликта. Об этом говорится в распространенном 25 июня заявлении госсекретаря США Рекса Тиллерсона.  «Катар приступил к внимательному рассмотрению ряда требований, представленных Бахрейном, Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ. В то время как некоторые элементы [этих требований] Катар сможет выполнить с трудом, есть значительные сферы [взаимодействия], которые могут заложить основу для продолжения диалога, который, в свою очередь, приведет к разрешению [конфликта]», — говорится в заявлении.
В этой связи надо безусловно отметить два момента.

  1. Вашингтон стремиться вернуть себе лавры мирового супертяжеловеса, который в состоянии организовывать и, что, самое главное, успешно   завершать массовые миротворческие международные саммиты. То есть американцы на самом деле полагают, что они в состоянии осуществить какие-то структурные проекты в области геополитики. Например, помирить Палестину с Израилем или организовать какую-то масштабную структуру по поддержанию стабильности в том же ближневосточном регионе.
  2. Эта задача абсолютно не по силам и возможностям нынешнему аппарату  Госдепартамента США, что делает эти планы ничтожными с точки зрения реализации. Прежде всего, для того, чтобы проводить такого уровня мероприятия необходимо наличие харизматичного  и опытного госсекретаря с соответствующим аппаратом профессионалов, которые реально понимают суть вопроса. Р.Тиллерсон в настоящее время представляет собой жалкое зрелище в виде придатка к действующему президенту, но никак не фигуру мирового масштаба, которая определяет основные векторы международной политики Белого дома и, что главное, оптимальные пути их реализации. Комментарии госсекретаря звучат невнятно, а сам он как-то потерялся  и по степени появления и тиражирования в СМИ находится далеко позади директора ЦРУ и главы  Пентагона. На примере Р.Тиллерсона можно совершенно оправданно  сделать первый вывод об уязвимости президентской модели Д.Трампа, которая заключается в отсутствии в его свите  реально мощных фигур; концентрации центра принятия решений по всем вопросам исключительно на себя  с использованием для этого родственников близкого круга. Такая система просто делает невозможной проведение масштабных международных мероприятий, поскольку они требуют очень кропотливой и серьезной  подготовительной работы. Ни сам Р.Тиллерсон, ни его аппарат, который в настоящее время подвергается серьезной чистке и адаптации  под требования нового хозяина Белого дома на такую деятельность по определению не готовы. Рискнем предположить, что роль «дурака в польском преферансе», основной задачей которого на сегодня является оправдание зачастую абсолютно далеких от правил дипломатии и политики высказываний президента США, скоро Р.Тиллерсону надоест, и он с этой должностью распрощается. Но даже при наличии серьезной команды переговорщиков  Вашингтону мало что светит в рамках проведения реальной политики и организации прорывных международных мероприятий типа израильско-палестинской сделки в Кемп-Дэвиде. Среди причин отметим абсолютно далекое от реальности понимание американским президентом сути событий, которые происходят на Ближнем Востоке. Выведение за скобки  международного юридического  поля  глобального движения  «Братья-мусульмане»  абсолютно неприемлемо для ряда ключевых региональных игроков. И это не только прямые спонсоры этого движения в  лице Катара и Турции, но и те государства Ближнего Востока, в политической жизни которых «братья» играют определяющую роль. К таковым отнесем Марокко, Иорданию, Йемен, Тунис, Ливию  прежде всего.  Да и договариваться на палестинской площадке при полном игнорировании того же ХАМАСа вряд ли получится. Это делает невозможным по определению созыв какой-либо конференции под эгидой борьбы с этим явлением. Тем более, что основные угрозы западной цивилизации сейчас исходят не от «братьев», а от салафитов «Исламского государства» (ИГ) или «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в России). Попытка уйти от общей проблемы возникновения исламистского радикализма и джихадизма за счет в общем-то  одного компонента из многих отдает любительщиной. Если поднимать вопрос о борьбе с джихадизмом в целом и профессионально, то придется признать, что это явление лишь инструмент в руках тех или иных государств в рамках распространения своего влияния, и тогда придется в одинаковой мере давить и на КСА, и на Катар. Все остальные подходы грешат двойными стандартами и обречены на провал, поскольку априори не могут удовлетворить все стороны. Вмешиваться в спор  ближневосточных стран, которые сами являются основными спонсорами исламистских джихадистских группировок, является на самом деле абсолютно непрофессиональным подходом, а американцы его как раз сейчас и демонстрируют. И еще один, очень важный момент. Без Москвы  и Брюсселя, которые,  в первом случае являются просто геополитическими противниками без всяких оговорок, во втором — относятся лично к действующему американскому президенту с плохо скрываемым раздражением, такого рода глобальные процессы на Ближнем Востоке просто нереальны, и в Вашингтоне, похоже, плохо отдают себе отчет в этом.
52.21MB | MySQL:103 | 0,736sec