Израиль: о ежегодной Герцлийской конференции по безопасности

На прошлой неделе в Израиле проходила работа ежегодной Герцлийской конференции по безопасности, знакового мероприятия не только для Израиля, но и для многих международных экспертов и организаций, занимающихся вопросами региональной и глобальной безопасности. Темой ее в этом году была выбрана «Баланс сил и национальная безопасность», а, аудитория составила представительные 180 участников из числа военных, политиков, ученых, юристов и журналистов, обозревателей и политологов, как из Израиля, так и из зарубежных стран. Время проведения конференции совпала с мероприятиями по празднованию 70-тилетия со дня основания Государства Израиль (резолюция ООН №181, 1947 год), и в этом смысле, конференция стала своеобразным маркером нынешней израильской политики в области внешней и внутренней безопасности.

Повестка дня конференции в ходе ее работы претерпевала некоторые изменения, к основным из которых можно отнести расширение темы Ирана, или «иранских угроз и израильской готовности им противостоять».

Главными темами для обсуждения и комментариев стали:

Участие в работе конференции палестинской делегации представлявшей власти Палестинской национальной администрации и движение ФАТХ, (что вызвало резкое осуждение со стороны других политических течений и фракций палестинцев, в первую очередь, ХАМАСа и «Исламского джихада»). Решение о направлении палестинской делегации для участии в мероприятии, принятое М.Аббасом, многие расценивают как неординарное и очень противоречивое, и, если в оценке чего и солидарны арабские основные издания на этот счет, так это в том, что принято оно было в фарватере американской политики и под известным давлением со стороны США.

Спикер движения ХАМАС, Абдель Латиф Кануи в своей оценке участия ФАТХа в работе конференции был достаточно категоричен, назвав это факт «изменой палестинскому народу и его борьбы за свои законные права». «Это вполне отвечает интересам Израиля, стремящегося внести раскол в палестинское движение сопротивления и подавить интифаду», — добавил представитель ХАМАСа.

Было бы странно ожидать от ХАМАСа другой оценки. В отношении же роли «израильских козней» в развале единства среди палестинцев, мы смеем утверждать, что их роль сильно преувеличивается. Сами палестинцы весьма преуспевают в своих междоусобицах и без влияния извне, соперничая, одни за иранское финансирование, другие – за катарское и саудовское, ну а третьи, как М.Аббас, которому приходится держать ответ за всех, вынуждены ездить к «извечному врагу», поскольку иначе можно не получить помощи из тех же США.

Второй главной темой стала ливанская «Хизбалла», представленная в качестве основной угрозы для Израиля. Такая оценка звучала в большинстве выступлений, в частности, Амоса Гилада, президента Герцлийского центра, а ранее занимавшего пост военно-политического штаба при Министерстве обороны Израиля. С ней солидарен и министр обороны Авигдор Либерман, сказавший, что, «если возникнет непосредственная угроза безопасности Израиля, ЦАХАЛ будет действовать без ограничений, предотвращая атаки с территории Сирии и получение террористической организацией «Хизбалла» новейшего оружия». Он предупредил, что ответственность за конвои с оружием, предназначенные для «Хизбаллы», и за действия Ирана, который пытается создать на юге Сирии плацдарм против Израиля, будет нести режим Башара Асада. Израиль также настаивает на том, что международный аэропорт в Дамаске не может использоваться для переброски оружия «Хизбалле». Касаясь ситуации в Газе, А.Либерман отметил, «что Абу Мазен (Махмуд Аббас — авт.) намерен прекратить выплату зарплат госслужащим в секторе и ограничить поставки горючего». При этом виновным будет выставляться Израиль. Это уже не тактический ход, а настоящая стратегия, преследующая, на его взгляд, две цели: ослабляя ХАМАС, укрепить свои политические позиции и спровоцировать очередной виток вооруженного противостояния между последним и Израилем.

Возможно, обоим политикам удалось лично обсудить такое развитие событий.

А.Либерману и А.Гиладу вторил в своем выступлении на конференции начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Гади Айзенкот, заявивший, что делается все возможное для поддержания спокойной ситуации на границе с Сирией.

Г.Айзенкот добавил, что наиболее серьезную угрозу национальной безопасности Израиля представляет «ливанская террористическая организация «Хизбалла»». Он подчеркнул, что на вооружении «Хизбаллы» имеются десятки тысяч ракет различного радиуса действия.

Комментируя вопросы о приписываемых Израилю операциях по уничтожению конвоев с оружием для «Хизбаллы», Г.Айзенкот сказал, что «так же мы будем поступать и впредь».

В отношении поставок электроэнергии в Газу он добавил, что углубление кризиса противоречит израильским интересам. Но вместе с тем, Израиль не станет финансировать поставки электричества в то время, как ХАМАС расходует огромные средства на строительство туннелей, ведущих в Израиль.

Лейтмотивом слушаний по Ирану стала иранская ракетная атака по объектам ИГ в районе Дейр эз-Зора, в Сирии. Шесть ракет средней дальности, часть из которых, судя по всему, была оснащена отделяющимися на конечном участке траектории, боеголовками, успешно поразили назначенные цели, что стало первым боевым испытанием ракетных возможностей КСИР, за прошедшие почти тридцать лет.

Вне всякого сомнения, военно-политическое руководство Израиля самым внимательным образом изучит результаты этой иранской операции, однако, факт, как говорится, налицо. Иран располагает средствами способными без труда достичь израильской территории. Средства эти обладают высокой точностью и имеются в достаточном количестве для организации, при необходимости, массированных ракетных ударов разнородными силами и средствами, почти наверняка, с участием части из них с территории Ливана, что в случае упреждающего характера таких действий, чревато нанесением военно-экономической и гражданской инфраструктурам Израиля значительного ущерба. По всей видимости, израильское военно-политическое руководство в настоящий момент занято выработкой методов и способов противодействия этой угрозе, но их количество очень ограничено.

Отчасти, уравновесить военные сценарии возможного кризисного развития событий могло бы выстраивание более тесных связей между Израилем и рядом арабских государств, например, Саудовской Аравией. К сожалению, иранофобия в качестве общего фона для развития таких связей не является оптимальным вариантом, но выбирать, на сегодня, как говорится, не из чего. Уже муссируются слухи о возможном приезде премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в Эр-Рияд.

52.12MB | MySQL:103 | 0,535sec