Израиль: конфликт между НДИ и ультраортодоксальными партиями по вопросу о гиюре

25 июня ультраортодоксальные религиозные партии (возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ШАС и ашкеназская «Еврейство Торы»), казалось бы, сумели добиться значительного успеха в виде утверждения правительством выдвинутого по инициативе Арье Дери проекта «Закона о гиюре» (религиозной процедуре перехода в иудаизм), который предоставляет эксклюзивное право на проведение гиюров Главному Раввинату. Согласно этому закону, гиюры, проводимые частными раввинскими судами, Государством Израиль признаваться не будут.

Победа была одержана религиозными ультраортодоксами, прежде всего, над партией «Наш дом – Израиль» (НДИ), которая резко выступала против данного законопроекта. Лидер НДИ, министр обороны Авигдор Либерман объявивший накануне, что он не допустит принятия выдвинутого Арье Дери проекта «Закона о гиюре», не явился на заседание глав фракций правящей коалиции, на котором, как предполагалось, должно было быть найдено компромиссное решение данной проблемы, удовлетворяющее в той или иной степени все заинтересованные стороны. Приближенные министра обороны пояснили в этой связи, что при отсутствии реальной возможности добиться своего на заседании глав фракции коалиции он не видел никакого смысла в своем присутствии на данном заседании.

Суть конфликта сводится к следующему: когда-то, до начала 1990-х годов Главный Раввинат контролировался религиозными сионистами, рассматривавшими его в качестве важнейшего символа возрожденной еврейской государственности. Тогда никаких особых проблем с прохождением гиюра нееврейскими супругами евреев и детьми еврейских отцов от нееврейских матерей, которых традиционное еврейское религиозное право (Галаха) не признает в качестве евреев без прохождения гиюра, не возникало. С тех пор много воды утекло в Иордане. Главный Раввинат перешел под полный контроль ультраортодоксов, прежде всего, сторонников партии ШАС. Требования к проходящим гиюр крайне ужесточились. Это привело к возникновению всякого рода альтернативных раввинских судов, занимающихся гиюрами. Партия НДИ пытается максимально облегчить прохождение гиюра заинтересованными в этом репатриантами (главным образом из бывшего СССР) и их потомками. Соответственно она выступает против предложенного Арье Дери «Закона о гиюре», который предоставляет эксклюзивность в данном вопросе полностью контролируемому религиозными ультраортодоксами Главному Раввинату.

Уместно напомнить о том, что в Израиле не существует института гражданского брака. Соответственно лица, принадлежащие фактически к еврейскому национальному коллективу, но не считающиеся евреями с точки зрения религиозных критериев, лишены возможности вступления в брак на израильской территории (браки, заключенные гражданами Израиля за границей в соответствии с законами соответствующих государств, признаются официальными инстанциями Государства Израиль). Помимо этого, иудаизм служит одним из важнейших этнических символов еврейства, поэтому прохождение гиюра репатриантами, не считавшимися евреями по Галахе, существенно упрощает их интеграцию в израильское общество.

В принципе и другие входящие в правящую коалицию партии – Ликуд, «Еврейский дом» и «Кулану» согласны с позицией НДИ по вопросу о гиюрах. Но для них это вопрос малозначительный. Таким образом, принятие правительством законопроекта Арье Дери стало возможным потому, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху справедливо решил, что  13 мандатов ультраортодоксальных  религиозных партий (7 у ШАС и 6 у «Еврейства Торы») это больше, чем 5 мандатов НДИ. Учитывая, что всего правящая коалиция опирается на поддержку 66 депутатов (из 120), утрата поддержки 13 депутатов приведет к утрате большинства в Кнессете и к падению правительства, а утрата поддержки 5 депутатов – нет.

Однако победа ультраортодоксальных религиозных партий в вопросе о гиюре не стала полной и окончательной. То, чего Авигдор Либерман не смог остановить лицом к лицу с другими главами других фракций правящей коалиции, остановила после этого член его партии, министр алии и абсорбции Софа Ландвер. Будучи членом министерской комиссии, обсуждавшей законопроект Арье Дери, она оказалась единственной, кто проголосовал в этой комиссии против упомянутого законопроекта. Затем Софа Ландвер подала официальный протест с требованием пересмотреть, чем фактически остановила его продвижение. Пока ее протест не будет рассмотрен (а это займет немало времени), правительство не сможет вынести законопроект на голосование в Кнессет.

Учитывая, что законопроект продвигает все правительство, а не только партии ШАС и «Еврейство Торы», этот шаг представительницы НДИ был не без оснований воспринят в качестве знака того, что единство правящей коалиции находится под угрозой. Однако эта угроза пока лишь кажущаяся. Если правительство и Кнессет не дадут своего решения проблемы гиюра, то, исходя из опыта прошлого, можно ожидать, что через какое-то время в этот вопрос вмешается Верховный суд справедливости (БАГАЦ), который фактически навяжет сторонам конфликта свое решение. Каким бы оно ни было (а есть основания полагать, что в данном случае БАГАЦ поддержит НДИ), это решение спасет хотя бы на какое-то время правящую коалицию от распада и, соответственно Израиль от досрочных выборов в Кнессет. Крайне сомнительно, что ультраортодоксальные религиозные партии выйдут сейчас из состава правящей коалиции только из-за вопроса о гиюре.

Тем не менее, некоторые входящие в правящую в коалицию партии демонстрируют сейчас свою готовность к таким выборам. На первом месте здесь, безусловно, находится возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистская партия «Еврейский дом», которая постоянно конфликтует в последнее время с НДИ. Правда, в отличие от ультраортодоксальных религиозных партий, не по вопросам отношений религии и государства, а по вопросам о темпах строительства в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) и о политическом будущем этих территорий.

52.05MB | MySQL:103 | 0,497sec