Арабы Иерусалима меняют отношение к Государству Израиль

Арабы составляют, согласно официальным данным израильского ЦСБ за 2014 год, 37,2% из 849,8 тысяч жителей Иерусалима (35,7% — мусульмане и 1,5% — христиане). Подавляющее большинство из них проживают в  так называемом «Восточном Иерусалиме» (то есть, на тех муниципальных территориях израильской столицы, которые в 1949-1967 гг. находились под контролем Иордании). Исключение составляют жители северной части арабского мусульманского квартала (бывшего села) Бейт-Цафафа, которая была включена в состав Израиля в соответствии с соглашением о прекращении огня 1949 года. Все они имеют полноценное израильское гражданство. Остальные иерусалимские арабы оказались под контролем Израиля в результате Шестидневной войны 1967 года. После принятия Кнессетом в 1967 году закона о распространении израильского суверенитета на Восточный Иерусалим проживавшим там арабам был предоставлен статус «постоянных жителей Израиля». Он дает все социальные права израильского гражданина, однако не позволяет принимать участие в выборах в Кнессет (в выборах в муниципальные органы власти «постоянные жители» участие принимают»).

За прошедшие с 1967 год полвека в Восточном Иерусалиме был построен целый ряд крупных еврейских кварталов, что привело к чересполосице в расселении этических групп в этой части города. Израильские власти не скрывали того, что одной из причин строительства еврейских кварталов в Восточном Иерусалиме было создание ситуации, препятствующей новому разделу столицы Израиля. При этом гражданский статус подавляющего большинства арабов Восточного Иерусалима не менялся, несмотря на то, что в принципе такая возможность существовала. Для получения статуса полноценного израильского гражданина иерусалимский араб, имеющий статус «постоянного жителя», должен отказаться от иорданского гражданства, сдать экзамен по ивриту, получить справку о благонадежности из ШАБАКа и принести присягу на верность Израилю как еврейскому демократическому государству.

Долгие годы иерусалимские арабы избегали идти по этому пути, в первую очередь из-за сильнейшего общественного давления, поскольку такой шаг рассматривался в качестве «предательства палестинских интересов». Ситуация стала радикально меняться лишь в последнее десятилетие. Все больше иерусалимских арабов, особенно молодых, стали обращаться в МВД Израиля с просьбой о получении статуса гражданина. Согласно оценкам, лица, имеющие статус израильских граждан составляют уже порядка 10% арабского населения Восточного Иерусалима. Одновременно с этим возрос спрос на израильские аттестаты зрелости (большая часть арабских школ Восточного Иерусалима до сих пор работают по программам министерства просвещения Палестинской Национальной Администрации).

Следует помнить о том, что нынешние младшие и средние поколения иерусалимских арабов родились уже после того, как Восточный Иерусалим был аннексирован Израилем. Эта ситуация воспринимается большинством из них как абсолютно естественная. Мощным стимулом к израилизации иерусалимских арабов представляют собой посещения ими территорий, контролируемых ПНА, а также Иордании. Контраст слишком велик. Он проявляется в гигантских различиях в уровне жизни, социальной защищенности, правах человека. ПНА ни в коей степени не может идти в сравнение с Израилем по этим параметрам. Итогом данного социально-психологического процесса является то, что, несмотря на присутствие в арабских кварталах Восточного Иерусалима агентов влияния ПНА, а также ячеек ФАТХА, Хамаса и других антиизраильских партий и движений, все больше иерусалимских арабов открыто заявляют о своей однозначной произраильской ориентации, о своем дистанцировании от ПНА и о своем стремлении интегрироваться в израильское общество.

Показательным примером в этом отношении является интервью, которое мухтар (традиционный глава) арабского мусульманского села Цур-Бахер, включенного в городскую черту Иерусалима и ставшего одним из его кварталов (порядка 15 тысяч жителей, согласно оценке), доктор Рамадан Дабаш дал израильскому поселенческому интернет-сайту «Седьмой канал». Само по себе это пока еще весьма редкое, если не исключительное явление, заслуживающее внимания. Однако на фоне непрекращающейся полемики по поводу будущего Восточного Иерусалима, а также требований руководства ПНА и поддерживающих ее зарубежных государств, чтобы Восточный Иерусалим стал столицей гипотетического палестинского арабского государства, особый интерес представляют высказывания доктора Рамадана Дабаша по данному поводу, поскольку они отражают в значительной степени настроения арабских жителей, составляющих более, чем треть почти миллионного населения Иерусалима.

Прежде всего, мухтар Цур-Бахера заявил, что пришло время принять однозначное решение и не оставлять арабских жителей Иерусалима в состоянии неопределенности относительно их будущего. Он особо отметил, что после прихода на пост мэра Иерусалима Нира Барката (с 2008 года) сотни миллионов шекелей были вложены в улучшение санитарного состояния арабских кварталов и их учебных заведений (конкретно в Цур-Бахере были построены две новые школы в дополнение к восьми, существовавшим ранее; 9 детских садов; крупный медицинские центр израильской больничной кассы «Клалит» в дополнение к двум ранее существовавшим поликлиникам и т.п.). При этом, по его словам, все еще сохраняется большой разрыв между еврейскими и арабскими кварталами, и потому потребуются дополнительные крупные денежные вложения в арабские кварталы.

Тот факт, что иерусалимский мэр Нир Баркат является представителем израильской правой партии Ликуд, ничуть не беспокоит доктора Рамадана Дабаша. «Правые достигнут мира, и мы видим, что они ведут и будут вести к миру, — заявил он, — Палестинская Национальная Администрация доказала, что она слаба и не может существовать в качестве государства. У нас нет отца и матери (то есть заступника – В.Ч.). Большинство жителей здесь хотят голубое удостоверение (израильское удостоверение личности – В.Ч.) и сосуществование (с евреями – В.Ч.). Мы не мечтаем и не мечтали о разделе Иерусалима».

По вопросу о еврейском строительстве в Восточном Иерусалиме доктор Рамадан Дабаш заявил, что он поддерживает его: «Пусть будет строительство и для евреев, и для арабов и трудоустройство для обеих сторон». Он признает, что в арабских кварталах есть люди, которые выступают против еврейского строительства, однако не предает этому обстоятельству особого значения: «Не все люди будут довольны. А я за то, чтобы было (еврейское – В.Ч.) строительство и был баланс между двумя сторонами».

В ходе интервью мухтар Цур-Бахера высказал идею проведения «референдума в каждой отдельно взятой (входящей в состав нынешних муниципальных границ Иерусалима арабской – В.Ч.) деревне. Если кто-нибудь не хочет жить в Государстве Израиль, пусть возвратит голубое удостоверение и живет за забором (имеется забор, отделяющий Иерусалим от территорий Иудеи и Самарии, которые, в отличие от Восточного Иерусалима, не были аннексированы Израилем – В.Ч.), но никто не хочет отказываться (…) Люди извне  (то есть из-за пределов Иерусалима – В.Ч.) не должны определять нашу судьбу. Мы определим нашу судьбу своими собственными руками». В дополнение мухтар высказался в поддержку прохождения иерусалимскими арабами на добровольной основе альтернативной гражданской службы в арабских кварталах и населенных пунктах Израиля. Следует в этой связи отметить, что депутаты Кнессета от Объединенного Арабского Списка активно выступают против идеи альтернативной службы израильских в целом и иерусалимских в частности арабов, усматривая в ней уступку сионистскому государству.

То, что под «людьми извне», которые « не должны определять нашу судьбу», доктор Рамадан Дабаш подразумевал в первую очередь руководство ПНА, однозначно свидетельствуют следующие его слова: «Палестинская Национальная Администрация не представляет нас. Это то, что говорит улица и таково же мое личное мнение. Палестинцы (имеются в виду жители ПНА. Показательно, что мухтар Цур-Бахера не относит иерусалимских арабов к числу «палестинцев» — В.Ч.) плачут, мечтая получить голубое удостоверение личности. Дай Бог, чтобы там (в ПНА – В.Ч.) была бы жизнь, как в Швейцарии, но они доказали, что этого не происходит».

Доктору Рамадану Дабашу был задан вопрос о террористах, которые выходили из Цур-Бахера и совершали террористические акты против иерусалимских евреев, к мирному сосуществованию с которыми призывает мухтар. В своем ответе он подчеркнул, что террористы были не жителями Цур-Бахера, а жителями соседнего арабского квартала Джабель-Мукабер. Это утверждение соответствует действительности. Евреи часто воспринимают расположенные вплотную друг к другу арабские кварталы (бывшие села) Джабель-Мукабер, Цур-Бахер и Ум-Туба как единое целое и не делают между ними особого различия. В этой связи уместно заметить, что этот и другие ответы мухтара Цур-Бахера наглядно демонстрирует преобладание локального и кланового самосознания среди иерусалимских арабов.

Говоря об антиеврейских настроениях, существующих среди иерусалимских арабов в целом, доктор Рамадан Дабаш признал, что определенную роль в их формировании играют учебники, подготовленные министерством просвещения ПНА, по которым учатся в подавляющем большинстве арабских школ Иерусалима, поскольку в них есть материалы, содержащие антиизраильское подстрекательство. Он также особо подчеркнул, что в арабских школах Иерусалима не хватает учителей языка иврит, который представляет собой важнейший инструмент для интеграции в израильское общество. Подводя итог мухтар Цур-Бахера заявил, что, по его мнению, так или иначе, после сдачи выпускных экзаменов арабские школьники Иерусалима должны будут усвоить, что им следует вписаться в израильское общество и в израильские высшие учебные заведения.

52.24MB | MySQL:103 | 0,556sec