Ирак: о положении дел в сфере безопасности

В субботу, 1-го июля, лидер парламентской фракции «Компетентность», депутат законодательного собрания Хайсам аль-Джибури выступил с критикой использования некоторыми иракскими политиками термина «военнопленный» по отношению к членам террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). По мнению политика, введение такое терминологии в отношении задержанных террористов может привести к тому, что их начнут выпускать на свободу без суда, во всяком случае, часть из них, кроме того, такое наименования легализует само ИГ, поскольку его сторонники оказавшись «военнопленными» представляют сторону с которой ведется война, то есть, противное государство, военнослужащими, или гражданами которого они являются.

Х.аль-Джибури сделал акцент именно на этом обстоятельстве, по его мнению, введение, вроде бы общеупотребительного термина, скрывает в себе далеко идущую подоплеку.

«С теми, кто залил нашу землю кровью, убивал женщин, детей и стариков, разрушал наше историческое наследие, нельзя обращаться как с военнопленными», — заявил депутат представителям местных СМИ на пресс-конференции в иракском парламенте.

В этой связи, он полагает необходимым вернутся к трактовке некоторых положений закона о борьбе с терроризмом для более четкой и недвусмысленной трактовки его субъектов.

По нашему мнению, демарш одного из достаточно средне влиятельных и незаметных парламентских блоков хорошо характеризует тенденцию размывания целостности иракского политического поля на фоне ухода с нее общего для всех врага, страх перед которым заставлял забыть о внутренних разногласиях. Это своего рода проверка реакции одних политических сил другими, причем сам состав будущего противостояния еще определяется, и часть сил может не раз поменять свою принадлежность. Подтверждается эта тенденция и выдержками из интервью советника по национальной безопасности премьер-министра Х.аль-Абади, куратора сил Народного ополчения Фалеха Файяда, весьма влиятельной и неоднозначно оцениваемой фигуры в Ираке, который пустился в прошлый четверг, во время интервью, посвященного событиям «революции двадцати», восстания против британского колониального владычества, в достаточно пространные рассуждения о форме и содержании «сосуществования» в стране людей из различных кланов, конфессий и политических движений. Признавая необходимость такого «сосуществования», советник намекнул и на некие лимиты, и на вынужденность такого положения дел, ввиду влияния внешних факторов, как бы рассуждая о том, где проходит баланс между тем, что «мы все иракцы» и тем, что есть «генеральная линия и те кто не с нами, те против нас».

Это, разумеется не относится к курдам, большинство из которых уже собираются праздновать обретение вожделенной независимости. А затрагивает куда как более тонкие внутренние оттенки сунито-шиитских отношений и на данном этапе, акценты правящей властью вновь смещаются в сторону «кнута».

Между тем, как мы, и наши коллеги, неоднократно сообщали на страницах сайта Института Ближнего Востока, что праздновать пока, особо нечего. 1 июля, миссия ООН в Ираке (UNAMI) опубликовала данные о том, что всего лишь за один месяц, за прошлый июнь, в результате террористических атак в стране погибло 415 человек и получило ранения еще 300. Речь идет только о гражданском населении, и больше всего оно пострадало в провинции Найнава (Ниневия), где потери составили, соответственно 289 убитых и 93 раненых.

В Багдаде это количество равняется 22 убитым и 88 раненным, в Салах эд-Дине, 31 убитых и 34 ранено, в Вавилоне – 24 и 26, а в провинции Анбар – 20 погибших и 34 раненых мирных жителя.

И это, заметьте, в течение священного месяца рамадан! Когда ИГ  (его сторонники тоже его отмечают) в разы снизило атаки на объекты гражданской инфраструктуры в центральных районах страны и в ее столице.

Спецпредставитель генсека ООН по Ираку Ян Кобич в очередной раз подверг критике действия террористов и их приспешников в Мосуле, где, они прикрываются «щитом» из мирного населения, вновь напомнив, что «безопасность мирного населения я одним из приоритетов ООН».

Интересно, что бы сказали в ответ на это Я.Кобичу мирные жители Ливии, Йемена и Сирии?  Или того же Мосула, где жилые кварталы безжалостно стирались с лица земли ударами американской авиации.

К данным ООН можно относится по разному, к сожалению, эта организация давно превратилась в политизированного и ангажированного исполнителя, подчас если не самих провокаций, то, мероприятий по их подготовке и проведению, причем, раз от раза, неизменно снижающих репутацию ее персонала, и являющих собой просто издевательство над реальным положением вещей, объективными фактами и самим здравым смыслом.

Но, мы в данном случае, примем эти цифры за данность, хотя, скорее всего, они не полные и не точные. Даже в таком виде, они являют собой грустную картину: когда за месяц в стране от террористических атак, а не на поле боевых действий, а в обстановке строжайших мер безопасности и контроля (пусть и уполовиненных, из-за присущего иракцам, и свойственного всем арабам, некоторого момента расхлябанности и фатализма) теряется 700 мирных жителей, это означает, что до окончательной победы еще очень далеко.

Война с ИГ не закончится со взятием Мосула и Ракки в соседней Сирии. Она перейдет в фазу партизанскую, в диверсионно-террористическую, и может длится в таком виде годами, пока не будут устранена ее главная причина и база, ее питающая, а для этого надо задуматься над тем, над чем, к сожалению, не могут и не хотят многие из нынешних иракских власть имущих людей. Как обеспечить и гарантировать приемлемые для суннитской части Ирака (и всех остальных, тоже) условия жизни, ее исконные права и интересы, причем, не на словах, а на деле. И не в свете того «что сегодня вы нам помогите против курдов, а завтра мы вам что ни будь дадим», а в действительности, сегодня, сейчас и с гарантиями.

52.29MB | MySQL:106 | 0,810sec