Ирак: обострение конкуренции на рынке частных охранных структур

В субботу, 1 июля официальный спикер иракского движения «Катаиб Хизбалла», Мухаммед Маха выступил с заявлением, разоблачающим «новый сговор» правительства с…американской компанией Black Waters, которая якобы получила многолетний подряд на обеспечение безопасности на маршруте Багдад-Амман.

Скандал разгорается нешуточный, следующая неделя, по всей видимости, ознаменуется парламентскими слушаниями на эту тему. Ведь само название этой американской компании в Ираке ассоциируется с абсолютным злом, а история ее изгнания после резни, устроенной сотрудниками компании в середине июля 2007 г. в столичном районе Мансур, когда они открыли огонь по граждански лицам, убив в обще сложности свыше 40 человек, в том числе детей стала настолько резонансной, что вынудила Эрика Принса, основателя компании к решению провести смену названия. К тому же, других грехов к тому времени на Black Waters числилось столько, что упоминать это название стало не совсем удобно и Госдепе США, и в Пентагоне – в ее крупнейших клиентах.

И вот, «Катаиб Хизбалла» официально заявляет, о том, что перелицевавшаяся Black Waters, вновь приходит в Ирак из ОАЭ, где она прошла регистрацию в Абу-Даби, и получает очень выгодный контракт на пять лет по охране логистических путей, которые готовятся к открытию между Ираком и Иорданией после того, как правительственные части восстановят контроль над пограничными переходами между двумя странами.

Попробуем разобраться что стоит за этим заявлением.

Достаточно хорошо известно, что структуры Э.Принса зарегистрированы и базируются на территории ОАЭ, откуда, по заказу Абу-Даби выполняют ряд поручений «деликатного свойства» в Ливии, в Йемене и в ряде других стран.

Известно также, что отряды иракского Народного ополчения на ряде участков уже вышли к границам с Сирией и собираются закрепиться на достигнутых рубежах. Это означает скорое возобновление наземного транспортного сообщения с Сирией и с Иорданией.

Мы уже сообщали ранее, что структуры, близкие к «Катаиб Хизбалла» проявляют серьезный интерес к рынку частных охранных структур и военных компаний, рынок этот оценивается в десятки миллионов долларов и последние год-полтора он переживает своеобразный ренессанс. С 2015 года на него вышел очень крупный интегратор, британская G4S, ведущая международная охранная компания с высоким техническим потенциалом для реализации охранных проектов любой сложности, и представительствами в более чем 125 странах, персоналом, более чем в 620 000 квалифицированных специалистов. Акции компании размещены на Лондонской фондовой бирже и имеют вторичный листинг на Копенгагенской фондовой бирже. Не удивительно, что ее специалисты отвечают за охрану Багдадского международного аэропорта и ряд правительственных объектов в «зеленой зоне» иракской столицы.

По утверждению представителей «Хизбалла» и газеты «Аль Арабий Аль Джадид», «старая новая» Black Waters приходит в Ирак из ОАЭ, где она известна под названием «Аль Зейтуна», или «Олив Секьюрити», там же можно услышать о том, что к этому ее новому юридическому лицу причастен Эрик Принс.

Однако, проверка по данным о коммерческой регистрации юридических лиц, зарегистрированных в Абу-Даби, позволяет убедится, что действительно, компания Olive Group, основанная в 2001 г., выходцами из британских подразделений специального назначения, существует и один из ее офисов находится в ОАЭ.

В декабре 2012 г. правительство Великобритании приняло американский стандарт безопасности PSC.1 2012, согласно которому, с тех пор и оцениваются все охранные компании, действующие в «горячих точках», таких, как Ирак.

«Олив Груп» первой прошла аудит со стороны независимой аудиторской компании под надзором UK Accreditation Service (UKAS), получила все необходимые аккредитационные документы.

Все аспекты деятельности компании, в том числе, соблюдение ее персоналом прав человека, прошли проверку специалистами международного сертификационного агентства Intertek – заявляет управляющий директор «Олив Груп» Мартин Рудд.

«Ирак является одним из сложнейших мест с точки зрения обеспечения безопасности наших клиентов, и получение аудиторского заключения по стандарту PSC.1 говорит сам за себя» — добавляет М. Рудд. Компания будет стремится получить аккредитационные заключения на работу в Йемене и в Сомали, в Афганистане и в Восточной Африке.

Чтобы немного представить себе о чем речь, поясним, как проводится оценка, или «аудит», но не в привычном нам, бухгалтерском смысле этого термина, деятельности частных военных или охранных компаний, таких как «Олив Груп».

В ходе аккредитации тщательно изучается организация менеджмента и управления компании, критерии отбора субконтракторов и подрядчиков, как ведется обучение и подготовка персонала и организован учебно-тренировочный процесс, как лицензируется и ведется обучение обращению с огнестрельным оружием, документирование и документооборот, в том числе по происшествиям и несчастным случаям, а также, соответствие всего вышеперечисленного национальному и международному законодательству.

««Олив Груп» с 2006 отвечала самым высоким требованиям таких аттестаций и имеет весьма высокую репутацию среди ЧВК и охранных структур.

В сентябре 2013 г. «Олив Груп» подписала Международный свод ассоциирования, один из основных документов, регулирующих деятельность ЧВК, а старший советник компании по безопасности заседает в группе по стандартам и аккредитации (Standards and Accreditation Group (SAG), организации по безопасности в сложных условиях (Security in Complex Environment Group), являющейся официальным партнером британского Форин Офиса, то есть, Министерства по внешним связям и делам Содружества.

Важно понимать, что именно исполнительный комитет организации по безопасности в сложных условиях (SCEG Executive Committee) является основным регулятором индустрии ЧВК и охранных компаний.  И Пол Гибсон, директор SCEG высоко отзывается об «Олив Груп».

Мы так подробно пишем об этом, потому что нигде в связанных с «Олив Групп» материалах не упоминается каким-либо образом имя Э.Принса.

А если учесть то, что сама «Олив Груп» входит в состав настоящего гиганта этой и сопутствующих индустрий – холдинга Constellis, мы получаем некоторую, но всего лишь косвенную связь с Э.Принсом. Вот она – в списке учредителей этого холдинга, воистину глобального модератора и регулятора всех ЧВК —  ACADEMI Training Center, International Development Solutions, Triple Canopy, Edinburgh International, Strategic Social, National Strategic Protective Services, и…наша знакомая —  Olive Group.

Academi – на это название сменил старое Э.Принс.  Но насколько правы источники утечки в иракской прессе делая акцент именно на это обстоятельство? По нашей оценке, не на много. Дело в том, что Constellis – это как Star Alliance для гражданских воздушных перевозчиков, и в том, что, например, Lufthansa входит в состав его учредителей, нет прямой связи с тем, если Сингапурские авиалинии собираются открыть новый офис, а те, кому по различным причинам это не нравится, начинают спекулировать на этом факте и кричать, смотрите, да это же та же Lufthansa!

Все гораздо прозаичнее. Рынок ЧВК в Ираке был жестко структурирован в 2016 году с принятием закона об оружии.  На нем царит напряженная конкуренция, например, с начала этого года в Багдаде активно начала действовать немецкая компания «Асгард». И заинтересованные игроки стремятся любой ценой скомпрометировать конкурента, прибегая и к таким натянутым примерам, когда старые факты перелицуются на новый лад. «Катаиб Хизбалла» и аффилированные с ней местные ЧВК относится как раз к таким игрокам. Ну, и борьбу между двумя монстрами этого бизнеса – G4S и Constellis никто не отменял.

62.81MB | MySQL:102 | 0,510sec