Алжирская попытка сближения с США

Алжирское руководство пытается сблизиться с новой американской администрацией как в экономическом, так и политическом плане.

Цель – добиться получения от США неофициального статуса региональной державы в условиях коррекции внешнеполитического курса президента Дональда Трампа по сравнению с его предшественниками.

Не менее значимым для АНДР служит и получение американских инвестиций для развития собственной экономики.

Не случайно, что 2 – 3 июля в Алжире по приглашению его властей побывала внушительная делегация США, состоящая из видных представителей Конгресса (например, председатель комиссии по бюджету Палаты представителей Родни Фрелингхайсен) и бизнеса. В ней присутствовали как члены Демократической, так и Республиканской партий.

Официальной целью данного визита было заявлено налаживание сотрудничества между парламентами двух стран. Между тем, явный акцент с присутствием в составе американской делегации лиц, так или иначе «связанных с деньгами», косвенно свидетельствует об интересе сторон к развитию бизнеса.

И это предположение косвенно подтверждается тем, что за последние дни представители США – как Конгресса, так и бизнеса, и Госдепа имели продолжительные встречи с министром промышленности и шахт АНДР Маджубом Бедда.

Несмотря на то, что визит этот не привел к каким-то прорывам в двусторонних отношениях, известно, что в ходе его представители США заявили принимающей стороне свои предложения по увеличению американского присутствия на алжирском рынке, касающиеся прежде всего получения преференций по сравнению с их конкурентами.

Список этих предложений сейчас тщательно изучают в президентском дворце Эль Мурадия, хотя ясно одно – они не представляются алжирским лидерам привлекательными.

Необходимо в этой связи также указать на то, что накануне появления в АНДР американской делегации, посол США в этой стране Джоан Полашик имела продолжительную встречу с алжирским министром промышленности и шахт Маджубом Бедда, на которой они обсуждали возможности вложения американских инвестиций в Алжир и основные линии взаимодействия властей двух стран.

На ней Бедда заявил о «приверженности Алжира к укреплению партнерства с США в различных областях, в частности, автомобилестроении, горном деле, химии, фармацевтике, сельском хозяйстве и пищевой промышленности в условиях, когда американские компании продолжают проявлять растущий интерес к Алжиру».

Со своей стороны, представитель США отметила наличие у него «большого потенциала», тонко намекнув на то, что это больше нужно самой АНДР «в условиях, когда инвестиции так нужны для реализации политики диверсификации национальной экономики, чем хотят воспользоваться американские компании, чтобы укрепить их присутствие на алжирском рынке».

По ее словам, стороны уже имеют успешный опыт работы компании General Electric (GE) в Алжире и Вашингтон желал бы дальнейшего развития подобного сотрудничества, напомнив, что именно США повлияли на недавнее появление положительного для АНДР исследования Всемирного банка, в котором были указаны ряд сильных мест ее экономики и в том числе «экспортные преимуществ и параметры развития промышленности Алжира».

При этом представители Вашингтона не скрывают, что прежде всего США желают стать основным действующим лицом в сфере освоения АНДР альтернативных источников энергии, прежде всего – солнечной.

Одновременно посол указала, что США готовы содействовать экономическому укреплению Алжира, указав одновременно на его «важную роль в региональной стабильности и в борьбе против терроризма».

Впрочем, в конце встречи она высказалась более определенно, указав на необходимость АНДР расширить на практике подписанное ранее американо-алжирское рамочное соглашение о торговле и инвестициях (TIFA), которые, по ее мнению, «позволили открыть постоянный диалог между двумя странами для устранения препятствий перед торговлей и инвестициями.

Примечательно, что одновременно с завершением визита в Алжир делегации Конгресса был растиражирован ежегодный доклад Госдепа США по инвестиционному климату в мире, в котором ведение бизнеса в этой стране было названо делом «прибыльным, но трудным».

В частности, в нем говорится, что Алжир привлекателен для американских компаний в долгосрочной перспективе с точки «значительных возможностей сразу в нескольких секторах, включая сельское хозяйство, туризм, информационные технологии и коммуникации, производство и сборка транспортных средств, энергетика («топливная» и на основе возобновляемых источников), строительство инфраструктуры, здравоохранение», но для того, чтобы он стал им реально интересен, его власти «должны устранить некоторые препятствия.

В частности, в документе указывается, что новый закон об инвестициях, принятый в августе 2016 года в Алжире, «предполагает освобождение от налогов при получении прибыли, а также другие стимулы», однако «прежние проблемы остаются значительными. Американские компании при ведении бизнеса в этой стране должны преодолеть языковые, таможенные и бюрократические барьеры, трудности с финансовыми переводами, ограничения по конвертации валют и ценовой конкуренции с китайскими, турецкими, французскими и другими европейскими компаниями».

При этом, ссылаясь на мнение иностранных инвесторов, в том же докладе отмечено, что международные компании, работающие в Алжире, жалуются на «недостаточную защиту прав собственности, что законы и правила бизнеса здесь постоянно меняются и применяются неравномерно, что увеличивает коммерческие риски».

В результате «коммерческие контракты по-своему интерпретируются алжирскими властями и пересматриваются, что служит реальной проблемой при увеличении неопределенности на рынке».

К этому же в докладе добавлено сохранение в стране самого непопулярного у иностранных инвесторов Закона «51/49», предполагающего, что зарубежные компании могут работать на алжирской территории только совместно с алжирскими и иметь при этом долю не более чем в 49 процентов.

И, наконец, представители Госдепа отмечают, что еще больше все эти опасения подчеркивает введение властями АНДР с апреля 2017 года ограничений на импорт в страну 21 наименования иностранных товаров, разрешения на ввоз которых выдает алжирское Министерство торговли, чиновники которого реально ограничивают внешнеторговые отношения.

Претензии, в частности, высказываются в отношении того, что «система их предоставления непрозрачная и неэффективная, в силу чего выдача лицензий затруднена и затянута во времени, что привело в некоторых случаях к полному прекращению ввоза в страну определенных товаров.

И своего рода «вишенкой на торте» в данном докладе служит напоминание о внезапно возникших терниях при ведении бизнеса «у европейских и азиатских производителей автомобилей», связанных с намерением властей АНДР обложить их дополнительными налогами.

Столь открытая критика экономических действий Алжира со стороны США явно демонстрирует нежелание Вашингтона работать с ним на существующих условиях. Американские партнеры резонно «намекают» алжирским лидерам, что если они действительно так хотят с ними работать, то должны предоставить им более привлекательные условия работы по сравнению с остальными.

Во всяком случае, на ближайшую перспективу вряд ли следует рассчитывать на «нашествие» американского бизнеса в Алжире. Судя по всему, большинство компаний из США предпочтут занять выжидательную позицию относительно получения более достойных условий работы. В отличие от лидеров АНДР, чья экономика погружается во все более бедственное состояние, время для этого у них есть.

62.81MB | MySQL:102 | 0,576sec