Террористические радикальные сети Великобритании на Ближнем Востоке

Вклад Великобритании в рост террористических угроз выходит далеко за рамки последствий войн в Афганистане, Ираке, Ливии и современной Сирии. Британское правительство, как лейбористы, так и консерваторы, в течение исполнения и реализации своих так называемых «национальных интересов» за рубежом десятилетиями вступали в сговор с радикальными исламскими силами, включая террористические организации. В свою очередь, радикальные исламские силы потворствовали Великобритании, работали в коалиции и финансировали Соединённое Королевство для продвижения своих конкретных внешнеполитических целей.

С некоторыми из этих радикальных исламских сил Великобритания была в постоянном стратегическом союзе для обеспечения фундаментальных долгосрочных внешнеполитических целей; с другими, это были «временные отношения» для достижения конкретных краткосрочных результатов.

Теракты, прогремевшие в Манчестере и Лондоне, отразили связь между британскими службами безопасности и исламистскими боевиками, живущими в Лондоне. По сообщениям разведывательных служб, некоторые из этих лиц работали британскими агентами или информаторами, участвуя в терроризме за рубежом. Некоторые из них, по-видимому, были защищены службами безопасности Соединённого Королевства, будучи разыскиваемыми иностранными правительствами. Это важная, но лишь небольшая часть гораздо большей картины, которая в основном касается внешней политики Лондона. Главные связи Великобритании были с двумя странами, которые сегодня имеют прочные отношения друг с другом и называют друг друга союзниками, а также являются основными государственными спонсорами исламского терроризма – Саудовская Аравия и Пакистан.

Масштабы воспитания террористов радикального ислама в Эр-Рияде и Исламабаде затмевают положение других стран во всём мире, в частности официальных врагов, таких как Иран или Сирия. «Аль-Каида» (запрещена в России) отчасти является клиентом британского союзника – Саудовской Аравии, учитывая прямые связи между саудовской разведкой и Усамой бен Ладеном с первых лет антисоветского джихада в Афганистане в 1980-х годах. Пакистан также был крупным спонсором различных террористических групп ещё со времён военного переворота в 1977 году – военная поддержка привела к возникновению террористических групп. До недавнего времени именно пакистанские сети терроризма представляли наибольшую угрозу для Великобритании.

Пакистан, и Саудовская Аравия являются британскими творениями. Эти страны, будучи во многом разными, объединяет фундаментальное отсутствие легитимности. Учитывая их союз с Великобританией, неудивительно, что британские лидеры не призывали к тому, чтобы Исламабад и Эр-Рияд не подверглись бомбардировкам.

Вторая группа террористических сетей, с которыми Великобритания вступила в сговор – «Братья-мусульмане» –  организация, которая была основана в Египте в 1928 году, и превратилась во влиятельную всемирную сеть терроризма.  Великобритания также работала вместе с движением «Даруль Ислама» («Дом ислама») в Индонезии.  В основном  Великобритания сотрудничала с суннитскими движениями в продвижении своей внешней политики, она также временами вступала в союз с иранскими шиитскими радикалами в 1950-х годах, а также после Исламской революции в Иране в 1979 году.

После джихада в Афганистане Великоритания проводила частные операции с боевиками в различных террористических организациях, включая пакистанский «Харкат-уль-Ансар», Ливийскую исламскую боевую группу и Освободительную армию Косово, все из которых имели прочные связи с Бен Усамой Ладеном и «Аль-Каидой».

Великобритания исторически способствовала развитию глобального терроризма. В течение длительного периода многие джихадистские группы и отдельные лица находили убежище в Великобритании, некоторые из них получали гражданство, продолжая при этом заниматься терроризмом за рубежом. Белый дом поощрял развитие «Лондонастана» – столицы, действующей в качестве базы и организационного центра для многочисленных групп джихадистов. Британский истеблишмент позволял некоторым исламистским группам работать из Лондона не только потому, что они предоставляли информацию службам безопасности, но также потому, что они считались полезными для британской внешней политики, особенно в  момент политической раздробленности Ближнего Востока.

Эту цель Великобритания преследовала ещё со времён империализма. Радикальные исламские сети Великобритании полезны в трёх конкретных направлениях. Во-первых, это постоянное поддержание прозападных режимов. Во-вторых, это «ударные войска» для дестабилизации и  свержения правительств. В третьих, радикальные исламисты – это «политический инструмент» для использования  в изменении идеологии государственных режимов.

Хотя Великобритания давно наработала особые отношения с Саудовской Аравией и Пакистаном, она не была в стратегическом союзе с радикальным исламом как таковым. Британские официальные лица прекрасно понимали, что их завербованные сотрудники были антизападными и не исповедовали либеральных социальных ценностей. Радикальные  силы противостояли Лондону на Ближнем Востоке как в прошлом, так и в настоящем, но они не выступали против неолиберальной экономической политики, проводимой прозападными режимами.

Сговор с радикальной сетью ислама помог Великобритании продвинуть две её основные геостратегические цели во внешней политике. Первое – это влияние и контроль над ключевыми энергетическими ресурсами, которые всегда признаются в документах британского планирования как приоритет номер один на Ближнем Востоке. Британские операции, направленные на содействие или борьбу с исламистскими силами, в целом направлены на поддержание власти или установление правительств, которые будут способствовать политике, благоприятствующей Западу в отношении нефти. Вторая цель – сохранить место Великобритании в рамках прозападного глобального финансового актора. Саудовцы инвестировали миллиарды долларов в американскую и британскую экономику и их банковские системы, в Великобритания и США получают крупные инвестиции в Саудовской Аравии, именно это и является подлинным стратегическим контекстом коалиции Лондона и Эр-Рияда.

В современной ситуации Великобритания играет роль младшего партнёра США, а время от времени действует де-факто, как скрытая рука Вашингтона, которая выполняет грязную работу, которую Вашингтон не может позволить себе сделать. Общественность лишена ключевой информации для понимания происхождения нынешнего терроризма и той роли, которую в этом деле играют правительственные учреждения Великобритании, представляющиеся главными защитниками отечества.

52.25MB | MySQL:103 | 0,638sec