Проблема информационной безопасности в Исламской Республике Иран

Высшее военное и государственное руководство Исламской Республики Иран уделяет значительное внимание вопросам информационной политики и информационной безопасности страны. В Тегеране исходят из того, что Иран в настоящее время является одним из главных объектов развязанной США и Израилем информационной войны против ИРИ, ведущейся по нескольким направлениям.

1. Компрометация Ирана на международной арене, создание имиджа изгоя, политическая, экономическая, научно-технологическая и культурная блокада Ирана

В условиях, когда важнейшей тенденцией развития современного мира стала глобализация всех сфер человеческой деятельности, блокирование, изоляция одного из членов мирового сообщества может привести к тому, что он окажется на обочине развития цивилизации. В ситуации с Ираном наиболее очевидно это проявляется в области освоения Тегераном атомной энергии в мирных целях, телекоммуникации и связи, оборонных технологий, современных технологий в топливно-энергетическом комплексе и др.

2. Информапионно-психологическое воздействие на массовое сознание населения Ирана и на отдельные группы людей

Как считают в иранском руководстве, цель этого воздействия — создание ситуации социально-политической напряженности в стране, конфликтных ситуаций, внесение и увеличение раскола между клерикально-политической правящей элитой и населением, мобилизация инакомыслящих и оппозиции к активным действиям. К объектам такого воздействия иранское руководство относит молодежь, студентов, интеллигенцию и социально незащищенные слои населения. В Тегеране считают, что результатом именно такого информационно-психологического воздействия со стороны враждебных Ирану государств стали массовые волнения студенчества в июне-июле 2003 г. в иранской столице и других городах страны (хотя в общем эти волнения проводились при практически полном контроле со стороны Министерства информации и Корпуса стражей исламской революции).

Одним из наиболее опасных инструментов информационно-психологического воздействия иранское правящее духовенство считает спутниковое телевидение и Интернет, а также распространение по этим каналам информации, нарушающей сложившиеся в иранском обществе стандарты морали, общественной нравственности.

Впервые Интернет появился в стране в 1992 г., когда был открыт первый местный сервер, подключенный к сети Интернет в рамках членства Ирана в Европейской сети академических исследований (EARN).

С 1996 г., после открытия частных компаний предоставляющих доступ в Интернет, отмечается рост числа пользователей сети.

В июне 1999 г. в Иране насчитывалось около 900 доменных имен первого (.ir) уровня, открытых для общего пользования, а к концу 2002 г. их число выросло до 1400.

Необходимо отметить, что точное количество доменных имен как первого, так второго и третьего уровней определить крайне сложно. Одной из причин этого является то, что государственные организация и некоторые частные фирмы защищают их от несанкционированного доступа.

В настоящее время общее количество пользователей сети составляет 80-95 тысяч, из которых 48-55 тыс. — в научных организациях, 8-10 тыс. — в государственных организациях, 7-9 тыс. — на промышленных предприятиях, 18-20 тыс. — частные пользователи.

Подключение пользователей Сети в Иране базируется на двух системах: с использованием модемов (PSTN) и с использованием выделенных каналов (PEN). Подключение через систему PDN обеспечивается компанией DCI, являющейся дочерней фирмой телекоммуникационной компании Ирана (TCI).

За последние два года широкое развитие получил частный сектор информационных компаний. Так, одной из крупнейших является фирма «PATSA», которая работает с иранскими министерствами иностранных дел, внутренних дел, здравоохранения, нефти, торговли, крупными государственными компаниями, а также другими государственными и частными организациями.

В настоящее время в Иране насчитывается около 40 наиболее крупных основных интернет-провайдеров. Кроме этого имеется большое количество компаний, осуществляющих вторичную продажу услуг по обеспечению доступа в Сеть.

При оформлении подключения к Интернету провайдером сообщается телефонный номер сервера, пользователь сообщает свой позывной и пароль для идентификации. После оплаты предоставляемых услуг на сервере компании инициализируется учетная запись нового пользователя. Программное обеспечение, персональный компьютер и периферийное оборудование закупаются пользователем самостоятельно. Некоторые компании имеют службу согласования программного обеспечения и по просьбе клиента осуществляют выезды на место.

Вместе с тем иранское правительство для осуществления полного контроля частных фирм и ограничения информации, передающейся по сетям Интернет, пытается принять соответствующие меры. Так, в сентябре 2002 г. министерством культуры и исламской ориентации ИРИ было принято решение, согласно которому услуги по предоставлению доступа в Интернет могут оказывать только государственные телекоммуникационные компании. Решением предписывается, чтобы все частные провайдеры в течение полугода прекратили предоставлять собственный высокоскоростной доступ в Сеть через спутники и демонтировали все свои «тарелки». Провайдерам разрешается предоставлять услуги доступа в Интернет только через государственную телекоммуникационную сеть, которая и так перегружена и не отличается хорошим качеством связи.

В целом в последнее время в Иране глобальная компьютерная сеть Интернет получила значительное распространение. Увеличение количества интернет-провайдеров, имеющих возможность подключения к сети за пределами страны, расширяет возможности граждан по доступу к информационным ресурсам за рубежом. Вместе с тем контрольными органами страны осуществляются активные мероприятия по введению цензуры на доступ к зарубежным сайтам. Ряд адресов серверов, имеющих антииранскую, либо противоречащую нормам ислама информацию, недоступен из страны и блокируется местными программными средствами типа Surf Wach.

Кроме того, в целях защиты от негативного информационно-психологического воздействия на массовое сознание населения иранский парламент принял 1 апреля 1998 года закон, запрещающий использование населением достижений технологии спутникового телевидения.

3. Экономическая, информационная и технологическая блокада

Специалисты считают, что нормальное функционирование ряда сфер экономики и финансов целиком зависит от возможности и своевременности получения доступа к информационным и технологическим ресурсам. Введение эмбарго на тот или иной вид товаров, технологий или информации, применение других экономических санкций, информационная блокада могут стать крайне гибкими и эффективными методами воздействия на потенциального противника. Такие методы в течение 24 лет используются против Ирана Соединенными Штатами и отдельными западноевропейскими союзниками Вашингтона. Речь, например, идет о запрете на поставки в Иран современных компьютерных технологий и техники, продукции военного назначения, средств и технологий коммуникации и связи (так называемый «цифровой разрыв» — то есть неравенство в доступе к современным телекоммуникационным и телеинфокоммуникационным службам, влекущее за собой углубление других видов неравенства: экономического, социального и культурного), на крупномасштабные инвестиции в топливно-энергетический комплекс Ирана и поставки современного оборудования и технологий для этой сферы экономики, о блокировании (автоматическом «замораживании») счетов и вкладов неугодных государств, режимов, отдельных групп и лиц в международной телекоммуникационной банковской системе «Свифт» (более 2000 банков в 60 странах мира).

Иранцам в середине 80-х гг. пришлось испытать на себе действие этой системы, когда США наложили эмбарго на вклады Тегерана за рубежом и информация о местонахождении иранских вкладов просто исчезла на несколько дней из компьютерных баз многих банков.

4. Информационное воздействие на системы управления и принятия решений (гражданские, военные), гражданские и военные информационные инфраструктуры (телекоммуникационные, транспортные, финансовые, экономические и системы вооружений)

В качестве информационного оружия на этом направлении могут применяться высокоточные вооружения для поражения органов управления или отдельных радиоэлектронных средств, средства радиоэлектронного воздействия (борьбы), источники мощного электромагнитного импульса, программные вирусы, средства пропаганды и дезинформации, психотропное оружие и т.д.

В силу низкой качественной и количественной информатизации этих систем в Иране, отсутствия средств и технологий противодействия и защиты, системы управления и принятия решений в ИРИ являются крайне уязвимыми. Анализируя опыт применения информационного оружия и технологий американцами в Югославии и Ираке, иранские специалисты приходят к выводу о неготовности Ирана к ведению стратегической вооруженной борьбы и главную ставку делают на тактические формы и способы ведения боевых действий с массовым применением живой силы и традиционных видов вооружений и военной техники. Вполне очевидно (и это подтвердил иракский опыт), что такой подход является ошибочным. В современных условиях выигрывает та из воюющих сторон, которая имеет больше информации о поле боя, быстрее обрабатывает информацию и оперативней принимает решение, а также воздействует на военные и гражданские информационные инфраструктуры с целью вывода их из строя и разрушения систем управления и принятия решения.

В Исламской Республике Иран в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, информационного противоборства работают:

1. Высший совет по информационным технологиям и информационной политике.

Он создан решением парламента в апреле 2003 г., состоит из нескольких комиссий, в состав которых входят представители различных министерств и ведомств. Главными задачами Совета являются: выработка концепции информационной политики государства, подготовка концепции формирования информационного общества в Иране, разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных органов в сфере информационных технологий, реализация программы международного сотрудничества Ирана в указанной области, внедрение информационных и телекоммуникационных технологий.

Секретариат и рабочие органы Совета размещаются в министерстве связи и информационных технологий ИРИ (старое название министерство почты, телеграфа и телефона).

Основные комиссии Совета:

Организационная комиссия. Ее состав входят представители министерства связи и информационных технологий, министерства науки, исследований и технологий, министерства культуры и исламской ориентации, министерства информации (безопасности), министерства торговли, представители организации радио и телевидения, организации управления и планирования. В задачи комиссии входит административное управление Высшим советом, выработка основных целей и задач в информационной и телекоммуникационной сферах, вопросы расширения информационного и технического вещания, создание основ участия негосударственных организаций в развитии информационного и технического вещания, усиления роли Ирана на международной арене в области телекоммуникаций.

Специальная комиссия технической информации и исследований. Состав комиссии входят представители министерства науки, исследований и технологий, министерства промышленности, министерства обороны, министерства связи и информационных технологий, министерства информации (безопасности), министерства образования, министерства здравоохранения, организации управления и планирования, представители компьютерных компаний, эксперты. Основные задачи комиссии заключаются в рассмотрении долгосрочных планов, координации фундаментальных исследований, выработке основ обеспечения защиты трудовых ресурсов, занятых в информационной и телекоммуникационной сферах деятельности, выработке плана создания национальной сети информационного вещания, поддержке, развитии и укреплении телекоммуникационной промышленности.

Специальная комиссия информационного вещания. В ее составе: представители министерства культуры и исламской ориентации, министерства торговли, министерства информации (безопасности), министерства связи и информационных технологий, министерства науки, исследований и технологий, министерства здравоохранения, организации управления и планирования, эксперты, представители компьютерных компаний, национальной библиотеки.

Задачи комиссии: утверждение основ и порядка информационного вещания в стране, обеспечение отбора выпускаемой информации, утверждение основ защиты информации, обеспечение взаимодействия государственных и негосударственных структур информационного вещания.

Специальная правовая комиссия. Состоит из представителей министерства культуры и исламской ориентации, министерства юстиции, министерства торговли, министерства промышленности, министерства науки, исследований и технологий, министерства связи и информационных технологий, организации управления и планирования, экспертов, представителей национальной библиотеки, судебной власти. Деятельность данной комиссии охватывает правовые и юридические аспекты информационного и телекоммуникационного вещания.

Специальная комиссия по информационной деятельности в сфере экономики и торговли, а также по вопросам электронной торговли. Членами этой комиссии являются представители министерства торговли, министерства промышленности, министерства связи и информационных технологий, министерства науки, исследований и технологий, таможни, национального банка, биржи, управления свободных экономических зон, организации управления и планирования, эксперты. Комиссия определяет основы и порядок информационного вещания по финансовым, экономическим и торговым вопросам.

2. Министерство культуры и исламской ориентации (МКИО) и подчиненная ему Организация культуры и исламских связей (ОКИС).

Эти два ведомства являются главными пропагандистскими и контрпропагандистскими организациями, сфера деятельности которых распространяется как на территорию Ирана, так и на зарубежные страны.

На МКИО возложены также контрольно-цензорские функции надзора за деятельностью иранских СМИ и зарубежного журналистского корпуса в ИРИ, а также провайдеров Интернета в стране, цензура ввозимой в Иран печатной, кино- и видеопродукции, телематериалов, программного обеспечения.

3. Министерство связи и информационных технологий и работающая в его структуре Телекоммуникационная компания Ирана (TELECOMMUNICATION COMPANY OF IRAN — TCI)

Эти организации являются главными иранскими ведомствами, на которые возложены задачи организации всех видов связи и разработка и реализация программ управления страной с помощью связной телекоммуникационной и информационной инфраструктуры (спутниковые, радиорелейные, волоконно-оптические и др. виды линий связи), развитие сотовой системы связи, увеличение числа телефонных линий и т.д.

На министерство связи и информационных технологий возложена также задача «глушения» телевизионных и радиоканалов зарубежных электронных СМИ, ведущих подрывную пропагандистскую работу против исламского строя и правящего режима в Иране.

4. Министерство информации (безопасности) ИРИ.

Основные задачи — обеспечение безопасности национальных информационных и телекоммуникационных инфраструктур, сбор и добывание информации о планах и действиях враждебных Ирану стран в сфере информационного противоборства, борьба с особо опасными государственными преступлениями с применением информационных технологий, противодействие враждебному воздействию на информационные системы и другие объекты в стране.

5. Корпус стражей исламской революции (КСИР).

Эта структура выполняет задачи по физической охране наиболее важных объектов информационной и телекоммуникационной инфраструктур, проведению специальных информационных операций за рубежом (распространение выгодной Тегерану информации, слухов, документальных, информационных и пропагандистских материалов и т.д.).

В целом, иранское руководство осознает угрозы информационной национальной безопасности страны в сфере информационного противоборства. Тегеран, особенно в последние 10 лет, является объектом мощного военно-политического давления со стороны США и их союзников. Используемые для этого поводы весьма многообразны. Это и вопросы «ядерного досье», устремления Ирана в сфере современных военных технологий, в т.ч. ракетных, поддержка Тегераном международного терроризма, его связи с «Аль-Каидой», палестинскими экстремистскими организациями, нарушение прав человека и другие.

Необходимо отметить, что, как показал анализ действий Тегерана в конфликте с МАГАТЭ, в Иране недооценивают степень угроз, не всегда адекватно реагируют на их появление. Эти факторы, а также амбициозность клерикальной верхушки, ее претензии на демонстрацию независимой политической линии, зачастую не совпадающей с общепринятыми на международной арене установками, приводят к усилению конфронтации в отношениях Ирана с внешним миром, к ужесточению политической, экономической и информационной изоляции страны. В эпоху же глобализации информационных систем, политической, экономической, культурной интеграции любую страну, исключенную из этих процессов, ожидает экономическое прозябание. Его признаки четко проявляются в последнее время в Иране. Выход из этой ситуации, как считают прагматически мыслящие иранские аналитики, это внесение корректив во внешне- и внутриполитический курс руководства страны, способных содействовать постепенному выводу Ирана из международной блокады.

50.45MB | MySQL:89 | 1,013sec