Израиль: о замораживании плана расширения Калькилии

Узкий кабинет израильских министров (именуется также министерской комиссией) по вопросам внешней политики и безопасности должен был провести в среду вечером голосование по плану расширения города Калькилии за счет зон С (речь идет о тех частях Иудеи и Самарии, которые, согласно Норвежским соглашениям 1990-х годов, находятся под полным – как военным, так и гражданским контролем Израиля). Однако в ходе довольно долго продолжавшегося предварительного обсуждения премьер-министр Биньямин Нетаньяху понял, что у него нет необходимого большинства для утверждения этого плана. Обсуждение в узком кабинете стало продолжением ведущей на протяжении последних недель ожесточенной борьбы по этому поводу между инициировавшим данный план лидером партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), министром обороны Авигдором Либерманом и лидером тесно связанной с поселенческим движением религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», министром просвещения Нафтали Беннетом, развернувшим широкую кампанию против реализации этого плана.  Поскольку премьер-министр, поддерживает в этом вопросе министра обороны, он, видя, что план расширения Калькилии не пройдет, принял решение совсем не выдвигать его на голосование. Вместо этого было решено провести через десять дней новое заседание узкого кабинета министров и обсудить на нем политику выполнения законов о строительстве и утверждения перспективных планов строительства в зонах С в целом.

До тех пор штаб по национальной безопасности, существующий при канцелярии премьер-министра Израиля, вместе с Министерством обороны будет проводить углубленный и личный инструктаж с министрами относительно предлагаемого плана расширения Калькилии. Нет никакого сомнения в том, что в реальности основной целью этого инструктажа будет попытка убедить министров все-таки поддержать план расширения Калькилии. В дополнение к этому узкий кабинет поручил юридическому советнику правительства сформулировать позицию относительно распределения суверенных полномочий между правительством и ЦАХАЛом в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Следует пояснить, что поскольку Иудея и Самарии не являются частью суверенной территории Израиля, в роли суверена в них выступает военное командование. Именно это обстоятельство привело к конфликту вокруг плана расширения Калькилии, когда его противники, прежде всего, Нафтали Беннет утверждали, что военное командование попыталось протащить его в обход политического руководства страны.

Руководство поселенческого движения и связанные с ним СМИ относят этот успех – так они рассматривают замораживание плана расширения Калькилии – главным образом на счет главы регионального совета Самарии Йоси Дагана. Именно он сумел, по их мнению, убедить колебавшихся членов узкого кабинета выступить против плана расширения Калькилии и тем добиться формирования большинства против него. После того, как было сообщено о том, что упомянутый план временно заморожен, Йоси Даган заявил: «Я приветствую это решение. Это первый шаг в правильном направлении. Я призываю премьер-министра пройти этот путь до конца и полностью снять этот нелепый план, угрожающий безопасности Саронской долины (прилегающие к Самарии с запада местности, находящиеся на суверенной территории Израиля – В.Ч.) и Самарии, с повестки дня – и уделить чуть больше времени продвижению строительных проектов для граждан Государства Израиль в Иерусалиме, Иудее, Самарии и по всей стране».

Основным проигравшим на упомянутом заседании узкого кабинета по иностранным делам и безопасности оказался министр обороны и лидер партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) Авигдор Либерман, который является главным сторонником плана расширения Калькилии. Днем в среду, 12 июля, Авигдор Либерман вместе с заместителем министра обороны раввином Эли Бен-Даханом («Еврейский дом») и главой регионального совета Самарии Йоси Даганом принял участие в церемонии открытия нового шоссе в поселении Маале-Шомрон. В ходе своих выступлений на этой церемонии Авигдор Либерман и Йоси Даган изложили прямо противоположные точки зрения по поводу плана расширения Калькилии. Министр обороны попытался изложить рациональные соображения, стоящие за этой программой:

«Калькилия заключена в забор безопасности (в том числе земли в зонах С, за счет которых предполагается расширять этот палестинский арабский город – В.Ч. ). Это частные палестинские земли, на которые не приезжает ни один еврей. Я попросил штаб израильских войск в Иудее и Самарии проверить, когда евреи в последний раз бывали там, и они не сумели найти такой информации. Мы говорим максимум о 6100 единицах жилья (а не о 14 тысячах, как сообщалось в израильских СМИ – В.Ч.), из которых около тысячи уже построены (незаконно. План подразумевает их легализацию – В.Ч.). Весь этот план должен осуществляться поэтапно, до 2035 года. Мы говорим о 300-400 единицах жилья в год, и это всё. И поэтому я предлагаю, чтобы мы на самом деле поговорили бы о фактах и прислушивались бы к реальности, а не только к лозунгам. (…) Калькилия это только тригер, Калькилия это только повод. Есть настоящий спор в правом лагере. Между ответственными, серьезными правыми и мессианскими, популистскими правыми (под «мессианскими правыми», несомненно, подразумеваются сторонники партии «Еврейский дом» — В.Ч.). Вот это спор. Калькилия это только повод. А это повсюду. Это начинается с вопроса, хотим ли мы еврейское или же двунациональное государство, и продолжается до вопроса о службе девушек в ЦАХАЛе (сейчас в Израиле идет ожесточенный спор о совместной службе юношей и девушек в ЦАХАЛе. «Еврейский дом» выступает против совместной службы – В.Ч.). Здесь есть настоящий идеологический спор. Калькилия это только повод.

По словам Авигдора Либермана, критика против планов строительства в Калькилии основывается на спекуляциях, никак не связанных с безопасностью: «Когда я формулировал программу «Кнута и пряника» (речь идет об изложенной Авигдором Либерманом прошлой осенью программе поощрения тех городов Палестинской национальной администрации, жители которых непричастны к террористической деятельности, и наказания тех городов, жители которых особо активно в ней участвуют – В.Ч.), я проводил заседания с военным командованием. Программа получила полную поддержку от начальника Генерального штаба (генерал-лейтенант Гади Айзенкот – В.Ч.), начальника АМАНа (военной разведки. Генерал-майор Герцль Галеви – В.Ч.), командующего Центральным военным округом (генерал-майор Рони Нума – В.Ч.) и командующего израильскими войсками в Иудее и Самарии (полковник Лиор Кармели – В.Ч.). Думаю, что, если мы говорим о безопасности, то давайте выслушаем, прежде всего, тех, кто несет ответственность за безопасность, а не тех, чья голова все время находится на выборах или на праймериз (то есть, политиков – В.Ч.). Программа «Кнута и пряника» — это оптимальная программа, которая, прежде всего, драматическим образом повышает уровень безопасности в Иудее и Самарии, а также заботится о поселениях. Не лозунгами, а делами».

Йоси Даган в своем выступлении на церемонии открытия нового шоссе в Маале-Шомроне кратко отреагировал на эту речь Авигдора Либермана: «Я очень уважаю министра, и я не думаю, что я принадлежу к какому-то мессианскому или нелепому правому лагерю. План (расширения – В.Ч.) Калькилии опасен».

На этом этапе рано говорить о том, удастся ли министру Авигдору Либерману преодолеть сопротивление «Еврейского дома» и поддерживающих его в данном вопросе политиков из других партий правящей коалиции (а именно благодаря им, Биньямин Нетаньяху и Авигдор Либерман не смогли провести упомянутый план). Вместе с тем, очевидно, что от того, как будет разрешен конфликт по поводу плана расширения Калькилии, зависит, будет ли вообще реализована программа «Кнута и пряника», предложенная Авигдором Либерманом.

52.23MB | MySQL:103 | 0,615sec