Подъем технологичного и инновационного терроризма. Часть 2

В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ (ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».

Продолжаем рассматривать вводную часть документа с того места, где автор (Серкан Балкан) пишет о росте технологичности современного терроризма и о технологии беспилотных летательных аппаратов (БЛА), как об одном из наиболее ярких проявлений упомянутого тренда, взявшего курс на так называемый «инновационный терроризм». Последний, в частности, подразумевает создание новых или модернизация существующих технологий с целью осуществления террористической деятельности.

Как пишет автор, одним из самых важных результатов последнего времени стало то, что ДАИШ (здесь и далее ИГ – запрещённая в России террористическая организация), используя технологию коммерчески доступных БЛА, развил собственную, специальную программу БЛА. Благодаря беспилотникам наступательный и оборонительный потенциал ИГ многократно возрос. Причем угрозы выросли не только для военных, но и для гражданских лиц. В последнее время большой ущерб был нанесен в результате бомбовых ударов с БЛА, доказавших эффективность своего использования.

Впервые факт использования сторонниками ИГ БПЛА (в данном случае, для разведовательных целей) был установлен в Рамади в 2015 году иракскими силами безопасности. Аналогичным образом, турецкие подразделения, дислоцированные в лагере Башика в Северном Ираке, спустя 15 минут после обнаружения БЛА подверглись плотному беспокоящему огню. Об упомянутых инцидентах можно говорить, как о первых случаях применения ИГ БЛА с целью наблюдения и сбора разведывательной информации о противнике, находящемся в оборонительной позиции. Кроме того, можно говорить, что подобные действия уже вписаны в новую тактику ИГ.

В результате операции, проведенной иракскими силами безопасности в феврале 2016 года по освобождению Рамади, ими был обнаружен сборочный цех и захвачены модернизированные макеты БЛА, прототипы крыльев и взрывчатые вещества. Упомянутые компоненты послужили наглядным свидетельством того, что ИГ не собирается ограничивать использование БЛА сбором развединформации, а работают над другими сферами применения, пытаясь оснащать беспилотники различными типами вооружений. Однако, до того времени, когда это станет возможным, БЛА используются террористами, в первую очередь, для сбора разведданных и для наведения и корректировки огня при миномётных, артеллерийских и ракетных атаках.

Как отмечает автор, первый случай применения сторонниками ИГ БЛА с атакующими целями был зафиксирован в Сирии, против турецких подразделений в ходе выполнения ими операции «Щит Евфрата». 27 сентября 2016 года в результате подрыва «взрывчатого вещества», заложенного в БЛА, управляемый со стороны ИГ, было ранено трое турецких военнослужащих. Первая атака БЛА в Ираке была зафиксирована 2 октября 2016 года в ходе операции в Мосуле – против сил пешмерга. В результате подрыва самодельного взрывного устройства, заложенного в БЛА, два бойца пешмерга погибли, два военнослужащих французского спецназа оказались тяжело ранены.

Активное применение ИГ, с атакующими целями, БЛА наблюдалось уже с четвёртого квартала 2016 года – в частности, против сил безопасности, осуществляющих операцию в Мосуле, а также против Партии демократического союза – Рабочая партия Курдистана, участвующих в операции в Ракке. Растущее использование ИГ технологии БЛА, как средства нападения, всерьёз обеспокоило силы безопасности различных государств. В этом смысле стоит отметить обеспокоенность США, играющих активную роль в операциях в обеих упомянутых странах. В результате был подготовлен комплекс мер противодействия этой угрозе, включая все возможные средства борьбы с БЛА – от водяных снарядов до лазеров.

Борьбу, которые развернули США для борьбы с БПЛА, применяемых ИГ можно сравнить с той, что была задействована против использования «Аль-Каидой» (запрещена в России) самодельных взрывных устройств. Командующий операцией «Непоколебимая решимость» генерал Стивен Таунсенд назвал в качестве одного из приоритетов в борьбе с ИГ защиту своих сил и обезвреживание БЛА. Невзирая на то обстоятельство, что вплоть до настоящего времени в результате атак ИГ с применением БЛА американские военнослужащие не пострадали, сложности в обнаружении этих аппаратов и ущерб, нанесенный иракским силам безопасности, оказывают, по словам американской стороны, негативный «психологический эффект» на американских солдат.

Использование со стороны ИГ БЛА нашло отражение в непериодической военной литературе. Приводя к серьёзным потерям это использование привлекло самое пристальное внимание со стороны других негосударственных военных акторов. Их попытки перенять опыт вызвали резонанс уже на международной арене. В конце концов, БЛА в Сирии начала применять ливанская «Хизбалла» и отряды оппозиции, а в Ираке — местное шиитское ополчение «Хашед аш-Шааби». В Йемене хоуситы, с помощью взрывного устройства, установленного на беспилотное «морское устройство», атаковали военный корабль, принадлежащий Саудовской Аравии. Результатом этой атаки стала гибель трёх военнослужащих.

52.19MB | MySQL:103 | 0,412sec