Очередное обострение судано-американских отношений

Президент Судана Омар аль-Башир издал в 12 июля указ о приостановке работы комитета по ведению переговоров с США. Об этом сообщило Суданское информационное агентство (СУНА).

По его информации, этот орган прекращает деятельность до 12 октября 2017 года. Как в свою очередь сообщило агентство Рейтер, Хартум пошел на эти меры после того, как США во вторник на три месяца отложили принятие решения об отмене санкций в отношении Судана. 13 января этого года бывший президент США Барак Обама подписал указ о признании позитивных действий суданского правительства и отмене определенных санкций в отношении африканской страны. Согласно пояснению Минфина США, по новому указу американские санкционные меры будут отменены, «если правительство Судана будет поддерживать те позитивные шаги, которые оно предпринимает на протяжении последних шести месяцев». С 1997 года находящиеся в американской банковской системе авуары Судана находятся под арестом. В 2007 году администрация бывшего президента Джорджа Буша-младшего приняла решение ввести санкции в отношении ряда должностных лиц Судана, на которых она возлагала персональную ответственность за трагические события в Дарфуре, где с 2003 года продолжаются вооруженные межэтнические столкновения. В октябре прошлого года Барак Обама продлил еще на год срок действия режима американских санкций в отношении Судана. В этой связи необходимо отметить, что предпосылки к такому развитию событий наметились еще в начале июня. Президент Судана О.аль-Башир очень нервно отреагировал на отказ Эр-Рияда принимать его на исторической встрече глав государств 50 стран в КСА, которая была приурочена к визиту в королевство президента США Д.Трампа. Справедливости ради надо сказать, что саудовцы в данном случае лишь выполняли настоятельное требование Вашингтона, но О.аль-Башир воспринял это как личный вызов, и, что самое главное, как невыполнение обещания со стороны наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана. Последний клятвенно пообещал суданскому президенту добиться от Д.Трампа отмены санкций как раз в процессе его визита в КСА. Судан на той встрече представлял бывший вице-президент О.Таха, и ход его переговоров с американской стороной и саудовцами совсем не успокоил О.аль-Башира, а породил в нем еще большие подозрения. По оценке президента Судана, весь ход разговоров с О.Тахой свидетельствовал о том, что Вашингтон и Эр-Рияд рассматривают его как самого вероятного сменщика О.аль-Башира, который не может рассматриваться далее в качестве вероятного регионального партнера американцев в силу его преследования за военные преступления со стороны Международного уголовного суда (МУС). Другими словами, все возвращается на круги своя: дальнейшее развитие отношений с Суданом рассматривается Вашингтоном через призму обязательного удаления О.аль-Башира от власти. Реакция пока еще действующего суданского президента была оперативной: О.Таха еле успел уехать обратно из Судана в КСА буквально через несколько часов после своего возвращения с исторической встречи, где он сейчас и просит защиты у короля Сальмана. Он был обвинен О.аль-Баширом в предательстве в пользу ФБР США (бюро этой структуры в Хартуме фактически оказалось заблокированным; местные спецслужбы отказываются пока иметь с ним дело), что само по себе является серьезным сигналом именно американцам. Нынешний указ о приостановке переговорного процесса с Вашингтоном — это второе предупреждение и еще один сигнал, ну а третьим будет предстоящий визит О.аль-Башира в Москву по пути в Пекин, который он планирует совершить в августе. В данном случае надо отдавать себе отчет в том, что к Москве О.аль-Башир всегда апеллирует в двух случаях. Первый — это когда над ним нависает меч МУС и необходимо соответствующее блокирование таких попыток через Совет Безопасности ООН. И второй — когда надо поддразнить американцев. В отличие от китайцев, которых суданский президент вместе с их кредитами планирует привлечь обратно в Судан (китайские компании свернули свою деятельность в стране после прекращения транзита южносуданской нефти еще три года назад), Москва необходима суданскому президенту только для этого, поскольку никаких серьезных экономических проектов организовать российской стороне в Судане за последние шесть-семь лет так и не удалось. Все упирается в финансирование и нежелание Хартума расплачиваться за предоставляемые проекты в сфере модернизации национальной экономики путем передачи в собственность российским компаниям золотых приисков. Эту тему очень серьезно и монопольно контролирует клан самого президента, и делиться ни с кем он не хочет. Но хочет кредитов, чего российская сторона делать не собирается.

Насколько весомы попытки О.аль-Башира рассориться с КСА и США? Эр-Рияд суданский президент старается не трогать напрямую (он и О.Таху выпустил обратно в КСА, стремясь не раздражать лишний раз Эр-Рияд): от них зависят финансовые транши по стабилизации национальной валюты фунта. А вот американцев он предупреждает вполне отчетливо, нажимая на самую слабую их точку в рамках двусторонних отношений — сотрудничество в сфере безопасности. Американские спецслужбы получают очень значительный массив оперативной информации именно по линии партнерских связей с Суданом, чего они никогда не афишировали. И нынешняя пауза в этом сотрудничестве должна, по задумке суданского лидера, заставить американское разведсообщество надавить на президента США в рамках дальнейшего ослабления экономического эмбарго, и что самое главное, на восприятие О.аль-Башира в нынешней администрации как полноценного партнера по сотрудничеству.

52.23MB | MySQL:103 | 0,685sec