Алжир начинает политику по снижению рождаемости

Новое алжирское правительство Абдельмаджида Теббуна в качестве одной из важнейших антикризисных мер заявляет о начале подготовки к запуску демографического регулирования под лозунгом «Планирование семьи как приоритет».

Об этом заявил 12 июля Ор-Мохтар Хасбеллауи по случаю празднования всемирного Дня народонаселения, указавший, что к этой необходимости власти толкает неуклонное избыточное увеличение деторождений в стране.

По его словам, уже сейчас население Алжира превышает 41.7 млн человек, а к 2030 году оно превысит 51 млн человек и к этому «надо готовиться уже сейчас, чтобы удовлетворить их потребности и создать для этого возможности государства».

Согласно источникам в правительстве АНДР, «программа планирования семьи» является важной частью утвержденного премьер-министром и президентом страны Абдельмаджидом Теббуном и Абдельазизом Бутефликой плана «Цели устойчивого развития страны» и к ее разработке власти подвигло достижение Алжиром в последние три года рекордных показателей деторождения, стабильно превышающих один миллион ежегодно.

Хасбелауи охарактеризовал такую «динамику роста численности населения как очень неспокойную» и нуждающуюся в скорейшей корректировке в сторону заметного понижения.

Важно подчеркнуть, что столь заметное увеличение деторождений во многом было обусловлено повышением доходов алжирцев в период высоких цен на нефть и газ и дальнейшим повышением уровня медицинского обслуживания.

Однако теперь это наложилось на все более усугубляющийся финансово-экономический кризис, вызванный уменьшением доходов АНДР от реализации на мировом рынке подешевевших углеводородов.

Соответственно, оказавшись в условиях подобных «ножниц» доходов и расходов, не имея четких гарантий повышения притока денежных средств в казну, алжирские власти вынуждены задуматься о внедрении демографической политики, нацеленной на снижение уровня деторождений.

Следует заметить, что в этом отношении представители правящего режима в АНДР могут стать если не «пионерами» арабского мира, то своего рода новаторами, поскольку в большинстве случаев прочие страны региона, в той или иной мере имеющие схожие и даже более заметные проблемы (например, Египет), до сих пор не внедрили полноценную демографическую политику, направленную на недопущение дальнейшего взрывного роста населения.

Одна из причин подобного невнимания – опасения острой реакции консервативной части населения и духовенства, традиционно считающих, что процесс деторождения имеет сакральный, божественный характер и абсолютно не относится к компетенции «земных властей», соответственно, любая попытка вмешательства в него является святотатством.

Соответственно, любое затрагивание этого вопроса может стать импульсом для усиления действий радикальных исламистов.

Эти же соображения до недавнего времени превалировали и в Алжире среди представителей местной правящей элиты. Однако, столкнувшись с неумолимым сокращением денежных средств в условиях все более прогрессирующего кризиса, они были вынуждены задуматься о начале реальной политики регулирования численности собственного населения.

Ведь его ежегодное увеличение в среднем на один миллион человек требует от властей пропорционального увеличения расходов в том числе на создание соответствующей жилищной, медицинской, образовательной и иной инфраструктуры.

Впрочем, как представляется, внедрение демографической политики слишком запоздало, чтобы она дала ожидаемые плоды, поскольку для ее успешной реализации потребуются долгие годы.

При этом, заявляя о начале осуществления на практике «планирования» семьи, алжирские власти все же вынуждены действовать на данном направлении с оглядкой на консерваторов. Тем более, что все время правления нынешнего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики он реализовывал курс по национальному примирению, подразумевающему заметные уступки исламистам в духовно-семейной жизни.

Не случайно, что сейчас главным образом при ее разработке указывается на «повышение внимания к детскому и материнскому здоровью» без указания точных критериев относительно желательной численности детей в одной семье, равно как и применения карательных мер по отношению к нарушителям.

Иными словами, речь пока идет лишь о «намерениях», а не о четко выработанной стратегии.

Более того, согласно признанию самого министра здравоохранения АНДР, в его распоряжении до сих пор нет точной базы и оперативного информирования относительно уровня деторождений по населенным пунктам и районам в провинции, что заметно затруднит выработку комплекса мер на демографическом направлении.

По его словам, в качестве первоочередной меры подчиненное ему ведомство намерено прибегнуть к массовой агитации женщин относительно предотвращения нежелательной беременности и в том числе внедрения среди них контрацептивов, которыми, по его данным, на начало 2014 года пользовались лишь единицы – 3.2 процента алжирцев.

Данная ситуация неудивительна – на бытовом уровне пользоваться подобными средствами еще совсем недавно считалось предосудительным и их нередко продавали «из-под полы».

Одна из причин – укоренившиеся среди населения благодаря «традиционалистам» слухи относительно их вредного воздействия на здоровье, особенно женское.

Теперь же власти страны решили заняться широкой просветительской программой на данном направлении, которая помимо прочего, будет заключать в себе утверждения, согласно которым «более четырех деторождений вредно для женского здоровья».

Это указание наводит на мысли о том, что именно этот показатель в четыре ребенка и будет принят за основу в качестве определения «красной черты», нарушение которой впоследствии будет встречать меры воздействия.

Следует заметить, что, как представляется, такие «робкие» и явно запоздалые попытки без введения жестких наказаний для нарушителей по былому китайскому примеру (вплоть до штрафования на внушительные суммы и тюремного заключения) вряд ли будут эффективными.

Также обращает на себя внимание, что семьи, в которых встречается более четырех детей, в Алжире все же достаточно редки. Львиную долю в увеличении численности населения как раз имеют семьи с тремя или четверыми детьми.

В любом случае, такие попытки не допустить того, чтобы алжирское население к 2030 году перешагнуло рубеж в 50 млн человек, вряд ли будут эффективными. Напротив, нельзя исключать, что оно достигнет отметки в 60 млн человек, чему, как ни странно, способствует нынешний кризис – согласно оценкам демографов, в странах «третьего мира» население нередко реагирует на это лишь новыми всплесками рождаемости.

Как представляется, без применения радикальных мер на этом направлении уже никакие половинчатые решения неспособны снизить остроту проблемы, тем более в краткосрочной перспективе, на что рассчитывают представители алжирского правящего режима.

Между тем, подобные новации, как представляется, будут в штыки встречены «традиционалистами», которые в этом неизбежно усмотрят «покушение на ценности мусульманской семьи» и будут использовать подобный «разворот» властей для агитации против них.

52.24MB | MySQL:103 | 0,651sec