Ситуация в Алжире: июнь 2017 г.

Июнь начался в Алжире с сообщений о взаимных ударах, которыми обменяли военные и джихадисты. 2 июня Минобороны отрапортовало об уничтожении двух вооруженных исламистов в районе Блиды к югу от Алжира. Там события развивались следующим образом. Сначала джихадисты обстреляли патруль жандармерии близ населенного пункта Ларбаа. В результате обстрела ранения получили 4 жандарма. Военные тут же стянули в район инцидента подкрепления, которые начали операцию по прочесыванию местности, приведшую к уничтожению 2 джихадистов. Это случилось в 15 км от места первого боестолкновения в долине Митиджа.

3 июня два алжирских военнослужащих погибли, 4 получили ранения в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве в районе Бир эль-Атер близ границы с Тунисом в 600 км к юго-востоку от Алжира. В момент инцидента военные находились в патруле в 20 км в глубине алжирской территории.

В ночь с 14 на 15 июня в районе Мешрия в 650 км к юго-западу от Алжира в ходе планового ночного патрульного полета разбился вертолет Национальной жандармерии. В результате катастрофы погибли 2 человека, 1 получил тяжелые ранения. Как сообщило Минобороны Алжира, речь шла о некоем «инциденте».

17 июня командование алжирской армии объявило об уничтожении трех вооруженных исламистов в ходе операции в провинциях Константина и Скикда на востоке Алжира, начавшейся 11 июня. В этой же операции еще трое террористов были задержаны, равно как 8 человек, подозреваемых в участии в сети тылового обеспечения одной из джихадистских группировок.

В июне Алжир продолжил активное участие в попытках разрешения ливийского кризиса. 6 июня в столице АНДР прошла встреча глав МИД Алжира, Египта и Туниса, по итогам которой ее участники вновь отвергли возможность любого «вмешательства» в Ливии и «военного выбора» при этом. Они подтвердили свою приверженность политическому инклюзивному  урегулированию ливийского конфликта. Одновременно они предупредили, что ситуация в Ливии может негативно повлиять на весь регион, и что она может открыть дорогу террористическим группам «к расширению зоны их преступной активности».

В связи с Ливией следует рассматривать и состоявшийся 12 июля краткий визит в Алжир главы МИД Франции Жана-Ива Ле Дриана. В кратком заявлении для прессы по прибытию французский министр обозначил темы его переговоров с премьер-министром Алжира и главой МИД АНДР: ситуация в Сахеле, Ливии, на Ближнем Востоке, а также вопросы двусторонних отношений. До этого французский министр посетил других соседей Ливии – Тунис и Египет. В дальнейшем он должен был посетить ОАЭ и Россию – других заметных игроков на ливийском треке.

В совместном заявлении для прессы Алжир и Париж сообщили об их намерении объединить усилия в поисках политического инклюзивного решения в Ливии, которое должно быть найдено в «кратчайшие сроки».

Особо тесные отношения в связи с ростом опасности, исходящей из Ливии, у Алжира складываются с Тунисом. По данным СМИ, взаимодействие спецслужб двух стран позволило сформировать список террористических групп, действующих на территории Ливии и способных перевести их действия за пределы территории этой страны.

Тем временем известно, что командование алжирской армии усилило группировку войск на границе с Ливией с тем, чтобы не допустить проникновения на национальную территорию боевиков и оружия. Алжирские военные ведут постоянное патрулирование границы с Ливией и наблюдение за ней с помощью технических средств. Они также прибегают к тактике устройства засад на возможных маршрутах проникновения террористов на территорию Алжира.

Что касается взаимодействия алжирских и тунисских военных, то, по имеющимся данным, существует договоренность о возможности использования алжирских воинских частей на территории Туниса в случае, если последний попросит об этом. Мотивы такой договоренности очевидны – действующие в Ливии джихадисты считают Тунис «слабым звеном» среди стран региона, и максимум своей внешней активности направляют именно против него. Со своей стороны Алжир никак не заинтересован в развитии катастрофического для Туниса сценария.

Также Алжир принял активное участие в попытках урегулировать конфликт между Катаром и его соседями из стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. 6 июня МВД Алжира выступило с коммюнике, в котором высказалось за урегулирование конфликта исключительно путем диалога. При этом указывалось на необходимость для всех «при любых обстоятельствах придерживаться принципов добрососедства, невмешательства во внутренние дела других стран, уважения национального суверенитета.

14 июня под председательством президента АНДР А.Бутефлики – состояние здоровья которого породило немало слухов — прошло первое в 2017 г. заседание Совета министров. Предыдущее аналогичное мероприятие, также проходившее – как требует того конституция – под руководством главы государства, имело место в декабре 2016 г. Протокольную съемку начала и завершения заседания вело государственное телевидение. После его завершения министры сфотографировались стоя, в центре в инвалидном кресле сидел глава государства.

Совет министров одобрил документ – «План действий» — нового правительства, сформированного 25 мая по итогам парламентских выборов, прошедших 4 мая. 20 июня новый премьер Абдельмаджид Теббун представил «План действий» в Национальной народной ассамблее (ННА – нижняя палата парламента). Этот документ предусматривает, в частности, постепенный пересмотр и перераспределение социальных выплат в зависимости от доходов алжирцев с тем, чтобы сделать их более адресными. В финансовом законе на 2017 год на социальные выплаты предусмотрены 13,3 млрд евро, что составляет 23,7% бюджета.

Перед этим глава государства появлялся на публике 4 мая во время голосования.

В июне «заговорил» представитель традиционно молчащего алжирского генералитета. Бывший командующий ВМС Алжира генерал Рашид Бенеллес (он также за время своей военной карьеры побывал на должностях генерального секретаря Министерства национальной обороны и даже министра в эпоху Шадли Бенджедида, а также члена Политбюро Фронта национального освобождения) в своих мемуарах изложил свое видение недавних событий новейшей истории страны, роли в них высшего военного командования и спецслужб.

Одно из его утверждений противоречит достаточно распространенному мнению о том, что все в Алжире решали генералы. «Военные в Алжире не являются теми, кто принимает решения. Вопреки сложившемуся мнению, они всегда были в распоряжении людей, принимавших решения», — утверждает он. По его словам, касавшимся недавнего прошлого Алжира, «мы были очень далеки от схемы военной диктатуры, мы были скорее авторитарным режимом».

Тем не менее он признает, что «единственный раз, когда армия была хозяйкой ситуации, имел место после отставки президента Шадли (Бенджедида), а также после убийства Будиафа (1992 г.)». Тогда, по его оценке, «власть была в руках у Мухаммеда Ламари (начальника генштаба) и Мухаммеда Медьена (главы разведывательного сообщества), этот период завершился, кода военные привели к власти Абдельазиза Бутефлику в 1999 г.». «С тех пор армия не хочет больше принимать решения при наличии избранного президента», — утверждает он.

Р.Бенеллес был уволен с военной службы после кровавого подавления армией народных выступлений в 1988 г. В 2004 г. он баллотировался на избрание на президентских выборах. В июне отставной 77-летний генерал, в свое время получивший военное образование в СССР, Египте и Франции, устроил пресс-конференцию по случаю выхода книги «В арканах власти: мемуары (1962 – 1999)» (издательство «Барзах»).

28 июня суд второй инстанции Батны осудил 5 сторонников ахмадизма – мессианского и реформистского течения ислама, считающегося в Алжире сектой – к одному году тюремного заключения строгого режима каждого. Таким образом суд второй инстанции смягчил приговоры, вынесенные в марте судом первой инстанции. Тогда ахмадисты – алжирцы в возрасте от 30 до 50 лет — получили от 2 до 4 лет тюрьмы.

Осужденные адепты ахмадизма обвинялись в «неразрешенном сборе пожертвований, участии в деятельности неразрешенной организации и распространении документов, наносящих ущерб национальным интересам».

Число ахмадистов в Алжире оценивается примерно в 2 тысячи человек. С 2016 г. алжирские власти начали преследовать их, арестовав примерно 280 человек.

В 1973 г. Организация исламского сотрудничества объявила ахмадизм сектой, не связанной с исламом.

29 июня исполнилось 25 лет со дня убийства в Аннабе главы Высшего государственного совета (ВГС, коллективный орган руководства страной, пришедший к власти после отставки Ш.Бенджедида) Мухаммеда Будиафа. Сейчас можно сказать, что его трагическая гибель фактически совпала с началом внутриалжирского противостояния между властями и вооруженными исламистами, жертвами которого, по официальным данным, стали 200 тысяч алжирцев. До этого М.Будиаф в течение 165 дней руководил страной, за будущее которой ранее он воевал, будучи видной фигурой войны за национальное освобождение. Оказавшись во главе ВГС, М.Будиаф объявил войну «политико-финансовой мафии». Его убийство, совершенное младшим лейтенантом из его личной охраны, было названо в ходе следствия «изолированным актом», однако в Алжире мало кто верит в эту версию.

В целом, Алжир становится все более заметным игроком в вопросах урегулирования кризисов в зоне Сахеля и в Ливии. Это отражает его амбиции и стремление быть региональным лидером, с которым считались бы все участники событий в регионе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,624sec