Арабские родители Восточного Иерусалима настаивают на переводе их детей в израильские школы

Система арабского образования в так называемом «Восточном Иерусалиме» (в данном случае под этим имеющем весьма расплывчатое толкование термином подразумеваются только арабские кварталы, перешедшие под контроль Израиля в результате Шестидневной войны 1967 года) по большей части все еще продолжает оставаться не израильской. Первоначально подавляющее большинство арабских школ столицы Израиля работали по иорданским программам. В 90-е годы прошлого века, после создания Палестинской национальной администрации (ПНА) этих школы перешли под ее опеку. Соответственно в них не преподается основной государственный язык Израиля – иврит. Вместо этого в программах, составленных Министерством просвещения ПНА, широко представлена откровенная и грубая антиизраильская и антиеврейская пропаганда. Выпускники таких школ получают аттестат зрелости ПНА, который не дает им возможности поступать в израильские ВУЗы без прохождения дополнительных курсов и сдачи по ним экзаменов.

Среди арабоязычных школ Иерусалима есть и учебные заведения весьма высокого уровня. Речь идет о частных школах, принадлежащих по большей части различным христианским организациям. И это при том, что мусульмане (арабы и преимущественно арабоязычные цыгане) составляют 35,7% населения израильской столицы, а арабоязычные христиане – только 1,5% (по данным 2014 года). Так или иначе, эти частный школы взимают с родителей учеников высокую плату за обучение, которую большинство иерусалимских арабов платить не способны.

Таким образом, существующая ситуация в системе арабского образования в Иерусалиме не способствует интеграции иерусалимских арабов в израильское общество. Постоянно усиливающаяся в последние годы тенденция к  израилизации иерусалимских арабов и их дистанцированию от ПНА вступает в очевидное противоречие с этим положением. Создается впечатление, что израильские власти не прилагают сколько-нибудь значительных усилий для решения данной проблемы. Возможно, причиной этого является широко распространенное в израильском еврейском обществе недоверие к арабам-мусульманам. Иначе невозможно объяснить резкий контраст между положением с системой арабоязычного образования в Восточном Иерусалиме и в друзских селах Голанских высот.

Как среди иерусалимских арабов, так и среди голанских друзов подавляющее большинство на сегодняшний день составляют не граждане, а «постоянные жители» Израиля. При этом все друзские школы на Голанских высотах работают по обычным программам для арабоязычных израильских школ и находятся в ведении израильского  Министерства просвещения. Соответственно их ученики изучают иврит и получают израильский аттестат зрелости. Учитывая, что израильские граждане-друзы в своем подавляющем большинстве являются патриотами Израиля и, как известно, служат в ЦАХАЛе в обязательном порядке, наравне с евреями (и с мусульманами-черкесами), степень доверия к ним израильского еврейского общества высока и не идет ни в какое сравнение с отношением израильских евреев к арабам-мусульманам, говорящим на том же самом языке (в этой связи уместно упомянуть о том, что двое бойцов израильской пограничной стражи – МАГАВ, погибших в результате террористического акта, совершенного в пятницу иерусалимском Старом городе, были друзами, а трое террористов, ликвидированных после этого в ходе перестрелки на Храмовой горе, — арабами-мусульманами из города Ум эль-Фахем, жители которого имеют полноценное израильское гражданство). Справедливости ради автор должен отметить, что на чисто повседневном уровне, безо всякой связи с той или иной идеологией, он, в качестве еврея, чувствует себя гораздо комфортнее в друзских селах на Голанских высотах, чем в арабских кварталах Восточного Иерусалима.

В связи с тем, что процесс израилизации иерусалимских арабов зашел далеко, а официальные израильские власти по большей части игнорируют это явление, имеют место самостоятельные инициативы иерусалимских арабских родителей, направленные на то, чтобы заставить израильские власти обеспечить их детям получение образования по израильским программам. Ярким примером этого явления стал идущий сейчас в Верховном суде справедливости Израиля (БАГАЦ) процесс между организацией родительских комитетов Иерусалима с одной стороны и иерусалимскими городским муниципалитетом в другой.

Согласно сообщению израильского новостного интернет-сайта NRG, в рамках этого процесса 3 тысячи родителей из Восточного Иерусалима, дети которых обучаются в школах, работающих по программам Министерства просвещения ПНА, обратились в БАГАЦ с заявлением, что они заинтересованы перевести своих детей в школы, находящиеся под контролем израильского Министерства просвещения. Следует пояснить, что в рамках упомянутого выше процесса БАГАЦ издал распоряжение, обязывающее государство предоставить учебные классы в Восточном Иерусалиме. Срок выполнения предписания истек, однако иерусалимский муниципалитет не построил достаточного числа классов. Представители Министерства просвещения Израиля и иерусалимского муниципалитета утверждали в ходе обсуждения иска в БАГАЦе, что в Восточном Иерусалиме нет спроса на такое количество учебных классов. В ответ иерусалимская городская организация родительских комитетов инициировала обращение целого ряда родительских комитетов Восточного Иерусалима, представляющих порядка 3 тысяч арабских родителей, в БАГАЦ и в иерусалимский муниципалитет. В данные официальные израильские инстанции были направлены официальные, подписанные родителями письма, в которых они выразили желание перевести своих детей из школ, работающих по программам ПНА, в израильские арабоязычные школы, находящиеся под надзором Государства Израиль. Речь идет о родительских комитетах крупных школ, большая часть из которых расположена в кварталах Кафр-Акаб и Бейт-Ханина. В каждой из них обучаются сотни школьников.

Уместно пояснить, что ситуация в иерусалимских кварталах Кафр-Акаб и Бейт-Ханина сильно различается. Оба они находятся на севере муниципальной территории Иерусалима. Однако чисто мусульманский квартал Кафр-Акаб (более 18 тысяч жителей по данным 2014 года) оказался за построенным в 2002 году «разделительным забором». Иерусалимские муниципальные службы и израильская полиция действуют в этом квартале в весьма ограниченном режиме. Он расположен ближе к Рамалле (2 км), чем к центру Иерусалима (8 км). Тем не менее, Кафр-Акаб включен в состав муниципальной территории Иерусалима, как и гораздо более благополучная Бейт-Ханина (более 34 тысяч жителей по данным 2014 года), в которой имеется заметное христианское меньшинство и где иерусалимские муниципальные службы и израильская полиция работают в полном объеме. Соответственно и жители Кафр-Акаба имеют статус «постоянных жителей» Израиля, дающий им все социальные права израильтян.

«Есть острая нехватка в учебных классах по всему Иерусалиму и особенно в восточной части города, — заявил корреспонденту израильского новостного интернет-сайта NRG Ахмад Абу-Аид, ответственный за Восточный Иерусалим в иерусалимской организации родительских комитетов, разъясняя суть конфликта, — Дети должны обучаться бесплатно в государственных школах, и в Иерусалиме тоже. Невозможно ожидать, что родители продолжат платить тысячи и десятки тысяч шекелей в год за частные школы, часть из которых не инспектируется (израильскими государственными инстанциями – В.Ч.)»

«Вместо того, чтобы построить школы и дать возможность для существования государственного образования в Восточном и в Западном Иерусалиме, государство бросает инфраструктуры и систему образования на произвол частных и «пиратских» структур, — сказал по тому же поводу Паз Коэн, председатель иерусалимской организации родителей, которая и подала упомянутый иск в БАГАЦ, — Прямая экономическая цена (сохранения нынешней ситуации – В.Ч.) превосходит цены инвестиций в инфраструктуры и в учебные здания. Социальная цена, которую мы продолжаем и продолжим платить в ближайшие годы много больше, и она продолжит оказывать влияние на жизнь во всем Иерусалиме и во всем Государстве Израиль. Естественный рост в Иерусалиме составляет 185 классов в год (имеется в виду рост потребности в учебных классах за счет роста населения – В.Ч.). В городе не хватает 3800 учебных классов, из них 2000 – в восточной части города (в еврейском секторе населения Иерусалима наиболее острая нехватка учебных помещений ощущается в ультраортодоксальных религиозных школах .В светских и в государственно-религиозных школах проблема так остро не стоит  – В.Ч.). С начала года не было утверждено строительство ни единого учебного класса на востоке города. Это скандал».

Не вдаваясь в суть полемики по поводу реального числа необходимых в Иерусалиме, в том числе в Восточном Иерусалиме, новых учебных классов, представляется целесообразным обратить внимание на сам факт столь очевидного и открытого сотрудничества евреев и арабов (в данном случае – родительских комитетов) в Иерусалиме. Что же касается самого факта требования такого большого числа иерусалимских арабских родителей перевести их детей из школ, работающих по программам ПНА, в школы, работающие по израильским программам, то он мог бы стать своего рода сенсацией, если бы не был еще одним (пусть довольно масштабным) проявлением процесса израилизации иерусалимских арабов и их отдаления от ПНА.

52.28MB | MySQL:103 | 0,571sec