Будущее американской поддержки Палестины: слушания в Конгрессе США по вопросу Акта Т.Форса

12 июля 2017 г. в комитете Сената США по международным отношениям состоялось слушание, посвященное рассмотрению т.н. Акта Т.Форса. Документ был назван в честь гражданина США, погибшего во время террористической атаки в Яффо в марте 2016 г. Законопроект, впервые представленный в том же году группой сенаторов-республиканцев во главе с Л.Грэмом, предполагает прекращение американской финансовой помощи палестинской администрации до тех пор, пока она официально не откажется от поддержки террористов. Поскольку тогда было принято решение не выносить текст на голосование, с зимы 2017 г. сенатор от штата Южная Каролина стал предпринимать новые попытки продвижения законопроекта.

На протяжении долгого времени большая часть Демократической партии высказывалась против документа, полагая, что он лишь усугубит положение дел в зоне палестино-израильского конфликта. Ситуация начала меняться летом 2017 г., когда представители обеих партий стали последовательно заявлять о намерении содействовать продвижению законопроекта. Во многом данному обстоятельству способствовало заявление Госсекретаря Р.Тиллерсона, отметившего в июне 2017 г. во время выступления в Конгрессе, что президент США заставит ПНА изменить подход к поддержке террористов. Впрочем, фактически сразу палестинская сторона опровергла данное предположение, подчеркнув, что этот вопрос представляет собой обязательство, которое не может считаться предметом торга в мирном процессе. В этой связи многие представители Сената, включая членов Демократической партии, выразили готовность взять на себя задачу, с которой не справляется президент.

На слушаниях 12 июля 2017 г. присутствовали два эксперта, в прошлом имевших значительное влияние на политику Вашингтона в регионе  – Э.Абрамс, входивший в команду Дж.Буша-младшего, а также экс-посол США в Израиле Д.Шапиро[i]. Свое выступление Э.Абрамс, ныне работающий в Совете по международным отношениям, начал с количественных характеристик проблемы, сообщив, что ежегодные объемы американской финансовой помощи ПНА составляют порядка 300 млн долл. Более того, страна является одним из главных доноров Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам. При этом, как подчеркивает политолог, палестинские власти ведут широкомасштабную кампанию по поддержке террористов и членов их семей. Для многих палестинцев, которые не имеют постоянного заработка, она является чуть ли не решающим фактором для того, чтобы стать террористом и получить право на такого рода выплаты. Тем самым ПНА фактически поощряет и прославляет терроризм.

Стоит отметить, что Э.Абрамс не исключает и высказанных ранее его коллегами опасений относительно перспективы эскалации конфликта в связи с решением США. Однако цель, преследуемая Вашингтоном, в данном случае во много раз важнее данных издержек. Кроме того, политолог предлагает и некоторые пути выхода из возможного кризиса. Во-первых, он считает целесообразным введение системы социальных выплат родственникам заключенных, которые должны быть основаны на количестве членов семьи, нуждающихся в поддержке, а не тяжести совершенного преступления. Впрочем, с точки зрения Э.Абрамса, такой порядок не интересует палестинские власти. Во-вторых, он говорит о первоначальном 50%-м сокращении финансирования, полностью прекращая выделение средств напрямую ПНА с сохранением поддержки для неправительственных организаций и муниципалитетов. Таким образом, политолог предлагает руководствоваться классификацией, используемой Агентством по международному развитию. Объясняет свой подход он двумя причинами. С одной стороны, в текущих условиях Вашингтон фактически не имеет возможности контролировать, как будут использоваться деньги (пойдут они на важные проекты или поддержку террористов). С другой стороны, Э.Абрамс отмечает высокий уровень коррумпированности палестинской администрации, которая в таком случае вовсе не заслуживает доверия.

Д.Шапиро в своем выступлении в большей степени сосредоточился на потенциальных рисках, заявив, что прекращение американской финансовой помощи ПНА в полной мере не согласуется ни с позицией Израиля, осознающего опасность данного шага для разрастания конфликта, ни миротворческими проектами Д.Трампа. Более того, как отмечает экс-посол, урезание финансовой помощи негативно скажется и на вопросах безопасности, поскольку часть поступающих средств направляется на программы подготовки палестинских сил безопасности. В этой связи Д.Шапиро предложил несколько инициатив, которые должны способствовать снижению неблагоприятных последствий решения США. По его мнению, необходимо сделать проекты оказания содействия ПНА адресными и более гибкими, рассмотреть альтернативные варианты поддержки, исключающие возможность перечисления средств террористам и их родственникам. Также Д.Шапиро считает необходимым чаще использовать рычаги дипломатического воздействия, полагая, что для палестинской стороны ухудшение международного имиджа является более весомым ударом. Наконец, вместо полного прекращения экономической помощи он рекомендует временное замораживание средств, которые станут доступными через определенный период времени при соблюдении ряда условий.

Таким образом, США на законодательном уровне всерьез задумались о введении мер, необходимых для воспрепятствования поддержки террористов со стороны ПНА. В этой связи можно ожидать принятия некой усовершенствованной версии Акта, названного в честь Т.Форса. В настоящий момент многое зависит от готовности членов Демократической и Республиканской партии пойти на компромисс. При этом представители обеих сторон утверждают, что шансы на это довольно велики. В этой связи можно рассматривать выступление Д.Шапиро и Э.Абрамса как одну из стадий достижения договоренности по разработке финальной версии документа, в которую имеют шанс войти некоторые из выдвинутых ими инициатив. Однако в сказанном на заседании можно заметить и другие цели, касающиеся попытки изменения политической культуры палестинцев. Их достижение зависит уже не от Конгресса США, а от руководства ПНА, остро реагирующего на любые запросы такого рода, считая их обязательством перед своим народом, а не предметом политического торга. Следовательно, принятие законопроекта способно сблизить американские и израильские позиции, рискуя обострить диалог с палестинским руководством, склонным в таких случая не выполнять требования, а искать альтернативы.

[i] Материалы слушаний приводятся по: Consideration of Taylor Force Act. 12.07.2017 // United States Senate Committee on Foreign Relations. URL: www.foreign.senate.gov/hearings/consideration-of-thetaylor-force-act-071217p

52.18MB | MySQL:103 | 0,486sec