Оценки китайских специалистов переноса поставок истребителей F-35A для ВВС Турции.

Как известно, Турецкая Республика является одним из основных участников программы создания малозаметного истребителя пятого поколения F-35. Так, для подразделений Военно-воздушных сил (ВВС) ТР запланировано приобрести 100 истребителей модификации «А», которые предназначены для взлетов и посадок на обычные аэродромы. Упомянутые истребители необходимы ВВС Турции в свете успешной реализации программы перевооружения ВВС РФ, которые направили в Сирийскую Арабскую Республику такие высокоманевренные истребители, как Су-30СМ и Су-35С, а также завершают испытания малозаметного истребителя Т-50, который по своим характеристикам должен обеспечить полное превосходство российских пилотов над визави из ВВС США.

Как указывают китайские военные обозреватели, «холодным душем» для военно-политического руководства Турции стало сообщение от 10 июля 2017 г. о том, что группа из 36 конгрессменов США требует  временной приостановки поставок истребителей F-35A для официальной Анкары. Как известно, одним из доводов американских законодателей стало ненадлежащее поведение личной охраны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в ходе его официального визита в США.  Следует отметить, что Департамент юстиции США выписал ордеры на арест и доставку в США 12 телохранителей Р.Т.Эрдогана.

По словам представителей корпорации Lockheed-Martin, принято решение о переносе поставок малозаметных истребителей пятого поколения F-35A (модификация для ВВС) для  турецкой стороны с 11-ой производственной партии на 14-ую. Как отмечают представители корпорации-производителя это решение принято в связи с требованиями Конгресса США провести переоценку ситуации с нарушением демократических прав и свобод граждан Турции.

Следует отметить, что эти «неприятные новости» волнуют как военно-политическое руководство Турции, так и целый ряд компаний, чьи сотрудники задействованы в производстве комплектующих, сменно-запасных частей, электронных компонентов, частей двигателя для истребителя F-35A. В таблице ниже представлен список турецких производителей, участвующих в выпуске F-35A.

Наименование компании Область сотрудничества по программе F-35
1 Alp Aviation Компоненты фюзеляжа, шасси, двигателя
2 Aselsan Компоненты для  оптико-электронной системы управления вооружением
3 Ayesas Пульт управления ракетным вооружением, панорамный дисплей
4 Fokker Elmo 40% всех электрических соединителей
5 Havelsan Полнопилотажные тренажеры для обучения пилотов
6 Heroux Devtek Фиксаторы шасси для трех модификаций истребителя
7 Kale Aerospace Рама самолета и крепежные компоненты для двигателя
8 MiKES Комплектующие для электронных систем самолета
9 Roketsan и Tubitak-SAGE Разработка и внедрение в состав вооружения крылатой ракеты воздушного базирования SOM-J
10 Turkish Aerospace Industries Производство и сборка центральной части фюзеляжа, стеклопластиковых и композитных покрытий, креплений для установки вооружения и крышек бомбовых отсеков

Следует отметить, что  в рамках совместных работ с корпорацией Lockheed-Martin некоторые турецкие компании построили новые цеха. Кроме того, при сотрудничестве с компанией Pratt&Whitney были построены новые производственные мощности в Измире, единый центр обслуживания и ремонта в Эскишехире, который вполне может быть использован для выпуска малозаметных истребителей TF-X. Три модификации этих перспективных боевых машин разрабатывает турецкая Turkish Aerospace Industries совместно с британской BAE Systems и южнокорейской Korea Aerospace Industries.

С учетом представленной информации и квалификации турецких самолетостроителей можно утверждать, что они в состоянии выполнять весь комплекс сборочных работ при производстве  истребителя пятого поколения. Необходимо отметить, что 13 июля 2017 г. в Турции была собрана центральная часть фюзеляжа первого турецкого F-35

Как отмечают китайские военные наблюдатели, указанный перенос поставок может сказаться положительно на боеготовности будущих турецких истребителей F-35 поскольку 14-я производственная партия сойдет с производственной линии не ранее 2019 г. К этому моменту на сборочном предприятии «Локхид-Мартин» в г. Форт-Уорт, США будет введен в строй покрасочный роботизированный комплекс под обозначением «Тор», который позволит ускорить процесс нанесения специального покрытия, поглощающего излучение радиолокационных станций ПВО вероятного противника. По данным китайских специализированных военно-политических изданий указанный робот позволит повысить качество работ, поскольку будет оснащен специальным датчиком определения толщины покрытия.

По оценкам китайских аналитиков, американские инженеры только после 2018 г. начнут выполнение работ по установке новой системы  определения угроз (СОУ). Данная система представляет собой комплекс аппаратного и программного обеспечения, позволяющего с высокой точностью определять тип самолета вероятного противника и состав его ракетного вооружения, которое может представлять опасность для истребителей пятого поколения американского производства.

По сообщениям китайских источников, американские программисты смогут обеспечить внедрение КРВБ SOM-J турецкого производства только после 2019 г. поскольку сначала необходимо отработать применение образцов ракетно-бомбового вооружения американского и британского производства. Кроме того, задержка с поставками F-35A позволит турецким военным в перспективе получить самолет по сниженной до 93,3 млн долл. США стоимости, а после 2020 г. стоимость этой модификации самолета может снизить до 85 млн долл. США за единицу.

Китайские военные обозреватели внимательно наблюдают за развитием ситуации вокруг поставок F-35A для ВВС Турции поскольку в случае разрастания конфликтной ситуации между Вашингтоном и Анкарой данная программа может быть сорвана, что поставит под удар боеспособность турецких военных авиаторов. В этой ситуации китайские самолетостроители готовы предложить турецким военным свою разработку в области боевой авиации – малозаметный истребитель «Цзянь-31», который по внешнему виду представляет собой симбиоз американских истребителей F-22 и F-35.

С учетом вышесказанного, следует отметить, что китайские специалисты достаточно скептически относятся к перспективе поставок «Цзянь-31» в Турцию поскольку данный самолет еще не прошел даже комплекс заводских испытаний. Кроме того, в памяти военно-политического руководства КНР еще свежа ситуация с отказом Анкары от поставок зенитно-ракетных систем «Хунци-9».

52.1MB | MySQL:103 | 0,475sec