Об организации работы гражданских подрядчиков Пентагона в Ираке

Некоторые подробности о специфике обстановки и о поведении военнослужащих США и контрактников, размещенных на различных объектах в Ираке, уже становились достоянием гласности. Печальная история издевательств морских пехотинцев над узниками тюрьмы в «Абу-Грейб» была недавно дополнена шокирующими обстоятельствами расправ и насилия, чинимого иракскими военнослужащими из элитных подразделений антитеррора, при непосредственном участии своих американских инструкторов, над мирным населением Мосула.

Существует, впрочем, устойчивое объяснение этим фактам, мол, стрессовые условия боевой обстановки, большие психические нагрузки на военнослужащих, коварство и изощренность врага, использующего конспирацию и прикидывающегося гражданским населением, все это приводит к издержкам и переусердствованию со стороны личного состава, но командование бдит, и все подобные факты пресекаются, тщательно расследуются и держать на контроле.

Допустим. Но как обстоят дела там, где находятся американские сотрудники частных военных и охранных компаний, персонал компаний-контракторов, действующий не на передовой, а в тылу? И занятый решением вспомогательных задач.

Два американских следователя не так давно испытали когнитивный диссонанс, когда прибыли для встречи со своим начальником на одну из баз ВВС Ирака («Аль-Балад»), где оказались задержаны вооруженными людьми, разоружены, помещены под арест, а затем депортированы с территории объекта, и, впоследствии, уволены – и все это без каких-либо объяснений.

Описываемые события случились еще 12 марта, но стали известны лишь недавно. Роберт Коул и Кристи Кинг прибыли в Ирак с целью расследования, порученного им в отношении деятельности Sallyport Global, одного из подрядчиков, который получил порядка 700 миллионов долларов США для оборудования авиабазы «Аль-Балад», на которой размещены иракские истребители F-16.

Причиной расследования стали сведения о том, что американский персонал иракского военного объекта оказался причастен к контрабанде алкоголя, незаконному перемещению людей, торговле краденными вещами и к нарушениям режима безопасности. Согласно данным агентства Associated Press, Р.Коул и К.Кинг больше года занимались расследованием полного беспорядка, который как оказывается, процветал на авиабазе «Аль-Балад».

Им удалось в частности выяснить, что сотрудники Sallyport Global занимались нелегальными поставками в сфере секс-услуг, регулярно ввозили контрабандный алкоголь, иногда так усердствуя, что перегруженный им транспортный самолет совершил грубую посадку на авиабазе, выкатившись за пределы ВВП. Местные охранники при попустительстве американцев украли весьма немалых габаритов дизель-генераторы, причем, с использованием трейлеров и кранов, принадлежащих базе.

Местный административный персонал систематически препятствовал деятельности следователей, срывал все их попытки доложить об обнаруженных фактах руководству в США, в те структуры, которые курировали деятельность и финансирование Sallyport Global.

Незадолго до увольнения, Р.Коул и К.Кинг разбирались с тем, как в компании велась двойная бухгалтерия учета рабочего времени, причем, юристы Sallyport Global посоветовали аудиторам подготовить два отчета: один для того, «что должны увидеть в правительстве, и второй, который не должны», — рассказала К.Кинг журналистам Associated Press.

Впоследствии, руководство компании оправдывало этот факт тем, что

Р.Коул и К.Кинг «неправильно поняли данные им инструкции».

 

Sallyport Global всегда следовала всем нормам и правилам для подрядчиков, касающимся функционирования авиабазы, чья роль в обеспечении применения иракских F -16 «крайне важна» — заявили в компании.

Старший офицер Мэтт Стукарт (Chief Operating Officer, Matt Stuckart) пояснил, что у компании «очень хорошие референции в проблемных зонах, таких как Ирак, и мы серьезно отнесемся к любым сообщениям о том, если что-то неладное происходит на базе «Аль-Балад»».

Более 150 документов, попавших в распоряжение агентства AP, наряду с интервью, взятыми у полудюжины бывших сотрудников Sallyport Global, свидетельствуют о полном хаосе и анархии, царящих в системе гражданских подрядчиков Пентагона. Причем, штатные аудиторы военного ведомства, регулярно бывающие на объектах в Ираке, включая «Аль-Балад» не замечали творящихся у них под носом безобразий, не докладывая о них никому, пока уже невозможно было игнорировать тревожные сигналы. В Пентагоне отказались комментировать возникшую ситуацию.

Персонал США размещен на авиабазе с 2003 г. Материнская компания Sallyport, Michael Baker International ранее объявляла, что ее подразделения в 2014 получили контрактов на 838 миллионов долларов США.

На авиабазе «Аль-Балад» персонал компании обеспечивал все, что связано с прибытием, закупленных Ираком истребителей F -16, самых современных самолетов, состоящих на вооружении ВВС и играющих важную роль в разгроме «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), занимался организацией ее охраны, тренировкой иракских специалистов и налаживал отношения с представителями многочисленных отрядов ополченцев, с местными военными, сотни которых находились на этом крупном военном аэродроме.

Первые четыре из заказанных 36 F -16 прибыли из Аризоны 13 июля 2015 г. Практически на следующий день, периметр безопасности на базе был нарушен грузовым автомобилем, принадлежавшем ополченцам из «Катаиб Имам Али», который чуть было не протаранил один из новых истребителей. Хорошо еще, что им не управлял террорист. Часть из местных иракских сотрудников Sallyport оказалась членами шиитских милиций, некоторые из них щеголяли на страницах соцсетей в окружении материалов весьма антиамериканской направленности, а позднее выяснилось, что кое-кто из местных, нанятых компанией вообще находится в розыске.

Вскрытые затем факты торговли контрабандным спиртным и переправки проституток из числа гражданок Эфиопии были настолько вопиющи, что 15 февраля 2016 года координатор программы Sallyport на авиабазе «Аль-Балад», Ким Поул (Kim Poole) издала циркуляр о немедленно прекращении расследований. Компания пыталась замести следы, уволив часть наиболее одиозных фигур из числа своих сотрудников, активно лоббировала в Пентагоне свои интересы, с тем, чтобы замять дело, но, тут, всплыл эпизод с пропажей 3 дизель-генераторов на сумму в 1 млн долларов и еще некоторого оборудования, украденного сотрудниками компании в сговоре с местным персоналом. Ну, и в финале, два честных аудитора, которые отказались лгать под присягой и подтвердили многие факты вопиющих злоупотреблений в очередной раз поставили и Пентагон, и Государственный департамент в глупое положение. Закономерно встает вопрос, как в этой ситуации можно доверять подрядчикам из США сопровождение и техническое обслуживание современной боевой техники и вооружения?

52.18MB | MySQL:103 | 0,466sec