Израиль: ситуация на Храмовой горе

В полдень  в воскресенье, 16 июля, как и было накануне обещано премьер-министром Биньямином Нетаньяху, Храмовая гора была открыта для мусульман после того, как в пятницу и в субботу она была закрыта по распоряжению израильских властей и молитвы на ней не проводились. Следует напомнить, что эти меры были вызваны совершенным в пятницу утром нападением с применением огнестрельного оружия на бойцов израильской Пограничной стражи (МАГАВ), стоявших у ворот, ведущих из Мусульманского квартала иерусалимского Старого города на Храмовую гору. В результате нападения двое полицейских были убиты, а один получил ранения. Нападение было совершено тремя израильскими арабами-сторонниками исламского движения. Сразу после этого, бойцы МАГАВа атаковали укрывшихся на Храмовой горе террористов и ликвидировали их.

Протесты мусульманского вакфа, руководства Палестинской национальной администрации (ПНА) и иорданских властей, требовавших, чтобы, не взирая на террористический акт, мусульманские молитвы проводились на Храмовой горе, как обычно, уже в пятницу, не помогли. Израильские власти проявили твердость. Американская администрация президента Дональда Трампа и ряд западных лидеров выразили полное понимание этой позиции израильтян. Однако уже в воскресенье, как уже было сказано, мусульмане получили возможность возобновить свое богослужение на Храмовой горе. Евреям такая возможность предоставлена не была. То есть, с точки зрения израильских властей был восстановлен существовавший до минувшей пятницы на протяжении веков статус-кво: молиться на Храмовой горе было разрешено только мусульманам.

Однако с точки зрения мусульманского вакфа и стоящих за его спиной  властей ПНА и Иордании статус-кво был нарушен. В качестве нарушения они трактуют то обстоятельство, что израильская полиция установила перед Воротами племен, ведущими из Мусульманского квартала Старого города на Храмовую гору, магнитометры, проверке которыми должны подвергаться все входящие. В этой связи следует особо отметить, что на Магрибских воротах, ведущих на Храмовую гору от Стены плача, через которые на Храмовую гору пропускаю евреев и иностранных туристов-немусульман, магнитометры стоят давно. Теперь такой же порядок входа был установлен и для мусульман. Помимо этого, на самой Храмовой горе были установлены камеры слежения.

Именно эти меры безопасности, введенные израильскими властями после террористического акта, были истолкованы мусульманским руководством как нарушение статуса-кво. Оно подчеркивало, что израильтяне не согласовывали своих шагов ни с руководством вакфа, ни с Иорданией, рассматривающей себя в качестве покровительницы святых для ислама мест в Иерусалиме. Поскольку официальная позиция вакфа состоит в том, что Храмовая гора принадлежит только мусульманам, а евреи не имеют на нее никаких прав, то сам по себе факт осуществления израильскими властями тех или иных шагов, не согласованных с вакфом, в отношении Храмовой горы, трактуется в качестве нарушения существовавшего ранее статуса-кво.

В соответствии с такой позицией иерусалимский муфтий Мухаммед Хусейн (в пятницу он был задержан на несколько часов израильской полицией после того, как призвал мусульман прийти на пятничную молитву на Храмовую гору вопреки запрету израильских властей), придя в воскресенье к Воротам племен, потребовал от израильских полицейских пропустить его и сопровождавших его лиц на Храмовую гору без проверки. Однако он получил твердый отказ. Муфтий со своей стороны отказался подвергаться проверке и не пошел на Храмовую гору. В этой связи в воскресенье мусульманский вакф и власти ПНА попытались спровоцировать массовые беспорядки мусульман в иерусалимском Старом городе и в его окрестностях, но эти беспорядки имели локальный характер и были быстро подавлены МАГАВом. В связи с угрозой беспорядков израильская полиция, вопреки предыдущим обещаниям, не разрешила в воскресенье евреям подниматься на Храмовую гору. Активисты еврейских организаций, отстаивающих право евреев подниматься на Храмовую гору и молиться на ней, обвинили в этой связи правительство Биньямина Нетаньяху в том, что оно капитулирует перед исламским террором.

Однако уже в воскресенье евреям и туристам было позволено подниматься на Храмовую гору. Что же касается мусульман, то поскольку часть из них подчинилась требованиям израильской полиции и пришла в воскресенье и в понедельник утром на молитву на Храмовой горе, пройдя проверку на магнитометре, иерусалимский муфтий обнародовал декларацию, в которой было сказано, что молитва мусульманина, который пройдет проверку на магнитометре, не будет услышана Аллахом. Это привело к резкому снижению числа мусульман, посещающих Храмовую гору.

Таким образом, сложилась уникальная ситуация. Евреев на Храмовой горе сейчас больше, чем мусульман. А поскольку среди мусульман, которые, вопреки запрету муфтия, все же приходят туда, совсем нет сотрудников вакфа, за еврейскими посетителям на Храмовой горе не следит никто, кроме израильской полиции. Таким образом, де-факто исчезли препятствия для индивидуальной еврейской молитвы на Храмовой горе. Израильские социальные сети полны в этой связи восторженных откликов в стиле «Гар га-баит бе-ядену!» («Храмовая гора в наших руках!» — ставшая в Израиле крылатой фраза, которой командир парашютистов Мордехай Гур [1930-1995] сообщил по рации в ходе боев Шестидневной войны 1967 года о том, что ЦАХАЛ установил контроль над Храмовой горой). Поскольку большинство ультраортодоксальных раввинов и официозный Главный раввинат запрещают евреям посещать Храмовую гору (объясняя это тем, что нынешнее поколение евреев ритуально нечисто и не может избавиться от этой нечистоты без пепла «красной коровы», упоминаемой в Торе), попадаются и такие записи: «Муфтий запретил мусульманам посещать Храмовую гору. Теперь пришло время, чтобы раввины разрешили ее посещать евреям».

Что же касается сугубо политической составляющей нынешней ситуации, то можно определить ее как игру «кто моргнет первый», которую ведут между собой мусульманский вакф, пытающийся мобилизовать поддержку мусульманских государств, и правительство Израиля. Для любой из стороны отступление от ее нынешних позиций станет тяжелым имиджевым поражением. И пока ни одна из сторон не проявляет готовности отступить.

52.2MB | MySQL:103 | 0,465sec