Запланированная на 25 июля в Багдаде конференция с участием видных представителей суннитских общин, задумывавшаяся ее организаторами как съезд «заложения основ единства и гармонии» среди суннитов Ирака на этап развития страны после разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), откладывается на неопределенный срок.
Что послужило причинами для отмены столь долго готовившегося и знакового события, которое курировали и местные и зарубежные влиятельные координаторы и модераторы? Причин несколько, впрочем, главная и неизбывная из них очевидна – это разногласия и дистанцированность между политическими лидерами суннитов, прежде всего, между членами парламентской фракции «Союз сил». Кроме того, негативную роль сыграл и отказ федеральных и судебной властей Ирака принять к рассмотрению кандидатуры нескольких делегатов суннитов, приглашенных для участия в конференции. Формальным же поводом для, сначала отсрочки, а затем и отмены конференции стала инициатива «Союза силы» о переносе даты мероприятия «до дополнительного уведомления» в связи с проводившимся в иракской столице военным парадом в честь освобождения Мосула, который состоялся в субботу, 15 июля.
Подготовка к этому событию велась больше месяца, при поддержке ряда международных организаций и ряда соседних стран. Планировалось, что участие в ней примет большинство суннитских лидеров, в том числе и те, кто, по мнению официальных властей имел отношение к «поддержке терроризма», или даже обвинялся в участии в нем. После отказа федеральных властей на их участие было объявлено о проведении альтернативного мероприятия в провинции Эрбиль (тонкий намек правительству, на чью сторону могут встать некоторые суннитские кланы в грядущей истории с курдским референдумом) с участием Рафии аль-Ясави, Хамиса аль-Ханджара, Саада аль-Бизаза и Асиля ан-Неджефи.
Уместно вспомнить, что ранее, подобные суннитские съезды и конференции проводились, как правило, не в Багдаде, и не в Ираке. Местами их проведения были: Маскат, Эрбиль, Доха, Стамбул и даже далекая Женева. А намечавшиеся к проведению съезды суннитов во Франции и в Саудовской Аравии были в итоге отменены властями этих стран под давлением возражений иракских властей и, как сообщалось, «по пожеланиям иракской диаспоры». Что, скорее всего, преувеличение, поскольку, именно сунниты и составляют, если не большинство, то весьма значительную долю в современной иммиграции из Ирака.
В канун же конференции накал разногласий между суннитской верхушкой, поначалу выплескивавшийся на страницах социальных сетей и через подконтрольные СМИ, перерос в прямой обмен обвинениями и угрозами и в результате, часть племенных лидеров суннитов объявила, что будет проводить свой собственный и альтернативный официальному съезд, местом которого была выбрана гостиница «Вавилон», и названием, которому, стало «Национальный багдадский съезд». 14 июля, большинство умеренных делегатов, выступающих за отказ от сектантства, раскола и насилия, выступили за изъятие из официального названия съезда слов «суннитской общины» и придания ему оттенка «всенародности», что, в итоге, привело к тому, что в пятницу в Ираке было проведено два мероприятия, вместо одного большого, отмененно-перенесенного. Первое состоялось в резиденции спикера парламента Салима аль-Джибури, в котором приняли участие такие известные суннитские лидеры, как Усама ан-Неджефи, Салих аль-Муталлик, Айяд ас-Самраии, Зафир аль-Ани, Джамаль аль-Кирбули и Ахмед аль-Масари. А в Эрбиле собрались сунниты под руководством Рафии аль-Ясави, Асиля ан-Неджефи (оба разыскиваются судебными властями Ирака).
Что же служит причинами раскола суннитских элит?
Зависимость от внешних сил многие ставят на первое место. После падения режима Саддама Хусейна большинство уцелевших суннитских племенных и политических течений контролируется различными зарубежными странами: Саудовской Аравией, Турцией, Катаром, ОАЭ, которые приютили у себя вынужденных покинуть Ирак суннитов. Естественно, что, получив приют, материальную поддержку, а в ряде случаев, и убежище, они стали проводниками политики принявших их стран. А каждая из них преследуют разные цели. То же относится и к суннитам, поддерживаемым США и европейскими странами. Некоторые действия в подобном контексте предпринимала и РФ, впрочем, ни о каких серьезных достижениях в этой области не известно.
Например, поддерживаемый КСА Хамис аль-Ханджар, отказался участвовать в багдадской конференции, поддержанной Катаром и Турцией. Ранее, тот же Х.аль-Ханжар активно спонсировал (на саудовские деньги, естественно) ряд суннитских съездов, проводившихся за пределами Ирака.
Позволим в этой связи заметить, что первопричиной раскола суннитских элит, а вышеупомянутая подчиненность иностранному влиянию, закономерно проистекает из нее – является внутренняя раздробленность суннитов, скатившихся после краха Ирака, как государства, в 2003 г., на родоплеменную базу отношений, после демонтажа политической составляющей в лице роли партии Баас. Нет у иракских суннитов и сильного, харизматичного лидера, способного приобрести поддержку большинства родов и кланов. Ну, и, разумеется, возникновение сильной и дееспособной суннитской коалиции не нужно ни США, ни Ирану и никому из остальных соседей Ирака, поскольку всем им выгодно продолжение существования Ирака конфедеративного, слабого и рыхлого в политическом плане. Все эти страны способны лишь пользоваться суннитами в собственных интересах, а суннитам так выгоднее и проще выживать, временно кооперируясь то с центральными властями, то, дистанцируясь от них, беспрестанно апеллируя и к вниманию международного сообщества, и к зарубежным спонсорам и финансовым донорам.
Изменится ли положение суннитов в Ираке после формального разгрома ИГ. В лучшую сторону, вряд ли. Они интересны нынешним властям Ирака лишь в качестве временного союзника против курдов, такого же, как и против ИГ, с которым часть суннитов сражалась, получив от центра некоторые поблажки, деньги, оружие и самостоятельность в пределах отдельных населенных пунктов и районов.
Вполне возможно, что в складывающейся ситуации, суннитам было бы выгоднее встать на сторону курдов, во всяком случае, можно поторговаться, кто заплатит больше, но в перспективе, речь о полноценном объединении суннитов Ирака в мощную оппозиционную политическую силу, реально влияющую на события, может идти только в случае их консолидации на надплеменной политической основе. На основе партии националистического толка, ориентированной на сильный единый Ирак. И здесь, как ни странно, у них появляются союзники из числа шиитов, что может стать прообразом новой националистической партии, партии, способной повернуть историю Ирака к его будущему как независимого и сильного регионального государства.