Об эффективности информационно-пропагандистских операций США в Ираке

Операция «Свобода Ираку», проведенная войсками США и Великобритании, привела к падению режима С.Хуссейна, но не решила задачи обеспечения мира и спокойствия в стране, где сохраняется напряженность и продолжаются боевые действия. Население Ирака недовольно продолжающейся оккупацией, а различные национальные политические силы пытаются вооруженным путем добиться своих целей. В связи со сложной политической обстановкой в стране, американские войсковые специалисты психологических операций (ПсО) анализируют работу в этой области всех служб в период подготовки и в ходе проведения операции «Свобода Ираку», а также пытаются определить направления дальнейшей деятельности.

Прошедшая операция и имеющийся опыт проведения ПсО показали важность так называемого «управления сознанием». Согласно американским наставлениям и уставам, управление сознанием населения включает все мероприятия, оказывающие воздействие на мышление иностранной аудитории и ее отношение к определенной проблеме. Они включают в себя публичную дипломатию, психологические операции, общественную информацию, введение в заблуждение, а также секретные операции.

В операции «Свобода Ираку» особый интерес вызывает публичная дипломатия, то есть специальное воздействие с целью убедить иностранную аудиторию в правильности содержания и смысла проводимой политики, намерений и действий американцев, а также их органов ПсО. Основным методом для достижения этих задач было использование, в первую очередь, доминирующих средств массовой информации (СМИ), которые оказывали эффективное влияние на мировую общественность и население Ирака.

Публичная дипломатия

Специалисты считают, что после террористических атак 11 сентября 2001 г. руководство США решило значительно активизировать деятельность в сфере публичной дипломатии. По их мнению, в последнее десятилетие Вашингтон «за счет хорошей репутации», приобретенной во времена холодной войны, не нуждался в разъяснении своей политики мировой общественности. После указанных событий Белый дом разослал указание всем высшим американским представителям за рубежом, чтобы они приняли меры, направленные на формирование в странах пребывания положительной оценки американской политики и военных действий США. Политическая группа Cовета Национальной Безопасности осуществляла координацию политических действий и контролировала все распоряжения, разработанные Белым домом, Пентагоном и управлением общественной дипломатии государственного департамента. Все вместе эти органы составили хорошо финансируемую стратегическую структуру управления общественным сознанием, которой не было в США с 80-х гг. Ее действия были сосредоточены, главным образом, на странах исламского мира, причем более 750 млн. долларов было израсходовано только на страны Ближнего Востока.

Несмотря на большие усилия, успех американской публичной дипломатии в интересах операции «Свобода Ираку» был весьма незначительным. Речь государственного секретаря США К.Пауэлла 5 февраля 2002 г. в Совете Безопасности ООН, продолжавшаяся в течение 78 минут и транслировавшаяся в прямом эфире на весь мир, не убедила представителей основных членов Совета — Францию и Россию — в том, что против Ирака должны быть предприняты немедленные военные действия. Напротив, речь министра иностранных дел Франции Д. де Вильпена, в которой он выразил сомнения по каждому аспекту выступления Пауэлла, была встречена в ООН аплодисментами. В результате Великобритания и США не были поддержаны даже своими традиционными союзниками, а вторая резолюция Совета Безопасности ООН, которая бы разрешила боевые действия против Ирака, даже не была поставлена на голосование, как явно «провальная».

Внутри стран исламского мира публичная дипломатия США также не имела особого успеха. Добиться положительного результата в то время было невозможно. С этого момента усилия публичной дипломатии США были направлены на достижение результатов в отдаленной перспективе.

Единственным органом, работа которого обещает оказаться полезной для США, является финансируемое американцами «Радио SAWА» (Радио «Вместе»). Данная радиостанция вещает на страны арабского мира, передавая популярную арабскую и западную музыку, чередуя ее с выпусками последних известий, которые отражают американскую точку зрения на события. С начала работы в 2002 г. радиостанция завоевала широкую популярность среди арабской молодежи.

Работа в СМИ

При подготовке к началу боевых действий в Ираке, командование американских войск стремилось различными способами достичь позитивного освещения предстоящих событий в средствах массовой информации. Одним из них было включение специальных корреспондентов различных СМИ в штаты боевых частей, предназначенных к переброске в Ирак. Как оказалось впоследствии, это было блестящей находкой американского командования. Во-первых, всех корреспондентов, пожелавших быть в составе воинских частей, заставили пройти лагерные сборы, где им преподали курс начальной боевой подготовки и они на себе испытали тяготы и лишения, преодолеваемые солдатами. Во-вторых, нахождение в штате воинской части само по себе создает невидимый мост между корреспондентом и воинским коллективом, действия которого должен освещать репортер. В-третьих, пребывание в составе части обеспечивало корреспонденту большую безопасность в отличие от коллег, которые пытались работать самостоятельно и в ходе боевых действий могли быть убиты или захвачены в плен.

Одним из факторов, препятствующих усилиям по оказанию влияния на мнение мировой общественности, американские специалисты считают рост и доступность разнообразных средств распространения информации. Особенно это касается увеличения числа спутников связи, обеспечивающих телевизионные передачи и работу сети Интернет, которые весьма затруднили целенаправленное воздействие на аудиторию не только в мире в целом, но даже в отдельных регионах. Наличие большого количества источников информации позволяет зрителям/слушателям, имеющим собственное определенное мнение, смотреть и слушать передачи в соответствии со своей точкой зрения. Так, любой араб, посмотрев не понравившийся ему сюжет американской телекомпании Си-Эн-Эн, может включить телеканал «Аль-Джазира», где его познакомят с сообщениями корреспондентов других стран, мнения которых могут быть ему ближе.

Проведение психологических операций

В сравнении с незначительными достижениями публичной дипломатии на стратегическом уровне, проведение психологических операций против Ирака на оперативном и тактическом уровнях, по мнению специалистов, можно считать успешным. Большое значение имели распространение листовок, работа теле- и радиопередатчиков, использование других средств СМИ, рассылка по электронной почте персональных сообщений видным политическим и военным деятелям Ирака, а также применение в ходе боевых действий мобильных звуковещательных установок и переносных громкоговорителей.

В преддверии боевых действий над территорией Ирака было сброшено до 40 млн. листовок и еще столько же после начала кампании 20 марта 2003 г. В одних листовках содержались угрозы уничтожить любую иракскую воинскую часть, которая окажет сопротивление, в других — призывы к населению и военнослужащим игнорировать решение и приказы лидеров партии «Баас». По оценке американских экспертов, применение листовок имело определенный успех. Однако, считают эксперты, в ходе войны при проведении ПсО бывает трудно определить причинно-следственную связь между действиями сторон. Так, например, чем было вызвано отступление иракцев — проведением ПсО, бомбардировкой авиации союзников или отсутствием своевременного снабжения боеприпасами? Или воздействием всех трех факторов? Поэтому очень важным для специалистов является правильное определение эффективности и результативности ПсО в процессе создания поведенческих установок в сознании иракцев по их отношению к военнослужащим войск коалиции.

Американские специалисты отмечают, что войска коалиции не столкнулись с таким количеством пленных, как во время войны в 1991 г., когда их число достигло 70 тыс. Хотя в первый день кампании при взятии г. Умм-Касра были захвачены в плен 250 иракских военнослужащих-резервистов, рост численности пленных не превратился в поток. В начальный период конфликта подход к войне военнослужащих коалиции был скорее «психологическим» — все надеялись, что подавляющее превосходство сил и высокоточное оружие вызовут у противника «страх и ужас» и иракский режим падет как карточный домик. Факт, что «страх и ужас» не получились, вынудил американские войска по-другому подойти к ведению боевых действий, а специалистов ПсО, естественно, к пересмотру подготовленных ранее материалов. Следовало ожидать планомерных боевых действий, а не рассчитывать, что вся кампания будет решена одним-единственным ударом.

Вторым после листовок массовым средством психологического воздействия, применявшимся частями ПсО коалиции, было радио. Передачи велись как со стационарных радиопередатчиков, работавших на фиксированных частотах, так и с передатчиков самолетов ЕС-130 «Коммандо Соло», где использовались методы работы и частоты «Радио SAWА». Радиостанции работали под общим названием «Информационное радио». Кроме того, вблизи крупных населенных пунктов устанавливались передатчики для проведения ПсО на местах. Так, английская станция под названием «Радио NAHRAIN» (Радио «Две реки»), работавшая в FM-диапазоне, была развернута в пригороде г. Басры. Для достижения информационного превосходства в радиоэфире войска коалиции, кроме вещания собственных радиостанций, осуществляли электронное подавление иракских.

Вышеназванные способы проведения ПсО относятся к так называемой «белой» пропаганде. В этих случаях открыто и точно называется, кем распространяется данная информация. Однако при проведении операции «Свобода Ираку» велась также и «черная» пропаганда, когда информация распространяется от имени другого источника. Так, в феврале 2003 г. специалисты Центрального разведывательного управления США развернули ряд радиостанции для ведения такого рода ПсО. Одна из этих станций под названием «Радио Тикрит» пыталась вызвать доверие к своим передачам, утверждая, что является органом лояльных к действующему режиму иракцев района г. Тикрита и восхваляла правление С.Хуссейна. Однако через несколько недель тон передач резко изменился и началась критика существовавшего режима. Конечно, отмечают специалисты, при веден и таких ПсО существует риск разоблачения обмана, что может нанести существенный ущерб органам не только «черной», но и «белой» пропаганды.

Одним из новых методов при проведении ПсО в операции «Свобода Ираку» явилось отправление сообщений непосредственно представителям высшего иракского руководства по электронной почте и на мобильные телефоны. В начале 2003 г. в Ираке имелось всего около шестидесяти Интернет-кафе, а количество частных электронных адресов и возможностей входа в сеть составляло менее 25 проц. от средних американских показателей. В связи с ограниченными возможностями простых иракцев общаться с кем-либо по Интернету, руководство страны не достаточно жестко следил за электронной почтой, что и позволило американцам напрямую связаться с представителями руководства страны и партии «Баас» и армии. В частности, им объясняли негативные последствия для них и иракского народа в случае дальнейшей поддержки С.Хуссейна.

На тактическом уровне активно использовались приданные подразделениям мобильные звуковещательные установки и громкоговорители. Как и в ходе предшествовавших вооруженных конфликтов, они применялись, чтобы добиться сдачи в плен окруженных частей и подразделений противника, помогали осуществлять контроль за военнопленными и даже вводить противника в заблуждение, транслируя шум танковых и вертолетных двигателей и создавая впечатление подходящих сил союзников.

О ведении ПсО после боевых действий

У американских войсковых специалистов создалось впечатление, что лица планировавшие операцию «Свобода Ираку», не думали о необходимости продолжения проведения и совершенствования ПсО после окончания боевых действий. В результате иранским агентам, особенно в южном Ираке, удались до некоторой степени заполнить информационный вакуум. Командованию США пришлось срочно задействовать частные компании, чтобы хоть что-нибудь давать в эфир. Это привело к некоторым курьезным случаям. Например, в связи с тем, что американские СМИ уже перестали заниматься Ираком, частные компании обрушили на него объем местных новостей.

После окончания вооруженного конфликта, как указывают специалисты из США, роль ПсО не снижается. Часто именно в этот момент важно заполнить информационный вакуум, чтобы оказать населению психологическую поддержку и вселить в него уверенность в завтрашнем дне. Сделать это могут и должны органы и части ПсО.

Специалисты отмечают, что во время конфликта в Ираке на брифингах представителей военного командования достаточно часто звучал термин «ПсО». В последние годы появилась тенденция «смягчать» некоторые военные термины. Так, официальные лица стали избегать термина «психологически операции», а начали использовать термин «информационные операции». По мнению войсковых специалистов, термин «информационные операции» ни в коей мере не может заменить термин «психологические операции», так как имеет более широкое значение. Более того, включение термина «ПсО» в рубрику «информационные операции», принижает важность психологических операций и ведет к недооценке войсковым командованием специалистов приданных им частей ПсО.

В настоящее время население Ирака не имеет достаточных оснований для сотрудничества с американцами и отказа от поддержки повстанцев. Американские военные не сумели найти правильные подходы к менталитету местного населения и его образу жизни, не говоря уже об управлении и руководстве страной. Все это отрицательно влияет на ход контрпартизанской войны.

По мнению специалистов ПсО, американскому командованию необходимо понять пути и способы управления сознанием населения (установления контроля над ним) со стороны повстанцев и предпринять меры для ослабления этого контроля. Только в этом случае командиры и планирующие органы смогут посредством информационных операций убедить местное население отказаться от поддержки партизан.

Очень важно понять, почему поведение трех основных составляющих войны по мнению прусского стратега К. фон Клаузевица, — «народа, армии и правительства» — различно в конфликтах высокой и низкой интенсивности, и почему рационально мыслящие люди продолжают поддерживать повстанцев вместо того, чтобы помогать американским войскам. Так, аналитик Гордон Мак-Кормик разработал модели конфликтов, чтобы продемонстрировать поведение базовых элементов в разных условиях.

В неядерном конфликте высокой интенсивности армия терпит поражение, правительство «падает», призывая народ не сопротивляться и сотрудничать с противником, население подчиняется. Примерами могут служить Германия и Япония, потерпевшие поражение и оккупированные после Второй мировой войны.

Вооруженный конфликт высокой интенсивности является наиболее подходящим и логичным методом войны для государства, имеющего значительное превосходство в силе, такого как США. Соединенные Штаты, например, полагались на силовое превосходство с войны в Персидском заливе в 1990 г., когда они руководствовались доктриной К.Пауэлла, требовавшей «…применять в боях превосходящие силы, а не пропорциональные ответные удары».

В конфликтах низкой интенсивности повстанцы не имеют достаточно сил и средств, чтобы вступить в открытое сражение с государством или войсками вторжения, а потому для достижения превосходства полагаются на действия в информационной среде. Информационное превосходство в таких конфликтах на стороне повстанцев. Они могут, оставаясь невидимыми, следить за правительственными (оккупационными) войсками и выбирать время и место для нападения, что дает им определенное преимущество.

Даже нейтральное поведение населения помогает повстанцам оставаться незаметными для американских войск. Молчаливая поддержка боевиков происходит в тех случаях, когда население чувствует, что государство не может его защитить. Террористические акции партизан против политических деятелей, которые стали сотрудничать с американскими властями, только усиливают эту поддержку. Население Ирака в таких случаях склонно верить, что американские войска скоро уйдут, и потому поддержка партизан возрастает. Повстанцам выгодно подобное поведение населения и они подкупом и угрозами принуждают к этому народ. Чтобы достичь успеха, американским войскам нужно изменить свое поведение в отношении населения Ирака.

Как писал в журнале «Ньюсуик» иракский публицист Ф.Закариа, если американские войска будут игнорировать контакты с иракцами, будут продолжать вести патрулирование на машинах, а не пешим порядком, основной задачей будут считать не убеждение, а огневое воздействие — они никогда не добьются симпатий местного населения и окончательно потеряют шанс иметь упреждающую информацию о повстанцах. «Границы американских военных городков в Ираке — это не просто ограждения, это — пропасть, разделяющая две культуры: по одну сторону – солдаты, по другую — народ, чью безопасность и надежды они должны защищать. Американские войска должны не просто выжидать, сидя за стенами, они обязаны нейтрализовать противника, для чего надо добиться симпатии народных масс и лишить врага убежища, в котором он постоянно скрывается». Только когда американские войска завоюют симпатии населения, а народ поверит, что оказание помощи режиму предпочтительнее поддержки партизан, повстанцы потеряют свои преимущества. В связи с этим генерал корпуса морской пехоты У.Крулак вспоминает высказывание одного из северо-вьетнамских командующих Во Нгуен Гиапа о значении народа для повстанцев в партизанской войне: «Без народа у нас не было бы информации… Люди скрывали нас, кормили нас и лечили наших раненых».

Партизаны изучили организацию и тактику действий ВС США и приспособились к ним. От автоматов и ручных гранатометов они уже перешли к применению минометов и более совершенных мин и взрывных устройств. Уже командующий войсками коалиции в Ираке генерал Абизайд требует от американских войск, чтобы они приспосабливались к тактике повстанцев. Но, как справедливо отмечают в прессе обозреватели, в своей вооруженной борьбе повстанцы ставят себе целью не военное поражение противника, а политическое.

В настоящее время американские специалисты ПсО считают основной задачей войск США в Ираке убедить население во временном характере оккупации и стремлении воссоздать иракское государство. Для этого им необходима помощь местного населения, а повстанцы только мешают процессу нормализации обстановки. Основным инструментом в выполнении поставленных задач могут быть только психологические операции. Для ПсО наиболее важными являются две задачи: доказать, что повстанцы представляют угрозу для будущего страны, и что США лучше всех могут помочь Ираку в построении этого будущего. При этом следует учесть, что американские войска смогут использовать доктрину информационной противоборства для обычной войны только, если поймут тактику повстанцев и источники их поддержки.

Выводы специалистов

В настоящее время обе воюющие стороны продолжают активно бороться за «умы и сердца» местного населения, и эта ситуация, судя по всему, продлится еще длительное время. По сути, результат этой борьбы должен показать, не напрасны ли были все предшествовавшие действия.

Публичная дипломатия не приносит сиюминутных результатов, порой их приходится ждать годами. Опыт США в последнее время показал, что даже если на информационно-психологическое воздействие израсходованы большие суммы денег и им занимались профессионалы, успехи могут быть очень незначительны. Однако это не означает, что публичной дипломатией можно пренебрегать. Посеянные ею зерна сомнений и т.п. могут дать всходы через годы.

По мнению специалистов, командованию войск США необходимо активизировать работу сил и средств ПсО для завоевания симпатии населения, а не полагаться только на силу оружия. При работе необходимо учитывать и использовать в своих интересах религиозные и национальные различия, существующие среди жителей Ирака.

США должны изучить опыт НАТО по управлению сознанием людей в поствоенный период на примере операций в Боснии и Герцеговине, а также в Косово. В настоящее время должности в органах ПсО штабов СФОР и КФОР занимают специалисты с гораздо большим опытом, чем те, которые действовали во время самих боевых действий. Необходимо перенять опыт НАТО по управлению сознанием населения на Балканах и применить его в своей деятельности в Ираке. В свою очередь НАТО должна тщательно изучить уроки операции «Свобода Ираку» в плане ведения ПсО.

Американские специалисты психологической воины отмечают, что в настоящее время в оценке возможностей аппарата ПсО растет разрыв между командованием НАТО и военным руководством стран-членов блока. Так, США, например, расходуют внушительные средства для усиления собственных сил и средств. Повышают свои возможности в этой области армии Бельгии, Чехии, Германии, Польши и Великобритании. Другие страны НАТО принимают определенные решения касаемо организации и ведения ПсО, а деятельность командования и штаба НАТО в этой сфере почти не ведется.

52.34MB | MySQL:103 | 0,633sec