О турецко-сирийских отношениях

13 апреля 2005 года состоялся официальный визит президента Турции Ахмета Недждета Сезера в Сирию. Это второй турецко-сирийский саммит за последние 15 месяцев. В начале января 2004 года сирийский президент Башар Асад впервые после завоевания Сирией независимости посетил с официальным визитом Турцию. По оценкам турецких и сирийских дипломатов, «обе стороны начали прилагать искренние усилия для компенсации напрасно потерянного времени с целью разбить лед, сковывавший отношения двух стран в течение более полувека, создать в них климат доверия и положить начало формированию новой геополитической ситуации в регионе».

Турецко-сирийские переговоры на высшем уровне в Дамаске, как отметили обе стороны, прошли в теплой, дружественной обстановке. Такая атмосфера окружала турецкую делегацию в течение всех 24 часов ее пребывания на сирийской земле. Политические наблюдатели обратили особое внимание на тот факт, что в столичном аэропорту Сирии турецкую делегацию во главе с А.Н. Сезером встречала большая группа сирийцев, среди которых было много молодежи. В руках они держали плакаты: «Добро пожаловать, достойный уважения президент», «Президент Сезер – человек слова», «Сирия Вас не забудет», «Мы любим Вас», «Сирийско-турецким отношениям – Да». Турецкого президента, отмечали многие из них, принимали в Дамаске как национального героя. При этом сирийцы особо подчеркивали, что визит состоялся, несмотря на противодействие Вашингтона, который неоднократно по дипломатическим каналам информировал Анкару о нежелательности турецко-сирийских контактов, тем более на самом высоком уровне.

По завершении переговоров президенты А.Н. Сезер и Б. Асад провели совместную пресс-конференцию. Главы двух государств отметили единство позиций Турции и Сирии по вопросам, касающимся послевоенного обустройства Ирака, сохранения его территориальной целостности, ближневосточного урегулирования, оценки ситуации в Ливане. Оба президента подчеркнули необходимость выполнения Израилем резолюции СБ ООН, освобождения оккупированных арабских территорий, скорейшей подготовки основы для создания и провозглашения независимого палестинского государства. Главы двух государств отметили важность форума соседних с Ираком стран, который по инициативе Турции регулярно два раза в год проводится с 2003 года. Форум носит антиамериканский характер, выступает за более реальное и предметное участие ООН в иракском урегулировании, становится все более эффективным механизмом в послевоенном обустройстве Ирака. Примечательным является и тот факт, что именно в рамках этого форума расширяется взаимопонимание в треугольнике Турция-Сирия-Иран.

Что касается двусторонних отношений, то президенты Турции и Сирии выразили уверенность в том, что переговоры в Дамаске придадут им мощное ускорение. Оба президента констатировали, что «Анкаре и Дамаску удалось сделать важные шаги навстречу друг другу, от чего выиграли не только Турция и Сирия, но и регион в целом». При этом сирийский лидер отметил с удовлетворением, что «турецко-сирийские отношения за короткий отрезок времени значительно улучшились и на нынешнем этапе в политической, торгово-экономической, культурной областях достигли высокого уровня».

Вот несколько цифр и фактов, подтверждающих эти высказывания. Полагаю, что точкой отсчета в процессе нормализации турецко-сирийских отношений следует считать 1998 год. Именно в этом году произошла эскалация напряженности в двусторонних отношениях, которая реально могла завершиться военным конфликтом. Причина заключалась в активизации террористической деятельности боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), которые, как считали в Анкаре, не только укрывались на территории Сирии, но и активно использовали сирийские банки для финансирования своей подпольной деятельности в Турции. На заседании Совета национальной безопасности Турции было принято закрытое решение о переброске дополнительных воинских подразделений на границу с Сирией и уточнении карт минирования приграничной полосы для обеспечения в случае необходимости проходов через минные поля.

Однако в том же 1998 году после нескольких попыток сторонам удалось выйти на дипломатическое решение. Анкара и Дамаск согласовали и подписали Аданское соглашение. Документ получил такое название, так его окончательное согласование и подписание состоялось в приграничном турецком городе Адана. В соответствии с этим соглашением на сирийской территории были закрыты несколько баз и тренировочных лагерей РПК, блокированы счета ее функционеров, что вызвало позитивную реакцию в турецких общественных, политических и деловых кругах. Первые ростки дала приграничная торговля. Было принято решение о разминировании приграничной полосы и передаче этих земель под сельхозугодия. Кроме того, впервые за пять десятилетий Анкара и Дамаск упростили переход границы для жителей приграничных районов в дни религиозных праздников. Десятки тысяч родственников были разделены этой границей. Особенно многочисленное разделение произошло в 1939 году, когда Франция на основании мандата Лиги Наций передала Турции сирийский Александреттский санджак, который стал турецким вилайетом Хатай. После упрощения приграничных контактов родственники, которые не виделись десятилетиями, с сохранением ряда ограничений все же получили возможность встречаться и вместе отмечать религиозные праздники.

Это произвело неизгладимый положительный эффект. Пошло на убыль акцентирование обеими сторонами внимания на территориальной проблеме (ранее Сирия на всех официальных картах включала Хатай в свои границы), а также на сложном вопросе распределения водных ресурсов. Думается, что и встреча турецкого президента в Сирии в 2005 году как национального героя начиналась именно с Аданского соглашения и приоткрытия турецко-сирийской границы для родственников, проживающих по обе ее стороны.

Приграничная народная дипломатия дала ощутимый толчок контактам на межгосударственном уровне. С 2000 года по сегодняшний день между Турцией и Сирией прошло более 55 визитов на уровне министров. Обе страны подписали целый ряд документов, которые в короткий срок составили договорно-правовую базу их отношений. Это соглашения о совместной борьбе с терроризмом, взаимной защите инвестиций, избежании двойного налогообложения, сотрудничестве таможенных служб, а также в области здравоохранения, развития железнодорожного, воздушного и морского транспорта. Кроме того, подписаны протоколы о взаимодействии в энергетике, жилищном строительстве, туризме, перевозке грузов. Сирия стала первым арабским государством, которое подписало с Турцией Соглашение о создании зоны свободной торговли. Это позволило в прошлом году увеличить двусторонний товарооборот до 1 млрд долларов. В ближайшие три года этот показатель планируется довести до 2,5 млрд долларов. Представители турецких деловых кругов намерены расширять инвестиции в сирийскую экономику, что служит важным показателем настроя на долгосрочное сотрудничество. Сирия в свою очередь рассматривает вопрос о переносе границы своих территориальных вод с 35 километров до 12-ти, что в значительной степени облегчит мореплавание турецких судов и увеличит для них зону промысловой деятельности.

Наиболее важной областью сотрудничества признана энергетика. Так, специальным решением правительств двух стран создана рабочая группа экспертов, в которую вошли представители министерства энергетики и природных ресурсов Турции и сирийского министерства нефти и природных ресурсов, для определения конкретных направлений взаимодействия в электроэнергетике, нефтяной сфере, в области добычи природного газа, фосфатов, железной руды. Уже есть конкретный результат работы этого двустороннего механизма. В ходе первого за последние 17 лет визита главы турецкого правительства Р.Т. Эрдогана в Сирию в декабре 2004 года был подписан протокол о строительстве в пограничном турецком вилайете Искендерун совместной ГЭС. Рукотворное водохранилище позволит оросить по обе стороны границы тысячи гектаров земли, то есть сделать их пригодными для сельского хозяйства, и создать тысячи дополнительных рабочих мест.

Во время переговоров со своим сирийским коллегой Наджи аль-Атари турецкий премьер подчеркнул, что «две соседние страны соединяют глубокие исторические, культурные и религиозные узы». Плодотворное партнерство Анкары и Дамаска приведет к «большей стабильности и безопасности на Ближнем Востоке», убежден Р.Т. Эрдоган. Все это позволило обеим сторонам, основываясь на итогах визита турецкого премьера в Дамаск, заявить: «Сирия видит для себя в Турции открытые ворота в Европу, а Турция видит для себя в Сирии открытые ворота в арабский мир». Призваны делать эти ворота шире и дипломатические связи. Об их расширении говорит открытие по взаимной договоренности летом 2004 года генерального консульства Турции в Латакии. Открытие сирийского генерального консульства запланировано на ближайшее время в Газиантепе.

Следует отметить, что Анкара при содействии Дамаска начала процесс активного освоения арабского мира. Убедительным доказательством этого является проведение в Стамбуле 5-6 мая с.г. турецко-арабского экономического форума в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе турецко-сирийского саммита в Дамаске. Государственный министр Турции Кюршад Тюзмен, выступая на открытии форума, предложил создать турецко-сирийскую зону свободной торговли. По мнению министра, свободная экономическая зона может стать главным проектом в истории сотрудничества Турции и арабских стран. На форуме, в котором приняли участие свыше 600 государственных деятелей, министров экономики и торговли, бизнесменов из Турции и арабских стран, а также генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса, была озвучены интересные цифры. В 2005 году торговый оборот между Турцией и арабскими странами достигнет 24 млрд долларов. Объем турецкого экспорта в арабские страны за последние четыре года увеличился с 2,8 до 11,7 млрд долларов.

Эксперты обратили внимание, что это именно те годы, когда силу набирал процесс нормализации турецко-сирийских отношений. Примечательным является и тот факт, что с турецкой стороны, кроме государственных структур, в форуме приняли участие ведущие представители близкого к правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Общества независимых промышленников и предпринимателей (MUSIAD). Именно это общество, обладающее колоссальными материальными и финансовыми ресурсами, было одним из основных источников финансирования успешной предвыборной компании ПСР, в результате которой партия одержала на выборах убедительную победу и смогла сформировать однопартийное правительство.

Турки на этом форуме, рекомендуя арабскому бизнесу ряд проектов в области транспорта, энергетики, торговли, туризма, поощрения взаимных инвестиций, предлагали рассматривать их в свете предстоящих переговоров о вступлении Турции в ЕС. Другими словами, Анкара уже сегодня хочет продемонстрировать свою незаменимость в качестве моста между арабским миром и Европой. Ведь именно Анкара мобилизует сегодня арабский мир на активное участие в послевоенном обустройстве Ирака и уже создала для этого два довольно эффективных механизма. С политической точки зрения, это конференция соседних с Ираком стран, с экономической – это турецко-арабский экономический форум. При этом на роль первого и главного помощника в сооружении и укреплении такого моста и обслуживании этих механизмов уже утверждена Сирия.

Ничуть не умаляя значимости всех подписанных двусторонних документов, рискнем все же предположить, что важнейшим из них, послужившим своеобразным толчком к формированию атмосферы доверия в турецко-сирийских напряженных отношениях, стало Соглашение о совместной борьбе с террором, подписанное в декабре 2003 года в Анкаре министрами внутренних дел двух стран. Подписанию предшествовала выдача Сирией Турции 22 террористов, причастных к взрывам в Стамбуле, унесшим жизни 62 человек. Примечательно, что именно в оценке этого соглашения министром внутренних дел Турции Абдюлькадиром Аксу впервые было акцентировано внимание на региональной значимости турецко-сирийского сотрудничества.

Именно передача Сирией этих 22 террористов с благодарностью, как жест доброй воли, упоминалась общественными деятелями, писателями, журналистами Турции в период подготовки к не совсем обычному мероприятию. В начале марта 2005 года они отправились в Сирию «с целью продемонстрировать свою поддержку народу этой страны», который, по словам организаторов акции, оказался перед угрозой очередной силовой акции со стороны Вашингтона. Среди участников поездки были представитель общественной организации «Коалиция за всеобщий мир и справедливость» Нурай Мерт, известные ученые Генчай Гюрсой и Тайфун Матер, а также писатель и публицист Джан Дюндар. В ходе поездки по Сирии, которая продлилась 72 часа, они провели встречи и конференции с представителями высших учебных заведений, писателями, общественными деятелями Сирии. По мнению участников поездки, Сирия сегодня подобна Ираку накануне вооруженного вторжения американских войск, а потому нуждается в поддержке и солидарности.

В последнее время турецкая сторона активно пропагандирует в Сирии свою культуру и язык. При посольстве Турции в Дамаске успешно работает Турецкий центр культуры и туризма, в котором преподают профессиональные преподаватели. Помимо этого функционируют еще два центра по изучению турецкого языка в Дамаске и Алеппо. Планируется открытие культурной секции при Генеральном консульстве в Алеппо.

Показательным является и тот факт, что на нынешнем этапе к развитию двусторонних отношений активно подключаются парламентарии Турции и Сирии. Так, заместитель председателя парламента Турции Садык Якут в интервью сирийской газете «Тишрин», отмечая важность активного углубления турецко-сирийского сотрудничества, предложил создать совместную комиссию для оперативного решения всех проблем, которые все еще мешают диалогу между Анкарой и Дамаском. Предложение сирийской стороной принято.

Важным моментом для Дамаска, прозвучавшим в ходе визита в Сирию президента А.Н. Сезера, стало неодобрение Анкарой деятельности сирийской оппозиции в США. В свою очередь, ее лидер, глава созданной в США в октябре 2001 года Партии реформирования Сирии Ферит Кадри выступил с резкой критикой сближения Анкары и Дамаска, охарактеризовав визит главы Турции «как поддержку диктаторского режима Башара Асада». По его мнению, «Анкара должна оказывать поддержку сирийскому народу, а не режиму, который упрятал всю оппозицию в тюрьмы и исключил даже возможность появления свободной прессы».

Наряду с этим высказывается и другое мнение. Сирийский журналист Хюсню Махалли, сотрудничающий с ВВС, давая оценку визиту турецкого президента в Сирию, так оценил нынешнюю ситуацию в стране: «Сирия нуждается в реформах. И они происходят, однако гораздо медленнее, чем хотелось бы. Тем не менее страна меняется. Еще три-четыре года тому назад, чтобы получить или отправить факс, необходимо было получить разрешение министерства внутренних дел. Сегодня практически у каждого мобильный телефон, открыто большое число интернет-кафе, работают бюро по обмену валюты, частные банки, газеты, радио и телевидение. Очень много в плане дальнейших преобразований в стране будет зависеть от итогов и решений предстоящего в июне съезда партии БААС», считает Х. Махалли. Показательным является то, что многие в Сирии, прежде всего молодое поколение, полагают, что дальнейшее развитие отношений с Турцией будет способствовать углублению этих демократических преобразований.

Важным фактором, способным оказать существенное влияние на дальнейшее развитие турецко-сирийских отношений, является и позиция по этому вопросу генералитета Турции. На нынешнем этапе нормализации двусторонних отношений по многим направлениям взгляд турецких военных на сотрудничество с Дамаском неоднозначен. Существуют полярные точки зрения.

Для одной из них характерны настороженность, недоверие и даже враждебность, что было нормальным для турецко-сирийских отношений до подписания Аданского соглашения. Приверженцы такой позиции, например, по сей день вспоминают, что сирийская сторона в течение длительного времени блокировала работу так называемой красной линии (прямого телефона между пограничными службами двух стран, установленного в соответствии с этим соглашением), мотивировав свои действия «отсутствием офицера связи, владеющего турецким или английским языком». Прямая телефонная связь была установлена для координации действий специальных и пограничных служб по отслеживанию передвижения курдских боевиков с целью установления мест их базирования, складов и тренировочных лагерей. Это частный случай из прошлого, но, полагают они, он характерен для сирийской стороны.

Другая часть турецкой военной элиты понимает, что сегодня сирийские вооруженные силы переживают период деградации, связанный с потерей после 1991 года своего главного спонсора и поставщика в лице СССР. В результате Сирия испытывает острейшую потребность в модернизации своей большой и быстро устаревающей армии, которая уже на протяжении длительного времени лишена возможности получать в необходимых объемах новую боевую технику. А это значит, что на обозримую перспективу Сирия будет привлекательным и емким рынком для поставок вооружений. Препятствовать этому процессу непродуктивно. Анкара, включая и военные круги, это понимает. Об этом свидетельствует спокойная, молчаливая и не характерная для турецкой стороны реакция на планируемые поставки российских ракет в Сирию. Турецкие военные полагают, что такой процесс, с учетом нормализации турецко-сирийских отношений, выгоднее контролировать, а еще лучше на определенном этапе в будущем в случае необходимости подключиться к участию в нем.

Примечательно и то, что влияние и вес в Турции приверженцев этой точки зрения, по мнению экспертов, растет и сегодня практически приближается к уровню, позволяющему принимать государственное решение по этой проблеме. Такая позиция, полагают они, будет способствовать регулируемому турками дальнейшему сближению Турции и Сирии, а значит, позволит Анкаре также еще более эффективно решать главные задачи — удерживать курдских сепаратистов от провозглашения независимого государства и весомо участвовать в двух самых важных политических процессах в регионе – послевоенном обустройстве Ирака и урегулировании арабо-израильского конфликта.

Думается, такая позиция ведомого хотя и ограничивает Дамаску возможный маневр, все же устраивает сирийскую сторону, находящуюся под жестким прессом США. Ряд кадровых перестановок в сирийских спецслужбах, включая назначение Башаром Асадом 14 февраля 2005 года своего родственника (он женат на родной сестре президента Бушре) генерала Асефа Шауката на пост главы военной разведки, свидетельствует о стремлении усилить контроль над этими ведомствами и сконцентрировать их усилия, в частности, на укреплении треугольника Турция-Сирия-Иран.

Визит президента Турции А.Н. Сезера в Сирию, который состоялся вопреки позиции США, явился своего рода заключительным этапом в немалой степени удивительного процесса нормализации двусторонних отношений. Следующий этап предполагает использование результатов этого процесса для расширения сотрудничества. Вместе с тем, думается, именно этот этап чреват возможным возникновением серьезных препятствий. Причина их появления кроется в двух проблемах, которые Анкарой и Дамаском на первом этапе урегулирования отношений были с молчаливого согласия друг друга отставлены в сторону. Акцент был сделан на основу сближения – недопущение расчленения Ирака и создания независимого курдского государства.

Проблема же распределения водных ресурсов и территориальные разногласия были законсервированы, но не решены. Может произойти их расконсервация, в том числе вопреки желанию Анкары и Дамаска. В частности, неразрешенность водной проблемы может стать серьезным тормозом на пути дальнейшего расширения турецко-сирийских отношений. Бывший премьер-министр Израиля Ицхак Рабин сказал однажды: «Даже если мы решим все другие проблемы на Ближнем Востоке, не разрешив должным образом водную, наш регион взорвется». Эти опасения имеют прямое отношение и к турецко-сирийским отношениям.

52.35MB | MySQL:103 | 0,525sec