Некоторые аспекты экономической жизни Иракского Курдистана накануне проведения референдума о независимости

В субботу, 22 июля, комитет по сельскому хозяйству парламента Иракского Курдистана выразил серьезную озабоченность фактом существенных затруднений, с которыми столкнулось производство зерновых в регионе. Главная причина, по мнению парламентариев, кроется в трехлетней задержке выплат, предназначенных для местных крестьян. Вдобавок, правительство региона выступило с инициативой скупки урожая в местные фонды, вместо направления его в закрома федерального правительства. Трудно сказать, насколько это возымеет положительное действие с точки зрения укрепления финансового состояния сельского производителя в Иракском Курдистане, но стабильности в общий фон отношений между Эрбилем и Багдадом эта инициатива явно не прибавила.

Комментируя все это, заместитель председателя комитета, Гариб Бенджуни заявил представителям местных СМИ, что за 2014, 2015 и 2016 гг. свыше 660 млрд динар, причитающихся курдским сельскохозяйственным производителям, так и не были перечислены из федерального бюджета.

«Негативное влияние на производство зерновых в Курдистане оказало и решение центральных властей о сокращении объемов закупки пшеницы у фермеров региона», — добавил парламентарий, уверенный в том, что это есть не что иное, как еще одна форма оказания давления на Иракский Курдистан со стороны Багдада. Именно после этого и было принято обращение к местным властям с просьбой выкупить зерно на уровне региона.

Кроме того, считает Г.Бенджуни, цены по которым закупают курдское зерно компании из центральных и южных регионов Ирака являются нерентабельными и варьируются от 300 до 350 тысяч динар за тонну, тогда как себестоимость тонны пшеницы составляет около 400 тысяч динар.

Положение на сегодня усугубляется избытком зерна в регионе, где урожай составил порядка 2 млн 600 тыс. тонн, что превышает собственные потребности Иракского Курдистана. Не трудно предположить, как будет лихорадить сельское хозяйство региона в случае закрытия для него границы с иракскими провинциями и неизбежного в случае отделения от Багдада, введения таможенных пошлин. Не факт, что в будущем будут собраны такие неплохие урожаи зерновых, закупать и ввозить которые придется через тот же Ирак, или, с изрядной надбавкой, через Турцию.

К сельскохозяйственным перипетиям в Иракском Курдистане традиционно добавляется нефть и все, что с ней связано. В понедельник, 24 июля парламентский блок «За перемены» заявил о необходимости «решительно размежеваться» от политики, проводимой «нефтяными мафиями» в Иракском Курдистане, а премьер-министр Ирака, Х.аль-Абади накануне даты объявленного ранее референдума о независимости Иракского Курдистана призвал всех его жителей обратить «внимание гражданского общества на преодоление разногласий между центром и регионом». Перенос референдума на 25 сентября в этом смысле ничего не меняет и демарши федерального центра и поддерживаемых им курдских депутатов в эти дни призваны еще раз привлечь внимание к сомнительности этой затеи.

Амин Бакр, заместитель председателя блока «За перемены» заявил журналистам, что «за прошедшие годы мы прошли все обочины пути служения народу Курдистана, в частности, и народу Ирака, в целом». Однако, практика приватизации и переориентации нефтяных потоков из региона в угоду отдельным политикам и поддерживающим их партиям в регионе, сводит «на нет» все усилия в этой области. Тем самым, «народ региона обкрадывается, поскольку причитающиеся ему доли субсидий из федерального бюджета в это самый бюджет не поступают, а расхищаются», – пояснил депутат.
«Все четыре года самостоятельного распоряжения курдскими властями нефтью региона не принесли народу региона ничего, кроме бедности, урезания зарплат и пенсий», — считает А.Бакр, правда, к этому следует добавить 30 млрд долга и потерю взаимного доверия между народом региона и центральными властями, утрату первым ощущения гражданства федерального государства.

«Настала пора положить конец подобной практике и вернуть курдскому народу ощущение причастности к единому государству и иракской общности, сделать все, чтобы преодолеть разногласия, недомолвки и спекуляции, вызванные неудовлетворительным качеством хозяйствования и нерешенностью большого количества экономических проблем», — заключил А.Бакр.

Как известно, федеральное правительство предоставило в распоряжение курдских депутатов федерального парламента данные о нефтяном экспорте из региона, исчисляемом в 2 млн 300 тыс. баррелей в сутки, факт, упорно отрицаемый властями и статистическими учреждениями Иракского Курдистана.

По всей видимости, предоставленная информация касается и «серых» поставок, а также включает в себя данные о поставках присвоенной курдами нефти, например, из месторождений Киркука, которые не включаются в официальные сводки.

Подобные демарши и информационные сливы профедерально настроенных курдских депутатов вряд ли смогут переломить сепаратистские тенденции, захлестнувшие Иракский Курдистан, однако, некоторое отрезвляюще действие на Эрбиль может оказать заявление представителя МИД Ирана Бахрама Касеми, сделанное в субботу, 22 июля. В нем говорится, что Иран считает Иракский Курдистан частью федерального Ирака и все решения, противоречащие этому факту, будут иметь дестабилизирующее действие на региональную безопасность.

«Любые противные этой реальности решения, к тому же принимаемые в нынешних сложных условиях, противоречащие нормативным актам, той же конституции Ирака, в обстановке, когда внешние силы не оставляют попыток раскачать обстановку в стране, являются контрпродуктивными и направлены на обострение ситуации в Ираке и в регионе», – разъяснил спикер МИД Ирана. Все вышеприведенное означает: Иран самым пристальным образом будет следить за развитием ситуации с курдским референдумом и не преминет вмешаться в нее, если события начнут развиваться не в том направлении. Подписанное буквально накануне ирано-иракское соглашение о сотрудничестве военной области, в этом контексте, говорит само за себя.

52.19MB | MySQL:103 | 0,476sec