О заявлении президента Турции Р.Т. Эрдогана по покупке С-400

Накануне на заседании своей парламентской фракции Партии справедливости и развития президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил с целым рядом заявлений, самым громким из которых стало утверждение о завершении сделки по закупке Турецкой Республикой у Российской Федерации зенитных ракетных комплексов С-400.

Процитируем турецкого лидера «Подписи поставлены и, иншалла (даст бог), мы скоро увидим С-400 в нашей стране». Помимо этого, турецкий лидер отметил тот факт, что Турция, нуждаясь в подобных системах, «годами» не может их приобрести у США. Кроме того, не забыл Р.Т.Эрдоган упомянуть и тот факт, что нахождение в составе Североатлантического альянса не послужило препятствием для приобретения систем С-300 у России со стороны Греции. Что вызвало законный вопрос у турецкого президента относительно причин наблюдаемой ныне повышенно нервозной реакции со стороны Запада в отношении Турции, при отсутствии таковой в прошлом в адрес Греции.

Поставив точку в вопросе, президент Р.Т.Эрдоган заявил буквально следующее: «Мы с Российской Федерацией сделали необходимые шаги, подписи поставлены и, иншалла, мы увидим С-400 в нашей стране. Также мы будем осуществлять процесс их совместного производства».

Напомним также, что ранее, на протяжении нескольких последних недель, в турецкую прессу регулярно просачивалась информация, свидетельствующая об оживленном характере российско-турецких переговоров по С-400, и о прохождении их очередных этапов под заголовками «технические детали согласованы», «цена составит 3 млрд долл.» и т.д. При этом на завершающем этапе появилась информация о том, что часть упомянутой суммы будет оплачена авансом, а на часть её будет получен кредит. При этом, от себя добавим, что единственным источником кредита может быть сама Российская Федерация, ибо 100% своих денег Турция давно в подобные мега-контракты не вкладывает, требуя кредита со стороны поставщика. А за рубежом, хоть на Западе, хоть на Востоке (включая Ближний Восток или ЮВА), никто подобный контракт кредитовать не будет. Поиск финансирования – это всегда и всюду прерогатива поставщика продукции.

Тот факт, что Кремль (во всяком случае пока) заявление Р.Т.Эрдогана не опроверг и не прокомментировал вызвал целый ряд заявлений российских псевдоаналитиков о том, что турецкий президент, попросту говоря, «блефует» и занимается «шантажом» Запада в «привычной для себя манере». При этом также вспоминается волокита с закупкой Турцией у Китая ракетных комплексов средней дальности на сумму в 3,4 млрд долл., с передачей технологии производства и налаживанием его на месте, которая в итоге не увенчалась ничем. Кроме того, конечно, что китайцы разуверились в турецкой системе государственных закупок, по проектам имеющим столь ярко выраженный политический характер. Мол, и здесь эта сделка лопнет как «мыльный пузырь».

При этом из виду начисто упускается целый ряд обстоятельств.

Во-первых, с таким окончательным и расставляющим все точки над «i» выступил не кто-нибудь, а Р.Т.Эрдоган, в качестве президента и верховного главнокомандующего ВС Турции. Выступал он и по китайским системам, но тогда закупка велась в рамках международного тендера и всегда можно было отыграть назад со ссылкой на то, что тендерная комиссия нашла несоответствие в каком-нибудь из предоставленных участником конкурса документов. Что в итоге и привело к его дисквалификации, а президент был не в курсе.

В нынешнем случае никакого тендера не объявлялось, а речь идет о закупке из одного источника. Очевидно, в рамках межправительственного соглашения, как это было сделано по АЭС «Аккую». Кстати, также как и по С-400, реакция Запада на присуждение России атомного проекта была очень и очень болезненной. Так что, заявление Р.Т.Эрдогана ко многому обязывает и он не стал бы рисковать своим именем там, где «всё вилами по воде». А вполне бы препоручил сказать что-то на эту тему кому-нибудь рангом пониже. Допустим, по-прежнему ещё, главе исполнительной власти премьер-министру Бинали Йылдырыму.

Во-вторых, системы С-400 (ранее С-300) на протяжении многих лет являются для Турции вожделенным «призом». При этом со свойственной Востоку хитростью,  в Анкаре пытались не раз подменить понятия с целью убедить Россию в том, что поставить дорогостоящие комплексы, в первую очередь, входит именно в российские интересы, а совсем не в турецкие. При этом Россия, вроде как, сенсационно прорывается на турецкий оружейный рынок. Который и правда «есть», но, строго говоря, «не про нашу честь». За рамками все тех же систем с «С» в названии. С россиянами, законно сомневающимися в целесообразности поставок новейших образцов оружия не слишком предсказуемой Турции, номер не прошёл и Турции пришлось уже явно выказывать свой интерес к тому, чтобы заполучить С-400.

Резюмируя, является ли заявление президента Эрдогана «блефом» и «шантажом Запада»? Выскажем свое личное мнение, что не является. Что от США и ЕС Турция сегодня может реально получить из того, что ей надо? Ф.Гюлена? Курдов? Возобновление переговоров о членстве в ЕС?

С другой стороны, означает ли, что сделка окончательно завершена? Тоже вряд ли. Поскольку подобные контракты подписываются под вспышки фотокамер президентами двух стран лично и никем больше. Ну или, в самом крайнем случае, в их присутствии у подписантов-министров обороны двух президентов за спинами. Рискнем предположить, что переговоры, скорее всего, подошли к решающей точке и турецкая сторона хочет получить последнюю «восточную скидку».

Тогда смотрится всё логично: президент Р.Т.Эрдоган на высшем уровне подтверждает серьезность намерений и вызывает на себя шквал критики со стороны Запада. Которая даст ему возможность апеллировать в сторону российских переговорщиков – «вот под каким шквальным огнем находится Турция, желающая вырваться из-под американской опеки». И, разумеется, за это «надо ещё чуть-чуть подвинуться».

В каком вопросе? – Тут множества загадок тоже нет. Одно из двух – либо по деньгам (цена и условия кредита), либо по передаче технологий (коль скоро они в заявлении прозвучали, а российская сторона вот в этом вопросе точно желанием не горит). А скорее всего, по обоим этим вопросам, в свойственной для себя манере, которая Москве хорошо знакома и четко проявилась в ходе переговоров по АЭС «Аккую».

52.2MB | MySQL:103 | 0,644sec