Алжир: премьер-министр А.Теббун объявляет о борьбе против коррупции

Новый председатель алжирского правительства Абдельмаджид Теббун демонстрирует себя в качестве бескомпромиссного борца против коррупции. Именно эти объясняют его последние нападки на одного из крупнейших бизнесменов страны Али Хаддада.

Более того – источники из окружения председателя правительства АНДР свидетельствуют о том, что он, фактически объявил войну всем участникам организации FCE («Лидеры делового форума»), главой которого являлся А.Хаддад.

Следует заметить, что в нее традиционно входили более десяти крупных бизнесменов страны, чья сфера деятельности охватывала практически все отрасли алжирской экономики – от сельского хозяйства до участия в добыче, транспортировке и переработке полезных ископаемых.

Иными словами, власти АНДР выражают готовность пересмотреть условия договора практически со всеми крупными бизнесменами, получившими от них же в течение последних пяти лет какие-либо преференции под развитие своего дела.

Сам А.Теббун не скрывает, что намеревается в первую очередь нанести удар по коррупции, «тесно связанной с ними, которая расцвела пышным цветом при бывшем премьер-министре Абдельмалеке Селлале».

Особенно зловещими для участников «группы FCE» служит заявление министра юстиции и хранителя печати Тойеба Луха, сделанного 20 июля, в котором он вменил в обязанность судьям «автоматически подавать иски в случае нарушения использования сельскохозяйственных земель» и особо указал, что «отныне это будет лишь одним из направлений борьбы против коррупции», и что «теперь правительство намерено жестко карать за все другие преступления, связанных с разбазариванием государственных средств».

Соответственно, ряд алжирских источников усмотрели в этом первую полноценную атаку на позиции «группы Али Хаддада», являющегося их условным лидером, поскольку выпады Т.Луха наносят удар именно по ее представителям.

Следует заметить, что под угрозой находятся интересы тех самых олигархов, которые получили преференции именно при экс-премьере Абдельмалеке Селлале, во многом благодаря которому они получили многомиллиардные заимствования на развитие своего бизнеса в стране, тогда как, по информации источников, близких к А.Теббуну, в большинстве случаев реально на них приобреталась за рубежом элитная недвижимость.

Речь идет о таких многомиллиардных проектах, таких как стадион в Тизи-Узу, новый столичный аэропорт, сооружение современных крупных портов Эль-Хамдания и Эль-Еульма Дженджен, автострады на побережье и др., строительство которых, по данным источников в окружении А.Теббуна, стало «наглядной иллюстрацией провала и растраты государственных денежных средств….»

По данным источников, близких к А.Теббуну, большинство из этих проектов даже не были начаты или были задержаны на несколько лет, что нанесло государству огромный финансовый ущерб.

Как бы там ни было, по данным источников, близких к правительству, из взятых за последние пять лет кредитов они не погасили и десятой части. В результате «некоторые государственные банки уже в течение первого полугодия 2018 года могут закрыться, если они не возвратят им деньги. С точки зрения президентского окружения, тем самым такие бизнесмены перешли «красную линию» и теперь он намерен извлечь их из обоймы…»

Соответственно, первый удар и был нанесен по А.Хаддаду как фактическому главе «провластных олигархов».

Заметим, что, инициировав удар по «группе FCE», глава государства предварительно получил необходимые для этого инструменты. При этом, по данным информированных источников, отмашку на это непосредственно дал сам президент А.Бутефлика, заручившийся в своем «нападении» поддержкой армии.

По их данным, на тайном заседании с участием высших представителей президентского окружения, А.Теббуна и ряда членов его правительства, включая вышеупомянутого Т.Луха, генерал-лейтенант Ахмеда Гаид Салах выразил горячую готовность «подавить заговор бизнесменов FCE, участвующих в незаконном обогащении, начиная с их президента Али Хаддад».

При этом сигналом к началу атаки против последнего якобы послужило получение окружением главы государства информации о незаконном приобретении им на государственные средства, предназначенные для развития бизнеса в Алжире, банка в Испании.

Вместе с тем, не следует относить произошедшее только сугубо к популистским попыткам председателя правительства Абдельмаджида Теббуна и наряду с ним президента АНДР Абдельазиза Бутефлики пропиариться на теме борьбы против коррупции.

Данная ситуация является отражением дальнейшего ухудшения положения дел в экономике, во многом обусловленного снижением поступлений в казну от экспорта углеводородов. И не исключено, что в кризисный период, когда денежные потоки в казну заметно сократились, власти тем самым стремятся поправить за счет бизнеса свои финансовые дела.

Но в этой связи возникает вопрос: смогут ли власти страны в случае полномасштабной зачистки крупного олигархата, прежде связанного с властью, хотя бы сохранить на прежнем уровне работу тех отраслей, которые они курировали?

Речь в особенности идет об автомобилестроении, сельском хозяйстве и гидроэнергетике. В частности, представители первого сектора, фактически появившегося в Алжире благодаря действиям А.Селлаля и его партнеров по бизнесу от группы А.Хаддада, не исключают, что в 2018 – 19 гг. им придется полностью или частично свернуть свой бизнес.

Также необходимо обратить внимание на то, что только представительства компаний одного А.Хаддада присутствуют во всех 48 вилайях страны, а в целом он и его партнеры по FCE обеспечивают работой, по разным данным, от 25 до 35 процентов алжирцев и фактически контролируют около половины неуглеводородного сектора АНДР.

Таким образом, действия А.Теббуна с подачи президента А.Бутефлики создают огромный риск для всего алжирского государства. Реальной альтернативой нынешнему олигархическому руководству отдельными отраслями экономики с их подачи может быть только тупиковый путь – опробованный на нефтегазовой сфере дирижизм, приведший к ее стагнации.

52.08MB | MySQL:103 | 0,481sec