О ситуации в политической элите Ирака

24 июля с.г. глава крупнейшей шиитской партии Ирака Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) Аммар аль-Хаким ушел со своего поста и сформировал новую Партию национальной мудрости. При этом он оставил за собой пост председателя в Шиитском национальном альянсе — конгломерате шиитских партий и объединений Ирака, которая обладает половиной мест в национальном парламенте. По оценке обозревателей и экспертов, этот шаг А.аль-Хакими свидетельствует о начале  нового этапа формирования политической архитектуры страны. Он характеризуется переходом, условно говоря, от политики военного времени, которая была связана с экспансией «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), к трансформации политической системы Ирака к относительно мирным реалиям. Относительно, потому что взятие Мосула и других плотов в т.н. «суннитском треугольнике» совершенно не означает разгрома ИГ как политической и военной силы. В данном случае речь идет, по оценке командования Пентагона (и мы с этим утверждением солидарны), лишь об уничтожении «государственной» и централизованной структуры суннитской фронды, но никак о ликвидации этой фронды как кявления. Ровно по той причине, что не ликвидированы глубинные причины возникновения суннитского недовольства системой распределения власти и соответственно — распределением доходов от экспорта углеводородов. И реальных перспектив решения этой проблемы пока не просматриваются в принципе, а значит ИГ в том или ином виде будет продолжать оставаться на плаву к качестве наиболее активной формы выражения этого недовольства. В общем-то не является большим секретом, что взятие Мосула, которое заняло без малого два года, со всей очевидностью продемонстрировало, что официальные структуры Багдада не в состоянии самостоятельно военным путем решить проблему суннитского недовольства, что собственно неудивительно — суннитов в Ираке примерно половина населения. В этой связи реальным вариантом решения проблемы является только дележ властью с абсолютным большинством  суннитской  элиты, в том числе и путем предоставления суннитским районам широкой социально-экономической автономии. Именно это условие и было основным козырем ИГ, именно это обстоятельство обеспечивало ему пусть и номинальный в большей степени (реальная власть на местах конечно принадлежала местным шейхам)  контроль над обширными суннитскими территориями. И американцы, которые намерены остаться в Ираке и после окончания операции по взятию Мосула, в принципе ничего внятного сделать без начала выполнения этой программы со стороны Багдада не смогут. Как это примерно получилось в свое время в провинции Анбар, когда местные племена, поверив обещанием Вашингтона об их последующей инкорпорации во властные  и силовые структуры, разгромили «Аль-Каиду» (запрещена в России) и соответственно ничего не получили взамен. Если в Вашингтоне полагают, что нынешний условно проамериканский премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади в отличие от предыдущего проиранского Нури аль-Малики  такие обязательства выполнит, то они глубоко заблуждаются. Любой шиитский политический деятель в данном случае должен, как минимум, заручиться для этого поддержкой не только значительной части иракской шиитской элиты, но и еще Тегерана. А последний особенно в свете последних «умных» санкционных инициатив  Белого дома на такие варианты пойдет вряд ли.

В этой связи иранцы похоже начинают мероприятия по трансформации самой политической архитектуры в иракской шиитской политической элите, сознательно дробя ее на несколько частей при условии практически полного контроля над всеми ее фрагментами. Делается это для получения максимальной отдачи в рамках предстоящих на следующий год парламентских выборов путем получения максимального количества мандатов и создания тем самым условий для смены главы кабинета министров на более прирученную себе фигуру. ВИСИ в общем-то долгое время была практически под полным контролем самого А.аль-Хакима и людей из его клана. Но в последнее время именно среди шиитского населения стали все громче раздаваться обвинения в коррупции руководства этого объединения и А.аль-Хакима лично.  Помимо этого, ряд серьезных функционеров ВИСИ стали буквально засыпать Тегеран жалобами на то, что А.аль-Хаким и его родственники ведут партию «неправильным путем», а значит подвергают будущую избирательную кампанию серьезным рискам. На этом фоне молодежное крыло ВИСИ все активнее стало лоббировать мысль о необходимости кардинального омоложения руководства организации и насыщения средних  звеньев кадрами «с мест». И эта позиция в конечном счете нашла одобрение в Тегеране. При этом учитывалось, что обвинения в коррупции являются на сегодня в Ираке основным средством борьбы в шиитской элите. Этот лозунг одинаково успешно использует и премьер Х.аль-Абади, который под этим предлогом чуть не отправил за решетку своего предшественника и одного из основных своих политических оппонентов Н.аль-Малики, и лидер «Армии Махди» Муктада ас-Садр, чьи отношения с Тегераном нельзя назвать одинаково ровными. В этой связи иранцы решили менее чем за год до проведения новых парламентских выборов срочно провести трансформацию партии, в основе которой лежало стремление разделить в глазах избирателей негативный имидж клана А.аль-Хакима и собственно сам ВИСИ как политическую структуру. Теперь следует ожидать прихода на ключевые партийные посты в ВИСИ именно молодежного сегмента средних и низовых активистов, которые, во-первых, не успели замараться в серьезных коррупционных скандалах, а, во-вторых, не утеряли связь с «народными массами» на местах. То, что все эти перестановки в крупнейшей шиитской партии Ирака происходили  под плотным контролем Тегерана, сомнений в общем-то мало. Особенно с учетом того, что решение о своем выходе из ВИСИ и образование новой партии А.аль-Хаким принял после визита в Тегеран и долгих консультаций там на самом высоком уровне. И в общем-то, по ряду данных, в обмен на свой уход А.аль-Хакиму было гарантировано продолжение серьезной финансовой поддержки со стороны Тегерана и сохранения за ним поста председателя в Шиитском национальном альянсе. Также очевидно, что для Ирана основным инструментом получения большинства в парламенте на сегодняшний день остается именно ВИСИ и именно на укрепление этой структуры сейчас и будут брошены основные Иранские финансовые возможности  в Ираке.

52.08MB | MySQL:103 | 0,551sec