Алжир: преимущества и издержки от дестабилизации Сахеля и Западной Африки

Алжирские военные и дипломаты сходятся в общей оценке, что, несмотря на усилия международного сообщества, ситуация в Сахеле и Западной Африке продолжает ухудшаться.

Подобные выводы они делают на основе анализа последних событий в Нигерии, Мали, Нигере и Буркина-Фасо. Так, например, филиал запрещенной в России организации «Исламское государство» «Боко Харам» демонстрирует свое возрождение после объявленного в 2016 году его разгрома. В течение 2017 года его боевики отметились серией нападений, которые увенчала атака, осуществленная 27 июля на охраняемый военными лагерь геологов, ведущих разведку нефти на северо-востоке Нигерии, в результате чего были убиты свыше 50 человек.

Еще более тревожной для Алжира, казалось бы, является ситуация в Сахеле, главным образом, в Мали, где, несмотря на почти пятилетнее пребывание там крупного контингента французских войск, им нее удалось выполнить поставленные задачи по налаживанию безопасности и борьбе против радикальных исламистских группировок.

Не менее показательно в этом отношении и сделанное неделю назад заявление специальным представителем ООН в Западной Африке, Мухаммедом ибн Шамбасом, предупредившим, что «конфликт из Мали в настоящее время распространяется на Буркина-Фасо и Нигер». В качестве подтверждения своего утверждения он указал на «резкое увеличение количества атак со стороны террористических групп в приграничных регионах этих стран в последние месяцы».

Следует обратить внимание, что всё это происходит спустя два года после подписания мирного соглашения под эгидой международного сообщества и при активной помощи Алжира, предусматривавшего налаживание в Мали мирной жизни за счет разделения власти между представителями повстанческих группировок и «центрального» правительства Бамако, и дальнейшего проведения политических и экономических реформ.

Заметим, что подписание соответствующего договора 15 мая и 20 июня 2015 года позволило лишь временно прекратить столкновения между армией Мали и повстанческими группировками. Однако это не привело к улучшению обстановки в стране в целом. Так, за последние месяцы количество террористических атак резко выросло, что свидетельствует о фактическом крахе заключенного мирного соглашения.

Одна из причин подобного положения дел была обусловлена тем, что реализация миротворческих планов натолкнулась на противодействие со стороны самого малийского руководства. Так, например, осталось на бумаге не только создание единого парламента (Сената), предусмотренное в проекте конституции, но и проведение референдума из-за разногласий ряда политиков и «организаций гражданского общества».

И это произошло, невзирая на угрозы введения санкций в отношении нарушителей режима прекращения огня, предусмотренных в резолюции Совета Безопасности ООН о продлении мандата Миссии ООН в Мали.

За два года, минувших с момента подписания договора 2015 года, удалось установить сравнительно стабильную «единую» власть в таких центрах как Гао, Томбукту, Менаке, но при этом процесс создания органов по-прежнему остался незавершенным в Кидале и Таудени.

Одновременно зона нестабильности расширилась на другие части страны, в том числе и на регион Мопти в центре, где в результате оказалась парализована нормальная жизнь. Об этом, к примеру, свидетельствует закрытие там более 500 школ, а также фактическое отсутствие государственных институтов как таковых.

И произошло это фактически на глазах находящегося в стране внушительного контингента французских войск.

Официально правительство Мали через министра обороны обвинило в срыве договоренностей на примере недавнего резкого обострения в Кидале, повстанцев.

Примечательно, что именно там стороны должны были обкатать действие Механизма оперативной координации, в рамках которого они должны были осуществлять совместные операции по разоружению, расквартированию и реинтеграции бывших боевиков в мирную жизнь и силовые структуры Мали.

А вместе с этим фактически оказался провален экзамен и на «зрелость» воссоздаваемой армии Мали. Она оказалась неспособной эффективно противостоять не только повстанцам, но и джихадистам и туарегским сепаратистам.

Между тем, ситуация в стране все больше напоминает хаос, в условиях, когда сами повстанцы на местах не смогли поделить власть и начали между собой столкновения. Это особенно заметно при рассмотрении последних по времени стычек в Кидале, где часть недовольных ополченцев из группировки Gatia потребовала у остальных боевиков участия в разделе власти и источников доходов.

Не получив ожидаемых дивидендов, эти боевики начали борьбу со всеми остальными. В этом их поддержали и ряд других недовольных полевых командиров, потребовавших пересмотра конституции, которая в нынешнем виде, согласно сделанном ими июльском заявлении 2017 года, является «национальным предательством, узаконивающим раздел страны».

Между тем, за всем этим кроется классическое проявление «сомализации», при которой при отсутствии как таковой единой власти идет борьба за ресурсы – в данном случае за контроль на дорогах над потоками наркотиков, оружия, других товаров – между различными племенами.

Так, например, применительно к конфликту в регионе Кидаль выясняется, что основу боевиков Gatia составляют представители племени имгхад, а противостоящих им повстанцев – племени ифогхас.

Интересно то, что обе представляемые ими группировки достаточно тесно связаны с алжирскими спецслужбами, целью подрывных действий которых является создание условий для ухода из этого района французских войск, пребывание которых в непосредственной близости от границ с Алжиром расценивается лидерами последнего как недвусмысленная угроза.

Это же одновременно наносит удар и по позициям Парижа в Буркина-Фасо и Нигере, в которых положение с безопасностью также продолжает ухудшаться.

Особенно болезненным выглядит для французской стороны положение в последнем, откуда она получает основную часть уранового сырья для своей атомной отрасли.

Вместе с тем, такое неблагоприятное развитие ситуации на огромной по площади территории (если брать в совокупности регионы Сахеля и Западной Африки), что стало возможным во многом благодаря отвлеченности внимания мирового сообщества на сирийский и украинский конфликты, бьет не только по интересам конкретных западных стран, но и в перспективе по интересам самого Алжира.

АНДР, являясь, согласно заявленной роли «гаранта безопасности в регионе», в будущем может столкнуться с реалией создания огромной «серой зоны», неподконтрольной никаким признанным мировым сообществом властям, в которой будут хозяйничать джихадисты и которая рискует стать одним из их главных оплотов на планете в целом.

52.27MB | MySQL:103 | 0,471sec