Израиль: арабские беспорядки в Яффо

Согласие израильских властей отказаться от введенных на Храмовой горе в Иерусалиме после террористического акта, совершенного в израильской столице арабскими террористами против бойцов пограничной стражи (МАГАВ) мер безопасности – установки магнитометров и видеокамер слежения на входе на Храмовую гору и на самой Храмовой горе – было воспринято арабами-мусульманами в качестве однозначного поражения Израиля. Об этом заявляли лидеры ХАМАСа, Палестинской национальной администрации (ПНА), Иордании, мусульманского вакфа и представленной в израильском Кнессете партии Объединенный арабский список. Как и предполагали многие израильские комментаторы и политики, упомянутая уступка, однозначно воспринятая в качестве проявления слабости еврейского государства и его готовности всякий раз уступать перед насилием, стала своего рода «приглашением» к продолжению арабского насилия. Причем речь идет не только, а, пожалуй, даже не столько, об арабах ПНА и об иерусалимских арабах, имеющих в своей массе не полноценное израильское гражданство, а статус «постоянных жителей» Израиля (этот статус предоставляет социальные права израильтянина, но не дает права на участие в выборах в Кнессет). Речь идет о так называемых «израильских арабах» (уместно напомнить, что террористы, убившие в Иерусалиме двух бойцов МАГАВа, приехали в столицу Израиля не из ПНА, а из израильского города Ум эль-Фахм и имели полноценное гражданство Государства Израиль).

Представляется, что именно в этот контексте следует рассматривать то, что арабы города Яффо (Яффа) провели в субботу, 29 июля» весьма агрессивную демонстрацию и подожгли автомобильные покрышки на улице Ефет, рядом с площадью Хадж Кахиль (более известна под названием «площадь Часов») в северной части Яффо, непосредственно примыкающей к весьма респектабельной набережной Тель-Авива. Демонстранты выкрикивали «Аллах ахбар!» и кидали камни в полицейских и в проезжающий транспорт. В результате этого движение по улице Ефет, являющейся основной транспортной артерией, соединяющей Тель-Авив с расположенным южнее крупным еврейским городом Бат-Ям, было перекрыто. Полиция обратилась к тель-авивцам с призывом воздержаться от посещения этого района.

Чтобы не допустить усиления беспорядков в Яффо и локализовать их, полиция перебросила в Яффо значительные силы. В результате арабские беспорядки были сравнительно быстро подавлены. Имелись арестованные. Однако одновременно с этим, пытаясь успокоить арабов, командование тель-авивской полиции пообещало провести расследование поведения самих полицейских в инциденте, который послужил поводом для упомянутых беспорядков.

Следует пояснить, что таким поводом стало то, что местный уголовник-араб был застрелен полицейскими в Яффр ночью накануне, а его подельник, тоже араб получил огнестрельные ранения средней тяжести. Судя по отчету патрульных полицейских, события развивались следующим образом: Двое бандитов приехали на мотороллере к одной мясной лавке в Яффо, которая была в это время закрыта, и обстреляли ее из огнестрельного оружия. Скорее всего, речь шла о попытке запугать владельца лавки в рамках рэкета. Стрелявшие были замечены патрульными полицейскими, которые попытались их задержать. Бандиты в свою очередь попытались скрыться и угрожали полицейским оружием. В ответ полицейские открыли по ним огонь, в результате чего, один бандит, как уже было сказано, был убит, а другой — ранен.

Необходимо пояснить, что за последние месяцы в Яффо был совершен целый ряд преступлений с применением огнестрельного и холодного оружия, в том числе убийства и покушения на убийства на уголовной почве. Это заставило полицию усилить патрулирование улиц города в ночное время. Таким образом, упомянутый инцидент не имел под собой никакой национальной или политической почвы. Речь идет о борьбе с сугубо уголовной преступностью, от которой страдают все жители Яффо – как евреи, так и арабы.

Население Яффо — примерно 46 тысяч человек, из которых 30 тысяч составляют евреи, а 16 тысяч – арабы, три четверти из которых — мусульмане. В административном отношении Яффо является частью Тель-Авива, 95,8% жителей которого (включая Яффо) составляют, по данным 2014 года, евреи (включая лиц смешанного происхождения, не рассматриваемых в качестве евреев с точки зрения еврейского религиозного права – Галахи. На юге Яффо вплотную примыкает к Бат-Яму, в котором евреи) составляют 99,5% населения (оставшиеся 0,5% – это главным образом арабы-христиане, покинувшие Яффо под давлением мусульман). Однако все эти демографические данные не удержали сравнительно малочисленных яффских арабов-мусульман от беспорядков и конфронтации с полицией, символизирующей собой власть еврейского большинства.

Один из арабских жителей Яффо, пожелавший остаться анонимным, заявил левоориентированному израильскому интернет-сайту Walla, что протестами жителей Яффо руководит Исламское движение, которое объявило застреленного бандита «шахидом». Адвокат, оплаченный Исламским движением, представляет перед полицией тех, кто был задержан во время демонстраций в субботу. Кстати, то же самый адвокат, Рамзи Катилат, заявил журналистам, что «мы (то есть Исламское движение – В.Ч.), за то чтобы по закону был наказан этот преступник, который виновен в гибели 21-летнего парня. Полиция просто убила его. Он считает, что кровь арабов стоит дешево, и ее можно проливать».

Примерно в том же духе высказался и депутат муниципального совета Тель-Авива – Яффо Амир Бадаран. По его словам, «в демократическом государстве полиция получает от народа мандат наводить порядок, а не казнить людей, даже если они провинились и совершали преступления».

В 10 часов вечера состоялись похороны убитого полицейскими преступника. Исламское движение попыталось превратить эти похороны в антиизраильскую демонстрацию, сопровождаемую актами вандализма и насилия и преуспело в этом. Полиция заблаговременно перебросила в Яффо тысячи полицейских, включая бойцов подчиненной полиции пограничной стражи (МАГАВ), чтобы не позволить беспорядкам принять массовый характер. Тем не менее, в ходе похорон происходили серьезные столкновения арабов с полицией. Среди прочего получили побои журналисты, были подожжены стоявшие на улицах, по которым проходила похоронная процессия автомашины и мусорные баки.

Напряженность в этом этнически смешанном еврейско-арабском городе сохраняется. Заместитель начальника Тель-Авивской округа полиции полковник Йоси Бехар призвал в этой связи «всех, кто может повлиять, успокоить Яффо».

К нему присоединился мэр Тель-Авива – Яффо Рон Хулдаи, член левой партии Авода (в свое время он претендовал на пост ее председателя), который заявил: «Я понимаю боль арабской общины Яффо, но сейчас важно сохранять сдержанность ради порядка и безопасности всех. Нам нельзя позволить экстремистам (то есть Исламскому движению – В.Ч.) разрушить совместную жизнь (евреев и арабов – В.Ч.) в Яффо, которые мы построили общим тяжелым трудом. Я надеюсь, что этот вопрос будет расследован быстро и серьезно».

Представители правительства Израиля, включая министра внутренней безопасности Гилада Эрдана (Ликуд) воздержались от каких-либо публичных заявлений по поводу событий в Яффо. Это объясняется двумя основными причинами:

  1. Указанием, данным с начала кризиса вокруг Храмовой горы премьер-министром Биньямином Нетаньяху, «вести себя ответственно и воздержаться от необдуманных высказываний».
  2. Нежеланием придавать дополнительный политический вес событиям в Яффо. Именно этого добивается Исламское движение.
52.1MB | MySQL:103 | 0,722sec