О ситуации в Турции (май 2005г.)

Для внешней и внутренней политики Турции в мае были характерны динамизм и насыщенность мероприятиями, которые подтверждают разновекторность устремлений политического и военного руководства страны, приверженность Анкары провозглашенному курсу на дальнейшее укрепление своих региональных позиций и статуса евразийской державы.

Красноречивым подтверждением этого тезиса является прошедший 1 мая визит премьер-министра Турции в Израиль. После визита в апреле 2005 года президента Турции А.Н. Сезера в Сирию, который состоялся вопреки рекомендациям Вашингтона отменить его, Анкара форсировала проведение турецко-израильского саммита, вышедшего по своей значимости за рамки двусторонних турецко-израильских отношений. Его результаты вновь поставили отношения двух стран на рельсы многопланового партнерства. На переговорах были обсуждены весь комплекс двусторонних отношений, проблема ближневосточного урегулирования и ряд региональных экономических проектов. Обе стороны продемонстрировали понимание того, что происшедшее чуть более года тому назад существенное охлаждение между двумя странами не отвечает интересам Анкары и Тель-Авива, а также региона в целом.

Обе стороны едины во мнении, что нынешний торговый оборот в гражданской сфере в 2 млрд долл. не соответствует их потенциалу. Есть возможности наращивать объем товарооборота. Среди проектов, которые могут значительно увеличить этот показатель, — импорт из Турции пресной воды и поставки российского газа в Израиль через турецкую территорию. Газовый проект имеет особое значение, и некоторые его детали уже обсуждались в заинтересованных странах на самом высоком уровне. Его реализация позволит Турции быть не только импортером «голубого топлива», но и его распределителем и поставщиком в другие страны. Российско-турецкие договоренности о строительстве в Турции современных мегагазохранилищ способствуют решению этой стратегической задачи турецкой внешней политики, что позитивно скажется и на турецко-израильских отношениях. Кстати, обсуждение газового проекта в ходе переговоров стало предлогом для некоторых западных журналистов и политологов, чтобы «увидеть над Р. Эрдоганом наряду с турецким, и российский флаг». Высокий уровень доверия в нынешних отношениях Москвы и Анкары, а также результаты визитов Р. Эрдогана и В. Путина в Израиль, обозначили хорошую перспективу развития отношений в этом треугольнике.

Не менее весомыми выглядят и договоренности о сотрудничестве в военно-технической сфере. Общая стоимость двусторонних контрактов и проектов, по которым уже имеется принципиальное согласие сторон, приближается сегодня к 1 млрд долл. Кроме того, обе стороны подтвердили свое участие в совместных с США военно-морских учениях в Средиземном море. Израильские летчики и далее будут иметь возможность использовать воздушное пространство Турции для проведения тренировочных полетов.

Зафиксировано также важное взаимопонимание в политической сфере. Израильская сторона заверила Турцию в поддержке ее стремления стать членом Европейского союза. Кроме того, Израиль с пониманием относится к позиции Анкары в урегулировании турецко-армянских отношений. Такая позиция израильского правительства, учитывая влияние еврейского лобби в США и его связи с армянской диаспорой, является для Турции очень важным аспектом. Ценно для Анкары и полученное в ходе визита согласие Израиля на содействие снятию экономической изоляции с самопровозглашенной Турецкой республики Северный Кипр. Обе стороны высказались также за продолжение эффективного сотрудничества спецслужб в области совместной борьбы с терроризмом. Как представляется, реализации этих договоренностей будет способствовать принятое турецкой стороной предложение А. Шарона открыть прямую правительственную телефонную линию с Р. Эрдоганом. До этого А. Шарон имел такую связь только с лидерами США, России, Великобритании и руководством Европейского союза.

Как убедительное свидетельство того, что эти турецко-израильские договоренности имеют прочную основу, следует рассматривать состоявшийся в соответствии с ними 17 мая визит в Израиль генерального секретаря Совета национальной безопасности (СНБ) Турции Йигита Альпогана и его переговоры с израильским коллегой Гиорой Айлендом. Это первые подобные переговоры в истории межгосударственных турецко-израильских отношений. Вес и значение этих ведомств в структуре государственной власти обеих стран подчеркивает значимость достигнутой договоренности о создании Совместного консультационного механизма для решения двусторонних и региональных вопросов.

Для аргументации нашего тезиса об отчетливо проявившейся в мае разновекторности внешней политики Турции можно привести организацию в Стамбуле турецко-арабского экономического форума, в котором приняли участие около 600 государственных деятелей и бизнесменов из Турции и арабских стран. Среди участников – министры экономики и торговли ряда арабских стран, генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса. На форуме прозвучали интересные цифры. Так, государственный министр Турции К. Тюзмен отметил, что торговый оборот между Турцией и арабскими странами в 2005 году достигнет 24 млрд долл. Это практически трехкратное увеличение за последние три года. Было также озвучено предложение Анкары о создании турецко-арабской свободной экономической зоны.

В этой же связи эксперты обращают внимание на официальный двухдневный визит 20-21 мая в Турцию премьер-министра Ирака Ибрагима Джаафари. Это была его первая зарубежная поездка в должности главы иракского правительства. В дипломатических кругах ряда стран региона отмечают, что это дань уважения турецкой стороне за сбалансированную политику на иракском направлении и констатация той большой роли, которую Турция играет и может реализовать в будущем в процессе послевоенного обустройства Ирака. Иракского премьера сопровождали министры финансов, нефти, энергетики, водных ресурсов и промышленности. Джаафари провел переговоры со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом и председателем парламента Турции Бюлентом Арынчем.

Стороны достигли принципиальной договоренности о необходимости разработки ряда совместных жизненно важных для становления иракской экономики проектов, в том числе поставки в Ирак электроэнергии: нынешние объемы поставок электроэнергии из Турции планируется увеличить вдвое. Договорились также о передаче Ираку турецкой технологии по предотвращению потерь воды. В связи с возрастанием нагрузок на дипломатические отношения и расширением приграничной торговли принято решение об открытии консульств в Стамбуле и Мосуле и дополнительного контрольно-пропускного пункта на границе.

Однако, ничуть не умаляя важности этих турецко-иракских договоренностей, отметим, что важнейшими в ходе переговоров были все же вопросы обеспечения безопасности. И это справедливо. Ведь без их решения рассчитывать на приток турецкого капитала на иракский рынок сложно. Регулярные террористические акты в отношении турецких шоферов, занимающихся перевозкой мазута и других товаров, в результате которых гибнут люди и пропадает сам товар, являются серьезным препятствием для развития двусторонних торгово-экономических связей. А потому именно вопросы обеспечения безопасности вышли на первый план в ходе состоявшихся переговоров. Были достигнуты договоренности об оказании Турцией содействия в подготовке сотрудников иракских спецслужб. На этот, а также на другие проекты, связанные с обеспечением безопасности, Турция выделяет Ираку помощь в размере 50 млн долл.

Наряду с этим стороны констатировали единство точек зрения по вопросу о необходимости совместных действий против боевиков Рабочей партии Курдистана, основные базы которых находятся на севере Ирака. Также была отмечена чрезвычайная важность сохранения территориальной целостности Ирака, а Киркук назван неотъемлемой частью единого Ирака».

Эксперты обращают внимание на тот факт, что Джаафари поправил своего министра иностранных дел Зебари, который заявил ранее, что «от соседей Ирака исходит угроза терроризма». Иракский премьер подчеркнул в Анкаре, что такой угрозы от Турции нет. Тем не менее он сказал, что намерен посетить Сирию, где в первую очередь предстоит решать вопрос именно о продолжающихся рейдах террористов в Ирак с сирийской территории.

Визит в Турцию Ибрагима Джаафари и результаты переговоров, считают обе стороны, открыли новый период в турецко-иракских отношениях, в которых главную роль будут играть вопросы совместного обеспечения безопасности и экономические связи двух стран.

Развитие событий в мае подтвердило сделанные ранее предположения о заинтересованности Анкары активно использовать влияние еврейского лобби в США для решения ряда проблем. В частности, речь шла о содействии снятию экономической блокады с самопровозглашенной Турецкой республики Северный Кипр и поддержке турецкой позиции в процессе нормализации отношений между Турцией и Арменией. Председатель парламента Турции Бюлент Арынч, посетивший 24-27 мая США по приглашению председателя палаты представителей конгресса США Денниса Хастерта, встречался в Центре стратегических и международных исследований с представителями вашингтонской еврейской организации. Это можно рассматривать как попытку объединить усилия еврейского и турецкого лобби в США для решения внешнеполитических проблем Турции.

Кроме того, визит в США главы турецкого парламента, думается, положил начало широкомасштабным усилиям Анкары и Вашингтона по налаживанию двусторонних отношений, которые в течение последних двух лет заметно охладели. Визиту предшествовала ратификация президентом Турции турецко-американского Соглашения по военной базе Инджирлик, которое разрешает Пентагону продолжать использовать ее для тыловой поддержки своих войск в Афганистане и Ираке.

Однако ратификация этого соглашения послужила детонатором масштабной акции представителей турецкого филиала Greenpeace, которые открыли рядом с базой «посольство мира». Активисты движения проводят митинги с требованиями вывезти с территории базы 90 атомных авиазарядов, принадлежащих США. Как заявила координатор акции Аслыхан Тюмер, «складированные на территории Турции американские ядерные заряды мощностью от 0,3 до 170 килотонн представляют большую опасность для региональной и глобальной безопасности».

В мае произошло еще одно важное событие. И хотя оно произошло не в самой Турции, но имеет самое непосредственное отношение к ее внешней политике, так как символизирует решение одной из важнейших региональных задач Анкары. В 40 километрах от азербайджанской столицы Баку на терминале «Сангачал» началось техническое заполнение нефтью экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. 25 мая состоялось официальное открытие нефтепровода, в котором участвовали президенты Турции, Азербайджана, Грузии и Казахстана, высокопоставленные представители США, Великобритании, крупнейших нефтяных компаний. Нефть в трубу закачивается с месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли» в Каспийском море. Процесс поэтапный и займет более полугода. Всего для заполнения трубопровода протяженностью 1770 километров потребуется 10 млн баррелей нефти. Погрузка нефти на первый танкер в турецком порту Джейхан ожидается в конце этого года.

Общие запасы нефти месторождений Азеи-Чираг-Гюнешли оценены специалистами в 5,4 млрд баррелей. Их добыча будет вестись до 2024 года. Предполагается, что на максимальную мощность нефтепровод выйдет через четыре года. Тем не менее этих запасов недостаточно для эффективного заполнения трубы. Говорить об экономической целесообразности и выгоде трубопровода можно будет только в том случае, если по нему будет перекачиваться и нефть с терминалов в Казахстане. Сейчас с казахской стороной ведутся активные переговоры, которые завершились парафированием в Баку межправительственного азербайджано-казахстанского Соглашения о присоединении Казахстана к проекту БТД. Ожидалось, что этот документ будет подписан президентами в рамках торжественных мероприятий. Однако, как выяснилось, президент Н. Назарбаев не спешит с окончательным решением. Согласование документа будет продолжено до осени. Присоединение Казахстана к БТД будет означать, что значительная доля каспийской нефти будет поступать к западным потребителям через Южный Кавказ в обход России. Другими словами, будет окончательно достигнута главная цель трубопровода, являющаяся и стратегической, и политической, а именно, обеспечен доступ США и Европы к нефтяным запасам Каспийского моря без участия России.

Судя по тому, что Вашингтон намерен израсходовать более 100 млн долл. в рамках программы Caspian Guard (Охрана Каспия), предусматривающей создание сил специального назначения в регионе Каспийского моря для охраны трубопровода и всех имеющих к нему отношение объектов, США уверены в реализации этой цели. Ведь значительная часть ранее выделенных денег на обучение грузинского спецназа уже пошла из нефтяной «заначки» компаний, участвующих в сооружении нефтепровода.

Турция же решает две стратегические задачи. Во-первых, она становится важнейшей транзитной и распределяющей нефтепродукты страной. Во-вторых, Анкара понимает, что западные страны, прежде всего США, не допустят террористической деятельности курдских сепаратистов по маршруту нефтепровода, который проходит через юго-восточные районы Турции. Охрана стратегически важного объекта требует нейтрализации их деятельности. Это значит, что Анкара не только сама сможет применить все необходимые для этого военные средства, но даже на законных основаниях может потребовать помощи в рамках обеспечения безопасности трубопровода.

В мае был продолжен сложный процесс налаживания турецко-армянских отношений. После обмена в апреле посланиями между премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоганом и президентом Р. Кочаряном, которое, кстати, состоялось впервые в истории отношений двух стран, сложилось впечатление, что создан механизм, который позволит постепенно наладить турецко-армянский диалог на высшем уровне. Последующие события хотя и не опровергли этот прогноз, но еще раз продемонстрировали чрезвычайную сложность препятствий, которые предстоит преодолеть противостоящим сторонам для нормализации своих отношений.

Рукопожатие двух лидеров в Москве во время праздничных мероприятий, посвященных 60-летию Победы, дало основание экспертам однозначно говорить об их встрече в Варшаве в рамках саммита Совета Европы. О возможности такой встречи говорил накануне и глава турецкого дипломатического ведомства Абдуллах Гюль. Тем не менее Р.Т. Эрдоган заявил в польской столице, что встреча с главой Армении предусмотрена не была. Более того, турецкий премьер, выступая на варшавском саммите, подверг резкой критике парламенты (их всего 15, в том числе российский), которые «в результате деятельности лоббистов приняли решение о геноциде армян, не учитывая исторических фактов». Р.Т. Эрдоган отметил, что «деятельность лоббистов в заинтересованных и незаинтересованных странах в пользу принятия решения о «геноциде армян» с точки зрения Анкары не имеет никакой силы. Евросоюз считает Армению оккупантом в вопросе Карабаха. Армения должна прежде всего выполнять свои обязательства». Позже, выступая на пресс-конференции в Королевском замке в Варшаве, турецкий премьер заявил, что «обвинения армянской стороны беспочвенны и Турция не может их приять. Мы открыли наши архивы для историков, юристов и хотим, чтобы то же самое было сделано Арменией и другими странами».

Вместе с тем выступление Р.Т. Эрдогана в Варшаве следует рассматривать не только как защиту своей позиции по вопросу трактовки трагических событий в 1915 – 1923 годах в Османской империи, но и как предупреждение Европе относительно враждебности к исламу. Отметив необходимость борьбы с терроризмом, Эрдоган подчеркнул, что «к существующим в Европе ксенофобии, расизму, антисемитизму и нетерпимости к некоторым религиям и личностям сейчас добавилась и вражда к исламу».

Тем не менее, несмотря на взаимные резкие заявления, по мнению из дипломатических кругов ряда заинтересованных стран, обмен посланиями и заочное публичное отстаивание своих позиций являются началом положительного процесса. Думается, именно такое мнение позволило премьер-министру Армении Андранику Маргаряну на пресс-конференции в Ереване, посвященной пятилетию деятельности на посту главы правительства, отметить прогресс в процессе урегулирования турецко-армянских отношений в контексте переписки премьер-министра Турции и президента Армении. «До осени нынешнего года возможно проведение армяно-турецких встреч на различных уровнях. Лед тронулся» — констатировал глава правительства Армении.

Полемика вокруг вопроса о геноциде армян отразилась и на российско-турецких отношениях. Председатель парламента Турции Бюлент Арынч в ответ на принятие 4 мая Думой РФ решения в поддержку армянской позиции по вопросу о геноциде 1915-1923 годов отменил ранее запланированный визит российской парламентской делегации в Турцию. Членам российской межпарламентской группы дружбы с Турцией были направлены послания с критикой решения Думы.

Тем не менее ряд последующих событий в двусторонних российско-турецких отношениях вновь подтвердил, что, несмотря на отдельные проблемы, они развиваются стабильно и динамично. Глава правительства Р.Т. Эрдоган по приглашению президента В.В. Путина прибыл в Москву на празднование 60-летия Победы.

В Турции создано и зарегистрировано «Турецко-российское общество культурного и делового сотрудничества». Учредителями общества стали видные представители России и Турции из области политики, культуры и бизнеса. Исполнительный комитет, секретариат и центральный офис общества находятся в Стамбуле. Его основные цели — развитие дружественных отношений между народами России и Турции, содействие объединению и сплочению российской диаспоры, защита прав проживающих и новоприбывших соотечественников в Турцию. Среди задач общества также оказание помощи в создании русских учебных заведений, оздоровительных центров, сотрудничество с организациями, заинтересованными в популяризации и развитии культурных и духовных традиций двух стран. Программа общества предусматривает, в частности, организацию занятий по русскому языку, проведение различных конкурсов и культурно-просветительных мероприятий, посвященных российским и турецким праздникам, а также памятным датам в истории Турции и России.

Российский бизнес предпринял в мае две основательные попытки по исправлению огромного дисбаланса в российско-турецких отношениях в сфере взаимных инвестиций. Объемы работ, выполняемых турецкими подрядными фирмами на российском рынке, превышают сегодня 14 млрд долл. Аналогичный российский показатель не превышает и 400 млн долл.

На заседании совета директоров РАО ЕЭС России была выработана стратегии компании на турецком электроэнергетическом рынке. В соответствии с материалами заседания, российский оператор экспорта-импорта электроэнергии «ИНТЕР РАО ЕЭС» предполагает развитие экспорта электроэнергии в Турцию с территории приграничных государств, включая транзит российской электроэнергии через Грузию. Запланированы также участие в приватизации распределительных и генерирующих компаний, реализация инвестиционных проектов, в том числе строительство трансграничных сетевых объектов.

В качестве основного партнера в Турции «ИНТЕР РАО ЕЭС» рассматривает турецкую энергетическую компанию TGR Enerji. Совет директоров РАО ЕЭС России одобрил на своем заседании покупку 70% акций этой турецкой компании. После покупки акций планируется увеличение уставного капитала уже совместной компании более чем в 25 раз и доведение этого показателя до 1 млн долл. Это позволит совместной компании после получения лицензии выступать уже в роли энергосбытовой организации и осуществлять как розничную, так и оптовую торговлю электроэнергией, в том числе из России, на турецком рынке. TGR Enerji совместно с группой «Интер РАО ЕЭС» сможет принимать участие в приватизации объектов турецкой энергетики.

Руководство российского энергохолдинга «ЕЭС России» не раз делало заявления о выгодности турецкого рынка. Впервые его глава Анатолий Чубайс заявил о планах компании стать активным игроком в приватизации энергоактивов Турции еще осенью 2003 года. Он назвал тогда турецкий энергетический рынок «фантастически привлекательным». Вопрос об участии российского энергохолдинга в приватизации турецких энергоактивов обсуждался и в ходе визита президента России Владимира Путина в декабре прошлого года в Турцию. Вопрос о необходимости увеличения российских инвестиций в Турции, в том числе и в области энергетики, обсуждался и во время пребывания в Москве в конце апреля с.г. представительной делегации крупнейшего объединения турецких промышленников TUSIAD.

И вот появился первый крупный проект в этой области. Его реализация отвечает интересам обеих сторон. Россия расширяет рынок сбыта электроэнергии, увеличивает ее экспорт, а Турция не только получает необходимую ей электроэнергию, но и приобретает возможность в перспективе зарабатывать на ее транзитных поставках в третьи страны. Напомню, что подобная схема уже начинает действовать в газовой сфере. Поставки российского газа в Турцию заинтересовали Израиль, который инициировал переговоры об экспорте «голубого топлива» из России через турецкую территорию.

Думается, это в определенной степени объясняет активизацию деятельности независимого российского производителя газа компании «Итера», которая приняла решение участвовать в тендерах на поставку в Турцию от 1 до 1,5 млрд куб. метров природного газа. Для повышения своей конкурентоспособности с европейскими и американскими компаниями, которые также будут участвовать в тендерах, «Итера», начав разработку нефтяного месторождения в Ставропольском крае, пробует себя в амплуа и нефтяной компании.

Для участия в тендере «Итера» уже создала совместно с турецкой фирмой «Вито» компанию «Витера-Газ». Уставной капитал созданной компании составил около 1,7 млн долл. 10-15% акций совместной российско-турецкой компании будет продано другим турецким фирмам, являющимся крупными потребителям газа. Предполагается, что партнером российской компании станет крупная турецкая фирма «Калесерамик». По мнению специалистов, такое партнерство с сильными турецкими компаниями оправдано, так как турецкий рынок является очень конкурентным и сообща выиграть тендер будет легче.

Как известно, до 2001 года монополия на импорт газа в Турцию принадлежала государственной трубопроводной компании «Боташ». Однако, по мнению экспертов, к 2009 году доля «Боташ» в импорте газа должна сократиться до 20%. Так что «Итера» вовремя выходит на газовый рынок Турции. Вместе с тем ей надо учитывать не совсем удачный опыт «Татнефти», которая пыталась приобрести нефтеперерабатывающий комплекс «Тюпраш». И в этом плане, чтобы избежать аналогичных проблем, разумным выглядит решение «Итеры» заручиться поддержкой «Газпрома», так как компания намерена экспортировать газ в Турцию по существующим трубопроводным мощностям, в том числе по «Голубому потоку».

Из сферы двусторонних российско-турецких отношений следует обратить внимание на рабочий визит в Турцию председателя Исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Владимира Рушайло. Он прибыл в Турцию 18 мая по приглашению Генерального секретариата организации Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Были детально обсуждены вопросы налаживания сотрудничества между СНГ и ЧЭС в экономической и гуманитарной сферах, а также в области безопасности. Достигнута договоренность о подготовке Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве двух организаций. По словам В. Рушайло, «ЧЭС привлекательна тем, что шесть стран, входящих в эту организацию, являются членами СНГ». Глава российской делегации обсудил эти вопросы, а также направления российско-турецкого сотрудничества в других форматах, связанных с реализацией Плана совместных действий Москвы и Анкары в Евразии, и с заместителем министра иностранных дел Турции Эндером Аратом. Комплекс этих переговоров еще раз подтвердил набирающий силу региональный аспект российско-турецких связей в формате многопланового партнерства. Наряду с этим, представляется, что такой шаг в отношении СНГ и ЧЭС Москве необходимо было предпринять гораздо раньше, что позволило бы сегодня с большей долей оптимизма говорить о его эффективности.

Из событий внутриполитической жизни Турции представляет интерес вопрос, который по своей значимости и возможным последствиям вышел за рамки внутренней политики. Европейский суд по правам человека 12 мая вынес вердикт, осуждающий Турцию за судебный процесс над Абдуллахом Оджаланом — лидером турецких курдов, главой Рабочей партии Курдистана, признанной рядом стран, в том числе США, террористической организацией. Европейский суд констатировал многочисленные нарушения его прав в ходе ареста, ведения следствия и суда, а также рекомендовал Анкаре пересмотреть это дело.

Это решение вызвало в Турции резко негативную реакцию, в том числе в военных кругах страны, которые особенно беспокоит то, что в ходе возможного пересмотра дела по всей стране могут возникнуть массовые беспорядки. И эта обеспокоенность вполне обоснована. Ведь в результате боевых действий на юго-востоке страны погибли более 35 тысяч турецких военнослужащих и сотрудников спецслужб. «Решение Европейского суда по правам человека является политически мотивированным и свидетельствует о том, что в Европе не признают ни турецкую правовую систему, ни конституцию страны. Мы не можем забыть матерей солдат, погибших в столкновениях с курдскими сепаратистами, тех, кто стал инвалидами. Это общее мнение всех военнослужащих турецкой армии» — заявил командующий Первой армией армейский генерал Хуршит Толон.

В подтверждение слов генерала влиятельная в стране Ассоциация турецких офицеров-отставников сделала заявление для прессы, осудив решение Европейского суда. Ее члены провели также демонстрацию протеста. Многие из них несли лозунги с призывом к правительству отказаться от вступления в Европейский союз. Офицеры заявили также, что «решение Европейского суда – это заговор с целью спровоцировать беспорядки в стране».

Ситуация, складывающаяся на нынешнем этапе на юго-востоке Турции, говорит о том, что обеспокоенность военных не лишена оснований. Дело в том, что 1 июня 2004 года было прекращено объявленное Рабочей партией Курдистана (РПК) перемирие. После этого количество жертв в результате террористических акций возросло в пять раз и составило на сегодняшний день 100 человек убитыми и более 230 ранеными. С каждым днем увеличивается число боевиков, которые проникают на турецкую территорию из Северного Ирака. Много жертв среди мирного населения, представители которого подрываются на минах, установленных боевиками на дорогах. Меры по пресечению деятельности боевиков в Северном Ираке, обещанные Вашингтоном, так и не были приняты. С целью нейтрализации деятельности террористических групп в этом районе турецкие вооруженные силы провели в мае широкомасштабную операцию, в результате которой были уничтожены 50 боевиков и погибли более 30 военнослужащих. Естественно, что такие события делают пересмотр дела А. Оджалана без внутриполитических эксцессов практически невозможным.

На фоне этих негативных явлений отрадными выглядят обнародованные в мае некоторые показатели развития турецкой экономики. По темпам роста объема экспорта – 33% в год – Турция занимает пятое место в мире. Для сравнения: Россия на сегодняшний день по этому показателю находится на четвертом месте. Доля Турции в мировой торговле впервые превысила 1%. Что же касается фактических суммарных показателей экспорта, то Турция в прошлом году заняла 22-е место в мире, тогда как в 2003 году она находилась на 24-м месте. Вот только один пример экспортных возможностей Турции: компания «Хонда», находящаяся в Японии на третьем месте по числу произведенных автомобилей, до конца текущего года начнет выпускать в Турции еще одну из своих моделей – «Сити». В прошлом году на заводах «Хонды» в Турции было произведено 16 тысяч автомобилей. Именно из Турции автомобили модели «Хонда-Сити» будут отправляться в Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию. К началу 2006 года «Хонда» собирается повысить объем производства в Турции с 20 до 30 тысяч автомобилей в год.

Однако, несмотря на динамизм по ряду направлений внешней политики и реальные успехи в экономике и финансовой сфере, отмеченный и специалистами Международного валютного фонда, имеют место и критические высказывания в адрес правительства. И они тем «больнее», что были сделаны бывшим политическим учителем и духовным наставником нынешних членов правительства и его главы Неджметтином Эрбаканом. Будучи генеральным председателем Партии национального благоденствия и главой правительства Турции, он рассматривал Р.Т. Эрдогана и его заместителя, министра иностранных дел А. Гюля как своих лучших учеников. Эрдогану был доверен пост мэра Стамбула, а Гюлю – должность государственного министра, курирующего вопросы внешней политики. Сегодня же Н. Эрбакан жестко критикует правительство, заявляя, что «они (члены правительства) сами не знают, что делают и постепенно скатываются на самое дно пропасти, которую вырыло предыдущее правительство». Критике подверглась и политика нынешнего кабинета министров в отношении ЕС, США, Кипра, Израиля по вопросу о геноциде армян. Н. Эрбакан, суммируя свои критические замечания, предрекает уход нынешнего правительства. Эксперты обращают внимание, что участились встречи и консультации депутатов и функционеров правящей Партии справедливости и развития с Н. Эрбаканом. Они также указывают на возникшие разногласия между двумя ветвями власти – президентской и правительственной по вопросу о назначениях на высокие должности в государственных ведомствах. Как стало известно в администрации президента, 93 высших государственных чиновника были назначены на должность без согласования и утверждения главы государства. В связи с тем, что правительство не среагировало должным образом и не исправило допущенные промахи, А.Н. Сезер наложил запрет на вход вышеуказанных чиновников в президентский дворец Чанкая.

44.22MB | MySQL:92 | 1,100sec