О ситуации в Иране (май 2005 г.)

Центральным событием внутриполитической жизни Ирана в мае стала вышедшая на финишную прямую президентская кампания (выборы намечены на 17 июня с.г.). С 10 по 15 мая в стране проходила регистрация кандидатов в МВД ИРИ, в ходе которой было подано 1014 заявок. В результате отбора, осуществленного Наблюдательным советом (орган конституционно-шариатского надзора), 25 мая были объявлены имена восьми кандидатов, которые получили право баллотироваться на президентский пост, в том числе и два кандидата от реформаторского лагеря, которые 22 мая были отсеяны Наблюдательным советом (это решение вызвало острую негативную реакцию среди иранской общественности и многих видных политиков, включая спикера парламента Г.А. Хаддад-Аделя), но затем по рекомендации Верховного лидера ИРИ восстановлены в окончательном списке кандидатов. 27 мая в Иране официально стартовала предвыборная агитационная кампания, которая продлится до 16 июня. Она включает организацию круглых столов и теледебатов с участием претендентов, выделение им прямого эфирного времени в теле- и радиопрограммах, агитационные поездки по стране. Беспокойство иранских властей вызывает возможное использование кандидатами государственного ресурса в целях пропаганды: спикер парламента Г.А. Хаддад-Адель заявил 30 мая о недопустимости использования кандидатами государственных рычагов, в том числе возможностей иранского парламента, в личных агитационных целях.

Верховный лидер ИРИ А. Хаменеи, выступая 2 мая в иранской провинции Керман, отметил решающее значение нынешнего года для иранского государства и призвал продемонстрировать национальное единство и массовое участие в выборах. Говоря о своих предпочтениях на предстоящих выборах, А. Хаменеи заявил, что он сохраняет нейтральную позицию и не намерен поддерживать какого-либо конкретного кандидата.

Главным событием международного масштаба для Тегерана продолжала оставаться ядерная проблематика. Ситуация вокруг нее обострилась в начале мая, когда иранское руководство обвинило европейцев в намеренном затягивании переговорного процесса до «послевыборного периода» и объявило о намерении «в ближайшие дни или недели» частично возобновить обогатительную деятельность на конверсионном предприятии в Исфагане (3 мая об этом заявил секретарь ВСНБ ИРИ Х. Роухани, 8 мая — его заместитель по пропаганде А. Мохаммади, а 10 мая с аналогичным заявлением выступил заместитель руководителя Организации атомной энергии Ирана по международным вопросам М. Саиди). За этим последовало предложение «евротройки» провести срочно встречу секретаря ВСНБ ИРИ Х. Роухани с мининдел трех государств, которая интерпретировалась иранскими руководителями в качестве «последнего шанса» для сохранения переговорного процесса. По итогам состоявшейся 25 мая в Женеве встречи Х. Роухани с министрами тройки Иран объявил о намерении продлить мораторий еще на два месяца (заявления Х. Роухани в эфире иранского радио от 26 мая и официального представителя МИД ИРИ Х.Р. Асефи от 29 мая), а европейцы обязались за этот срок представить иранской стороне общий план предложений по достижению окончательной договоренности, который предстоит еще внимательно изучить в Тегеране.

На фоне сложностей в переговорном процессе с «евротройкой» иранское руководство вынесло окончательный вердикт по вопросу развития национальных ядерных программ: 15 мая меджлис принял во втором чтении законопроект о доступе Ирана к мирным ядерным технологиям, а 26 мая этот документ был утвержден Наблюдательным советом и приобрел форму закона.

Состоявшийся 20-21 мая визит мининдел К. Харрази в Ирак стал стержнем региональной политики ИРИ в мае. Визит вызвал широкий резонанс в регионе, его окрестили «отправной точкой резкого потепления ирано-иракских отношений» (К. Харрази встречался с президентом Ирака Дж. Талабани, премьер-министром и спикером парламента этой страны, а также духовным лидером иракских шиитов аятоллой А. Систани.) Стороны договорились о скорейшем начале работы совместной экономической комиссии. Как заявил 22 мая официальный представитель МИДа ИРИ Х.Р. Асефи, визит К. Харрази в Багдад был призван продемонстрировать поддержку, оказываемую Тегераном нынешним преобразованиям в Ираке.

Среди региональных событий внимание привлекает очередное обострение отношений между Ираном и ОАЭ по вопросу о трех спорных островах в Персидском заливе. 9 мая официальный Абу-Даби обратился в ООН с требованием передать вопрос о трех спорных островах в Персидском заливе на рассмотрение СБ ООН (соответствующее письмо постоянного представителя ОАЭ при ООН было вручено генсеку организации К. Аннану). В аналогичном ключе 29 мая выступил генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ), призвавший Тегеран к немедленному началу прямых переговоров с Абу-Даби, в противном случае он угрожал передать это дело в Международный суд.

Наиболее значимым известием в экономической жизни Ирана стало озвученное 28 мая решение 148 стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО) о начале переговорного процесса о вступлении Ирана в эту организацию. Как заявил 30 мая заместитель мининдел ИРИ по экономическим вопросам А. Маджиди, планируется создание рабочей группы, состоящей из 40 государств (преимущественно торговых партнеров ИРИ), а переговорный процесс продлится пять лет (за этот период должны пройти двусторонние переговоры Ирана с каждым из членов ВТО).

Примечательным стало официальное открытие 3 мая с участием президента ИРИ С.М. Хатами железнодорожной ветки по маршруту Бафк-Мешхед, являющейся составной частью транспортного коридора «Север-Юг» и открывающей для Тегерана значительные транзитные перспективы.

4 мая в Брюсселе возобновились прерванные в 2003 году ирано-европейские переговоры об экспорте иранского газа в Европу (иранскую делегацию возглавлял замминистра нефти ИРИ по международным вопросам А. Нежад-Хосейниян). Стороны договорились продолжать экспертное обсуждение проекта строительства ирано-европейского газопровода, который может быть реализован не ранее 2009 года.

7 мая правительство ИРИ через три месяца острых споров и дискуссий с меджлисом приняло решение об учреждении единой для всех субъектов банковской ставки на уровне 16%.

52.26MB | MySQL:103 | 0,496sec