Попытка нанесения ракетного удара по Мекке, как показатель усиления угрозы для КСА из Йемена

Военная коалиция во главе с Саудовской Аравией сбила ракету, летевшую в направлении главного центра паломничества мусульман — Мекки (Саудовская Аравия). Об этом в пятницу, 28 июля, сообщило агентство Франс Пресс. По его сведениям, ракета была запущена с территории Йемена и сбита в 69 км к югу от города. Коалиция назвала данную атаку «отчаянной попыткой хоуситов (сторонников движения «Ансар Аллах») помешать проведению хаджа (один из пяти столпов ислама, заключается в посещении мусульманских святынь в Мекке, в этом году начнется с 30 августа). В этой связи отметим три момента. 1. Аравийская коалиция не могла сбить ракету, поскольку  операторами на постах системы ПРО «Пэтриот» до сих пор выступают американские военные, сами саудовские военные только еще проходят обучение и стажировку и не в полной мере управляют этой системой. Часть экспертов в этой связи полагает, что американцы в принципе так и останутся главными действующими лицами в этой системе даже после окончания срока обучения саудовских военнослужащих.

  1. Признание самого факта атаки свидетельствует о том, что произошедшее за неделю до этого атака ракетой аналогичного класса нефтепеерабатывающего завода в саудовском порту Янбу на берегу Красного моря имела место, что крайне неохотно и очень осторожно признали американцы через ряд связанных с Пентагоном информационных ресурсов. Сам Эр-Рияд крупный пожар на заводе списал на поломку трансформатора, что, как оказалось, совсем не так. В этом свете совершенно в ином ракурсе  предстают и случаи поражения хоуситами ракетами  военно-воздушных баз КСА в среднем приграничье на территории королевства на протяжении прошлого года, что в Эр-Рияде категорически отрицали. Таких случаев, было зафиксировано, по крайней мере, два, и в одном случае помимо нескольких самолетов и вертолетов погибли и ряд офицеров командования ВВС КСА.
  2. Йеменские повстанцы-хоуситы (а вернее — иранские инструкторы в Йемене)  обладают ракетами с радиусом поражения 550 км. Как предполагают американцы, в данном случае речь может идти уже о чисто иранских модификациях северокорейских ракет, которые получили название «Борхан-2Н». Данное изделие является некой производной от класса ракет СКАД и северокорейского модернизированного аналога «Хвасонг-6». И что, самое главное, система ПРО «Пэтриот» пока показало свою эффективность ровно на 50 процентов, то есть из двух пусков в общем-то не очень современных ракет сумела перехватить только одну.

Все сказанное только лишний раз подтверждает наш предыдущий вывод о том, что Йемен превратился за время конфликта в испытательный полигон для иранцев, которые в условиях реальных боевых действий отрабатывают системы применения баллистических, тактических и противокорабальных ракет. Причем, судя по последним пускам, иранским специалистам удалось решить вопросы баллистики и центра тяжести ракет с учетом размещения на них дополнительных резервуаров с горючим, что им долгое время сделать не удавалось. Отметим, что и горючее для ракет каким-то образом в Йемен попадает, ведь они летают не на бензине.  При этом в данных испытаниях принимают участие северокорейские специалисты и косвенно китайские военные, которые как раз очень заинтересованы в результате применения своих противокорабельных ракет по реальным военным целям (включая американский военный корабль) в Красном море. Еще одним выводом из прошедшего следует считать уже теперь подтвержденный факт того, что на территории и Йемена в зонах, которые контролируют хоуситы, существуют заводы, которые в состоянии наладить сборку и легкую модернизацию баллистических ракет с зоной поражения более 500 км. При этом подобного рода предприятий в Йемене во времена правления президента  А.А.Салеха не было, а это означает, что Иран сумел их построить и организовать производство уже в последний год конфликта. Кроме того, это означает, что канал контрабандного поступления оружия и запасных частей к ракетам из КНР, КНДР и Ирана продолжает действовать с высокой долей эффективности, несмотря на все заверения Саудовской Аравии о блокировании таких поставок и недавний жесткий прессинг Эр-Рияда в отношении Маската, который, как предполагалось, смотрел сквозь пальцы на массированные операции по поставке оружия в Йемен в интересах хоуситов. Судя по всему, в дополнение к оманскому транзиту активно стал действовать альтернативный канал контрабанды с африканского направления, и прежде всего с территорий Сомали и Эритреи. Явным признаком именно такого положения дел является резкое увеличение поступления финансирования отрядам сомалийских исламистов «Аш-Шабаб».  Причем той ее части, которая  официально объявила себя сторонницей «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)), но в реальности тесно связана с сомалийской диаспорой в Йемене. А еще конкретнее, с теми ее представителями, которые входили в доверенный круг бывшего президента А.А.Салеха и использовались им в том числе и для налаживания контрабанды оружия, спиртного и мигрантов из Африки в Йемен и обратно. Отметим также, что эта часть сторонников «Аш-Шабаб» тесно связана с контрабандистами из полугосударственного анклава Пунтленд на территории бывшего Сомали. Причем там речь идет об участии в таких операциях людей из правящих кланов. Это, помимо прочего, означает две вещи.

  1. Бывший президент А.А.Салех принимает активное участие в такого рода поставках, что свидетельствует о его плотной связи с Тегераном, несмотря на все появившиеся в последнее время вбросы о том, что он рассорился с хоуситами.
  2. На йеменской оружейно-ракетной сфере незримо пока появилось два мощных игрока в лице  КНДР и КНР, что в рамках организации недавно китайской базы ВМФ в Джибути выглядит как резкое наращивание Пекином своих возможностей по охране морских логистических маршрутов в районе Африканского Рога. В том числе, видимо, и той части, которая задействована в переправке китайского оружия на Аравийский полуостров. И в данном случае не исключаем их кооперацию Китая с северокорейскими партнерами, которые окопались в Южном Судане и вообще очень старательно налаживают отношения в последнее время с режимами стран именно этого региона.  Все это выводит уровень угрозы с йеменского направления для Эр-Рияда на совершенно новый уровень, что отягощается совершенно невнятными действиями аравийской коалиции по организации генерального наступления на Сану и разбродом в ее рядах в отношении дальнейшей тактики действий.
52.22MB | MySQL:103 | 0,619sec