Реакция израильских политиков на решение суда отвергнуть апелляцию Эльора Азарии

30 июля израильский военный трибунал отверг апелляцию, поданную адвокатами Эльора Азарии, военнослужащего ЦАХАЛа, который полтора года назад добил в Хевроне раненного арабского террориста, совершившего нападение на израильских военных и ранившего одного из них. Ранее военный трибунал признал его виновным, поскольку, по словам следователей, раненный террорист уже не представлял опасности, и добивать его было нельзя. Дело Эльора Азарии отчетливо раскололо израильское общество по политическому принципу. Правые выступали против упомянутого решения военного трибунала, а левые – за.

Необходимо напомнить о том, что Моше Яалон, занимавший во время упомянутого инцидента в Хевроне пост министра обороны, сразу, не дожидаясь результатов расследования, выступил с резким осуждением Эльора Азарии и назвал его поступок «убийством». Ему вторил начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник Гади Айзенкот. Это привело к тому, что процесс Эльора Азарии с самого начала приобрел политическую окраску. В борьбу вмешались политики. В итоге Моше Яалон лишился своего поста, а его место занял Авигдор Либерман, который был одним из самых резких его критиков в деле Эльора Азарии. Гади Айзенкот остался на своем посту, но можно сказать, что его «акции упали». Он стал объектом антипатии, недоверия и даже открытой ненависти значительных групп израильтян. Как правило, с начальниками Генерального штаба ЦАХАЛа такого не бывает. Они находятся как бы вне политики.

Тон в откликах правых израильских политиков на упомянутое решение военного трибунала задал премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Он заявил в этой связи, что он и ранее призывал к помилованию Эльора Азарии и что его позиция не изменилась после того, как военный трибунал отклонил апелляцию Эльора Азарии..

Помилование Эльору Азарии может дать начальник Генерального штаба ЦАХАЛа, однако для этого осужденный должен обратиться для этого к нему с соответствующим прошением. Поскольку семья Азария рассматривает возможность подать апелляцию в Верховный суд справедливости (БАГАЦ) против решения военного трибунала, министр обороны Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом – Израиль», поспешил обратиться на своей странице в «Твиттере» к семье Эльора Азарии: «Я прошу семью Аразия не подавать дополнительной апелляции на приговор, а обратиться к начальнику Генерального штаба с прошением о помиловании. У меня нет сомнения, что начальник Генерального штаба учтет все тяжелые обстоятельства и то, что он (Эльор Азария – В.Ч.) – отличник боевой службы».

Обращает на себя особое внимание реакция лидера религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», министра просвещения Нафтали Беннета: «Решение тяжелое, но следует уважать суд. Сейчас, после полутора лет мытарств пришло время помиловать Эльора Азарию. Во имя наших отличных бойцов на линии противостояния и ради того, чтобы воспрепятствовать потере нашей силы упреждения страхом, Эльор Азария обязательно должен вернуться домой». Нафтали Беннет обратился к гражданам с призывом воздержаться от нападок на ЦАХАЛ и на его командование: «У меня есть полное доверие к начальнику Генерального штаба Айзенкоту и к командирам ЦАХАЛа. Ни при каком повороте дел такие призывы, которые раздавались прежде (имеется в виду требование отправить генерал-полковника Гади Айзенкота в отставку – В.Ч.), не могут быть уместны», — заявил он. В этих высказываниях лидера религиозных сионистов явно нашла свое отражения характерная для него в последнее время линия подчеркнутой «умеренности», демонстративного поддерживания государственных институтов (в данном случае ЦАХАЛа) и премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Реакции прочих правых политиков были достаточно однотипны. Приведем лишь некоторые из них:

Заместительница министра иностранных дел Ципи Хотовели (Ликуд): «Решение суда по делу Эльора Азарии требует помилования. Я обратилась к президенту Ривлину по этому вопросу, направив ему письмо. Солдат выполнял свои обязанности и защищал граждан Израиля во время террористического акта. Он заслуживает помилования. В эти дни, когда Израиль еще оплакивает жертв бойни в Неве-Цуфе (речь идет о трех израильтянах, погибших в этом поселении в результате террористического акта – В.Ч.), важно помнить, кто плохие, а кто хорошие, и что солдат, убивающий террориста это не преступник. Следует завершить это дело быстрым помилованием».

Министр транспорта и по делам спецслужб Исраэль Кац (Ликуд): «Суд сказал свое слово. Сейчас ответственность лежит на правительстве Израиля. Оно должно действовать, чтобы Эльор немедленно получил помилование и вернулся домой».

Министр науки Офир Окунис: «Сейчас, после того, как суд сказал свое слово, президент государства должен вмешаться и помиловать Эльора Азарию».

Депутат Кнессета Шули Рафаэли-Муалем («Еврейский дом»): «Мое сердце с семьей Азария в этот тяжелый день. Я тоже присоединяюсь к тем, кто призывает Эльора не подавать дополнительной апелляции против приговора, а сегодня же обратиться к начальнику Генерального штаба с прошением о помиловании, а далее – к президенту – с просьбой об отмене записи об уголовном деле. Именно в этот день надо помнить, что террорист в Хевроне, как и террорист в Халамише (второе название поселения Неве-Цуф – В.Ч.), это убийцы, единственная цель которых убивать евреев».

Министр культуры и спорта Мири Регев (Ликуд): «Отличник боевой службы Эльор Азария давно должен был быть дома. Сейчас это в полномочиях ЦАХАЛа и это элементарнейшая поддержка, которую он обязан оказать Эльору. Помилование. И чем раньше, тем лучше».

Однако целый ряд правых политиков «второго ряда» высказались гораздо резче, фактически поставив под сомнение легитимность решения военного трибунала по делу Эльора Азарии:

Заместительница председателя Кнессета депутат Нава Бокер (Ликуд): «ЦАХАЛ – самая моральная армия в мире по отношению к своим врагам, но не по отношению к своим солдатам. Военный суд подтвердил короткое время назад это безумие и отверг апелляцию отличника боевой службы Эльора Азарии. Я сопровождаю членов семьи Азарии в этот тяжелый для них момент. За последние полтора года они переживают тяжелый кризис, а сегодня судьи внесли в свою долю в это непрекращающееся издевательство. Я обращалась в прошлом к президенту государства с просьбой помиловать Эльора и обращусь к нему снова. Эльор принимал решение на поле боя и защищал свою жизнь и жизни своих товарищей, а мы, как государство и как общество, обязаны поддерживать наших солдат, отправляемых в самый огонь. Я не дам, чтобы семнадцать месяцев предварительного заключения Эльора  не были учтены как срок, который он провел в тюрьме. Поэтому, а также в свете хорошего поведения Эльора во время предварительного заключения президент государства обязан помиловать его и не допустить, чтобы он провел в тюрьме хотя бы одну ночь».

Член парламентской комиссии по иностранным делам и безопасности депутат Орен Хазан (Ликуд): «Нет ничего святого в террористе. Только в Израиле отличник боевой службы, ликвидировавший гнусного террориста, пришедшего убивать и пролившего еврейскую кровь, превращается в преступника, обвиняемого в убийстве, и его бросают в тюрьму. Так не должно вести себя государство, которое хочет жить. И поэтому в такой печальный день я просто стыжусь».

Депутат Кнессета Бецалель Смотрич («Еврейский дом») назвал то, что суд отверг апелляцию Эльора Азарии, «ценностной ошибкой и ударом по святости жизни».  По его словам, «террорист, который отправляется убивать евреев, достоин смерти, и тот, кто убивает его, не может быть обвинен ни в убийстве, ни в ударе по святости жизни. Шкала ценностей, которую продиктовал суд, такова, что она жалеет жестоких и жестока к милосердным. Это шкала ценностей, которая щадит жизнь жестокого террориста и поступает жестоко с героем, отличником боевой службы». Депутат Смотрич тоже призвал начальника Генерального штаба немедленно помиловать Эльора Азарию, потому что «Государство Израиль не может себе позволить унижаться в глазах своих врагов».

Депутаты от находящихся в оппозиции центристской партии «Еш атид» и левого партийного блока «Сионистский лагерь» продемонстрировали поддержку решения трибунала и линии поведения начальника Генерального штаба генерал-полковника Гади Айзенкота в деле Эльора Азарии. Однако и они не выступали против помилования Эльора Азарии. Приведем несколько характерных примеров:

Депутат Кнессета, генерал-майор запаса Элазар Штерн («Еш атид»): «Военный трибунал поддержал моральные принципы ЦАХАЛа и позицию начальника Генерального штаба относительно моральных ценностей ЦАХАЛа. Политическое вмешательство в это дело нанесло очень тяжелый ущерб ЦАХАЛу и Эльору Азарии тоже. Я призываю премьер-министра, министров и депутатов Кнессета оставить занятие этим делом и предоставить командирам заниматься помилованием».

Депутат Кнессета генерал-майор запаса Эяль Бен-Реувен («Сионисткий лагерь»): «В Израиле есть судьи. Послание, которое решение суда передает израильскому обществу, принципиально важно. Наша сила – в наших ценностях и в морали израильского общества, в том числе, когда мы сражаемся с врагом. Наши инструменты войны принципиально отличаются от инструментов войны наших врагов. Нет никакого противоречия между моралью и ценностями с одной стороны и стремлением к боевому контакту с врагом и к победе в бою».

Депутат Кнессета Нахман Шай: «В ходе процесса Азарии суд заострил и поставил на свое место моральные мерки ЦАХАЛа. В этом состоит его принципиальная важность, и он останется в качестве прецедента для любого события (такого рода – В.Ч.) в будущем».

Новый председатель партии Авода, являющейся ядром блока «Сионистский лагерь», Ави Габай предпочел поставить на первое место свое сочувствие семье осужденного солдата: «И сегодня мое сердце с семьей и со сторонниками Азарии (за исключением находящегося среди них угрожающего и проклинающего меньшинства). Члены семьи Азарии послали своего сына на боевую службу в армии и в одно мгновение весь их мир перевернулся».

Что касается арабов, то для них дело Эльора Азарии не представляет особого интереса. Показательно, что в арабской прессе Палестинской национальной администрации (ПНА) и Израиля о нем практически вообще не упоминалось. Это объясняется тем, что, согласно официально поддерживаемой властями ПНА версии, все террористы, ликвидированные израильтянам за последние годы, были «казнены без суда и следствия», обезврежены, а потом добиты на поле боя. Согласно этой версии, такова доктрина ЦАХАЛа и полиции Израиля. В таком контексте дело Эльора Азарии, столь потрясшее израильское общество, это просто еще один эпизод. Эпизод, о котором стало известно потому, что представитель радикально левой организации «Бецелем» сумел зафиксировать ликвидацию террориста в Хевроне, что и послужило причиной всего процесса Эльора Азарии.

52.27MB | MySQL:103 | 0,558sec