Иран накануне инаугурации президента Хасана Роухани

Накануне намеченной на 5 августа инаугурации избранного в мае на второй срок президента Хасана Роухани, в Иране продолжаются общественные дискуссии, связанные с формированием нового правительства и стоящими перед ним задачами. Авторитетная тегеранская газета «Афтабэ Йазд» написала на днях, что глава исполнительной власти не совсем свободен в назначении министров, и ряд глав министерств будут ему «навязаны». «Хотя сегодня об этом можно только догадываться, но имеющиеся сливы информации показывают, что новое 12 правительство будет иметь  много проблем из-за того, что некоторые министры, навязываемые сверху, внесут дисгармонию  в формируемый президентом кабинет». Из статьи следует, что президента ожидают еще большие сложности, чем он имел с прежним правительством. Он должен быть готов к уступкам в пользу своих оппонентов из числа фундаменталистов. Так, Али Мотаххари, вице-спикер Собрания исламского Совета (парламента), заявил, что не секрет, что для Х.Роухани есть определенные «ограничения» в выборе членов кабинета, и это та реальность, с которой он должен считаться. Первый вице-президент Эсхак Джахангири рассказал на днях, что президент проводит бесчисленные консультации со «столпами режима», определяя кандидатуры министров. Один из соратников президента, Абдолла Насери, заявил в интервью иранским СМИ, что на ближайшее время намечена встреча Х.Роухани с верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи.

Газета «Эттемад», считающаяся в Иране как СМИ умеренного направления, опубликована на днях пространную статью известного иранского политика Абдоллы Нури. Это популярный в стране оппозиционер, который еще в 2000 г., занимая пост министра внутренних дел в реформистском правительстве Мохаммада Хатами,  был осужден за «религиозное инакомыслие» и брошен на 5 лет в тюрьму. Среди предъявленных ему обвинений — антигосударственная пропаганда, подрыв существующего в Иране исламского строя. Все эти годы Абдолла Нури остается приверженцем проведения реформ, которые бы помогли Ирану занять подобающее стране место в мировой политике. В своей статье А.Нури рассуждает о принципах формирования нового правительства, которое заступающий на второй срок либеральный президент Хасан Роухани должен представить на рассмотрение парламента и верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи. А.Нури считает, что на президента оказывается беспрецедентное давление с тем, чтобы не допустить или минимизировать прохождение в кабинет его сторонников. А.Нури справедливо полагает, что поскольку за либерального главу исполнительной власти проголосовало 24 миллиона иранцев, а за фундаменталистов – 16 миллионов, именно большинство должно делегировать на министерские посты тех, кто сможет реализовать необходимые стране изменения. Как пишет А.Нури, тот список, который уже готов для передачи А.Хаменеи, «настораживает деятелей реформаторского лагеря». «Вопрос не в том, какова будет доля реформаторов в новом, двенадцатом правительстве. Важно то, насколько оно будет способно выполнить те обещания, которое президент дал своим избирателям. Реформаторы должны отстаивать каждую кандидатуру, которая способна действовать во благо поставленной задачи, не склоняясь ни перед чьими авторитетами».  В частности, Х.Роухани не дают реализовывать такие его инициативы как обязательное  назначение женщин на министерские посты, предоставление квот на эти же посты мусульманам-суннитам. Нужно достойное представительство женщин и религиозных и этнических меньшинств и в законодательном органе. По словам А.Нури, «в прошлом году в президиуме Собрания исламского Совета (парламента) был всего один суннит, в нынешнем же году уже и его не видно. Женщин в этом органе тоже нет». Президент должен обратить больше внимание на конфессиональную и гендерную структуру выборных и назначаемых органов власти. Иранские сунниты, как заявил А.Нури, в массе своей поддержали Х.Роухани, значит, он должен ответить на это доверие, несмотря на имеющееся противодействие своих оппонентов.

То же самое можно констатировать, касаясь женщин, отметил А.Нури. «Они были в числе тех, кто обеспечил Х.Роухани победу. Женщины связывают со второй каденцией президента  свои надежды. Вот почему их интересы не стоит игнорировать, а нужно привлекать их к реальному участию в делах страны.  Обращаясь к избранному президенту, А.Нури просит его всерьез поразмыслить над тем, что народ проголосовал за Х.Роухани, став его опорой, поэтому он должен действовать, полагаясь на мандат большинства, желающего перемен.  «Разумеется, нельзя надеяться на стопроцентное выполнение предвыборных обещаний, но новое правительство, должно максимально учесть интересы своего электората. Лозунги, под которыми Х.Роухани пришел к власти, не должны кануть в небытие. Это опасно. Во-первых, это подорвет доверие народа к своему выбранному лидеру. Кроме того, это вредно самой стране, жаждущей реальных перемен».  Как считает А.Нури, в народе назревает беспокойство тем, сможет ли страна измениться,  как обещал новый президент. Для того, чтобы снять такие беспокойство, вновь избранный  глава исполнительной власти должен показать, что формируя новое правительство, он расставляет приоритеты, памятуя о своих предвыборных обещаниях. А.Нури определил главные задачи формирующегося правительства реформаторов. Это – разрядка напряженности в отношениях Ирана как субъекта мирового геополитического пространства,  рационализация принятия решений в сфере экономики с использованием квалифицированных кадров, перестройка и оздоровление  управленческих структур страны, борьба с коррупцией, финансовая транспарентность, избежание  экстремизма во внутренней и внешней политике, уважение социальных прав индивидуума, обеспечение благосостояния населения, развитие страны в направление прогресса, миролюбие, обеспечение базовых прав человека. Как считает А.Нури, последние по времени президентские выборы в Иране доказали, что либералы при поддержке широких слоев народа могут реально добиться необходимых изменений, какими бы незначительными они ни были. В данном случае для страны важно, что явка избирателей была высока, но несмотря на противодействие Наблюдательного совета, желавшего прихода к власти представителя фундаменталистского лагеря, народ своим присутствием на избирательных участках показал, что хочет перемен. Разумеется, результат выборов должен сказаться на судьбе страны.

Центристская газета «Шарк» на днях сообщила о том, что под давлением «сверху»  президенту Х.Роухани придется снять кандидатуры двух будущих членов кабинета министров-женщин.  В частности, это касается нынешнего вице-президента Шахиндохт  Мулаварди. Это, пишет издание, вызывает негативное восприятие активистов женского движения страны. Женщины обеспокоены и тем, что в среде министров может не быть женщин, что является беспокоящим фактором, демонстрирующим серьезные недостатки гендерной политики иранского руководства. По их словам, происходит снижение квоты женщин в высших эшелонах власти. Как заявил в интервью правительственному информагентству ИРНА специальный помощник президента Ирана по вопросам гражданства, «следующее правительство, похоже, не будет иметь женщин в качестве министров». В этой связи в последние дни женщины напрямую апеллируют к главе исполнительной власти, стараясь не допустить подобного. Женщины требуют оставить Ш.Мулаварди на посту вице-президента, отвечающего за вопросы в сфере женщин и семьи. Ранее речь шла даже о том, чтобы назначить ее на пост главы одного из министерств. Усиливаются слухи и об устранении нынешнего министра экологии Маъсумэ Эбтекар из списка членов формируемого 12 кабинета министров.  На эту тему высказалась сама Ш.Мулаварди. Как написало 1 августа информагентство ИСНА,  выступая на последнем заседании правительства, она сказала, что неправомочно говорить о снижении квоты женщин, поскольку таковой просто не существует. Более того, по словам Ш.Мулаварди, никакого уменьшения роли женщин в органах власти не предвидится. Она заявила, что планируется участие в правительстве сразу трех женщин.       Одновременно иранские СМИ пишут и о том, что сам А.Хаменеи, оставляя право формирования кабинета в руках главы исполнительной власти, хотел бы более внимательного и идеологически обоснованного подбора кандидатов на такие посты как министры науки, образования, исламской ориентации. Именно там, пишут СМИ, идет формирование и становление гражданской позиции, поэтому на таких постах, более  чем где бы то ни было, должны быть люди максимально преданные исламскому строю. Самые ближайшие дни внесут полную ясность в персональный состав нового правительства, соотношение реформаторов и фундаменталистов, как и представителей других политических направлений, а следовательно – способность кабинета решать задачи, поставленные новым-старым президентом.

52.29MB | MySQL:103 | 0,476sec