О проблемах выработки стратегии США на афганском направлении

Президент США Дональд Трамп крайне недоволен отсутствием прогресса в войне в Афганистане и возлагает ответственность за это на командующего дислоцированным в этой стране американским воинским контингентом генерала Джона Николсона. Глава государства уже поднял вопрос о замене Дж.Николсона, сообщила 2 августа телекомпания Эн-би-си. По ее данным, Д.Трамп неоднократно высказывался за освобождение генерала от исполнения обязанностей командующего контингентом США в Афганистане на совещании 19 июля с министром обороны Джеймсом Мэттисом и председателем Комитета начальников штабов ВС США генералом Джозефом Данфордом. Как уточняет Эн-би-си, совещание длилось около двух часов. Сам Д.Трамп пока не встречался с командующим силами США в Афганистане, уточнила телекомпания и вопрос о его увольнении окончательно не решен. В Афганистане в настоящее время находятся примерно 13 тысяч военнослужащих международной коалиции, в том числе около 8,4 тысяч американских солдат и офицеров. В соответствии с выводами генерального инспектора правительства США по вопросам реконструкции в Афганистане Джона Сопко власти в Кабуле в ноябре 2015 года удерживали под полным контролем 72% территории страны, а к ноябрю 2016 года этот показатель сократился до 57%. В реальности же, под неформальным контролем талибов и сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) находится до 70 процентов территории страны. Сюда надо включать те населенные пункты, в которых формально находятся представители центральной власти, но фактически власть в руки боевиков в случае необходимости может перейти в считанные часы.  По данным того же Пентагона, в 2014 году талибы полностью контролировали 4 административных центра; в 2015 — уже 24. Сейчас, по некоторым данным, более 40. Число потерь и жертв террористических атак возросло с прошлого года на 37 процентов. Ранее Белый дом разрешил Министерству обороны США направить в Афганистан без согласования подкрепление в составе не более 3,9 тысяч человек, но теперь это распоряжение подвешено в воздухе.  В Вашингтоне началась борьба концепций и разных подходов.

В этой связи разговоры о возможной смене командующего американским воинским контингентом в Афганистане эксперты связывают прежде всего с двумя моментами.

  1. Белый дом не определился окончательно со своей тактикой действий в Афганистане. Требования Пентагона об усилении воинского контингента некоторые лица из ближайшего окружения Д.Трампа полагают началом нового витка втягивания США  в длящийся уже 15 лет конфликт с трудно предсказуемыми последствиями. При этом  в американском политическом сообществе все явственнее ощущается усталость от афганской кампании и отсутствие ясных рецептов решения проблемы. Прежняя администрация Б.Обамы этот настрой уловила и начала сокращение воинского контингента (в конце срока прежнего президента он составил 8,4 тысячи военных) с одновременной концентрацией их в столичном округе.  В связи с возникшими дебатами о правильности тактике наращивания сил и средств в Афганистане заместитель государственного секретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии А.Веллс 2 августа во главе большой делегации направилась в турне по Афганистану, Пакистану и Индии с целью зондирования ситуации и предоставления по итогам своей поездки заключительных выводов президенту  о целесообразности тех или иных действий на афганском направлении. То есть предполагаемая трансформация американской стратегии, которая должна была быть окончательно сформулирована  еще в середине июля, до сих пор находится в подвешенном состоянии. Тогда в начале июля Кабул и Исламабад посетила делегация Конгресса США во главе с известным сенатором Дж.Маккейном, которая как раз по итогам поездки и сформулировала свои выводы о необходимости усиления американского военного присутствия в силу «отсутствия ясной и понятной стратегии». Дело тогда казалось решенным, и выбор приоритетного направления многими экспертами полагался безусловным в пользу силового варианта. Но теперь можно сказать, что выводы этой комиссии отправлены под сукно, а направление американских военных может быть либо задержано, либо вообще отменено.
  2. Резко возросшее в последнее время противостояние между Госдепартаментом и Пентагоном, что вызвано конкурентной борьбой между ведомствами в рамках права формировать внешней политику США на основных направлениях. Многие обозреватели сейчас говорят о возросшей в США роли военных, которые чуть ли не стали самой мощной группой в исполнительной власти в стране и бросают вызов в этой связи самому Д.Трампу. Как мы видим на примере афганского конфликта, это не совсем так, и скорее всего Д.Трамп не пойдет в этот раз на поводу у Пентагона, а в самой ближайшей перспективе может даже сменить ряд высокопоставленных генералов, которые ратуют за решение афганской проблемы чисто силовым методом  с помощью наращивания сил и средств. И в данном случае действует он не спонтанно, а с учетом мнения очень значительной группы в Сенате США, которая активно лоббирует если не выход из Афганистана, то, по крайней степени, сохранение статуса-кво, которое было достигнуто при Б.Обаме — около 8,5 тысяч силовиковв Кабуле и паре-тройке крупных городов страны с активизацией при этом чисто переговорных форматов.  В этом случае американские эксперты снова заговорили о каких-то «обменных вариантах» между Д.Трампом и сенаторами по вопросу поддержки ими президентских проектов внутренних реформ в экономике в обмен за отказ от доктрины Дж.Маккейна. Очень может быть, но первичным в данном случае нам видится удар, который президент планирует нанести  тем самым  «ястребам»-республиканцам  в Сенате и одновременно по набирающему силу главе Пентагона Дж.Мэттису. Отметим, что эта атака началась после серьезных рокировок в администрации Д.Трампа, а это может означать разрыв связки Дж.Мэттис-Белый дом с усилением роли госсекретаря Р.Тиллерсона. И разговоры о возможной  отставке последнего  мы бы отнести как раз к отголоскам этой борьбы, которые безусловно вбрасываются оппонентами главы американской дипломатической службы.

Напомним, что согласно нынешней афганской концепции Пентагона наращивание сил и средств необходимо для того, чтобы поддерживать в достаточной степени готовности и потенциала две основные миссии в Афганистане. Это операция поддержки, то есть тренировки, экипировки  и обеспечения в рамках подготовки афганских силовиков. Кстати, последние на сегодня достигли в своей численности 352 тысяч человек. Эту миссию предлагается развернуть под флагом НАТО, ради чего собственно партнерам по альянсу и предлагается нарастить свое присутствие в Афганистане. Реакция партнеров более чем сдержанная, генсек НАТО Йенс Столтенберг предлагает рассмотреть данный вопрос только к началу следующего года. Причем «рассмотреть» совершенно не означает «решить». Особенно с учетом того, что, по последним аналитическим докладам НАТО, афганская армия в большинстве своем совершенно небоеспособна, и вывод американских войск «без надлежащей компенсации» (очень интересный термин; узнать бы еще, что он значит на языке бюрократов из Брюсселя) приведет фактически однозначно к переходу практически всех крупных населенных пунктов и центров провинций под контроль талибов и ИГ. Вторая миссия будет заниматься борьбой с радикалами и террористами из «Талибана» и «Исламского государства». Это будет практически чисто американская функция с американским командованием, силами и естественно контролем. Подразумевается массовое присутствие американских военных инструкторов на уровне бригад (сейчас на уровне корпусов), что должно повысить уровень боевого слаживания и оперативного взаимодействия на тактическом уровне. В принципе, американские военные планируют перенести практически на всю афганскую армию опыт своего присутствия в войсках спецназа ВС Афганистана, где американцы присутствуют чуть ли не на ротном уровне. Численность этих войск составляет сейчас 12 тысяч военных, они считаются наиболее боеспособными. Другими словами, американским военным предлагается поучаствовать в активных боевых действиях в составе афганских подразделений «на земле», что однозначно приведет к резкому повышению уровня боевых потерь. Этот момент администрации Д.Трампа и значительной части сенаторов не нравится.  Одновременно с этим Пентагон по согласованию с афганским президентом предполагает  увеличить численность афганского спецназа вдвое с таким расчетом, чтобы сделать их основной ударной силой в каждом административном центре при общей поддержке обычных войск. Кроме того, предусматривается резкое усиление в течение ближайших четырех лет численности и технического оснащения ВВС Афганистана. Другими словами, Пентагон разработал свою концепцию минимизации боевого потенциала талибов и усиления афганских вооруженных сил до уровня самодостаточности в обеспечении вопросов безопасности. Срок реализации этого плана рассчитан на четыре года. Первые свежие силы американцев должны были прибыть в страну еще в середине июля и сразу же принять активное участие в летнем наступлении на талибов в рамках широкомасштабной операции «Мансури». Пока мы этого не наблюдаем, более того в Вашингтоне еще взвешивают все «за» и «против». В данном случае уязвимой точкой концепции Пентагона следует считать анализ в ней исключительно военных факторов без всякого учета страноведческого аспекта в рамках противостояния Индии и Пакистана на афганской площадке;  интересов КНР, резкого усиления иранского влияния, и т.п. Американские генералы в данном случае действуют по военному прямо и без затей: они оценивают количество сил противника и рассчитывают силы и средства для его уничтожения. При этом предполагается, что талибы будут сидеть в укрепрайонах, ждать атаки и обороняться до последнего патрона. Так их учили в академиях. Эта концепция уже не сработала  в течение последних пятнадцати лет и непонятно, почему она должна сработать сейчас. 24 тысячи военнослужащих афганского спецназа не в состоянии поменять ситуацию на поле боя в принципе при учете того, что вся остальная армия является не просто мало боеспособной, но и ненадежной. При этом число населения, которое поддерживает далеко не центральную власть в Кабуле приближается к 70 процентам.

В этой связи возникла альтернативная концепция, которую похоже сформулировал все-таки Р.Тиллерсон с явной опорой на часть сенаторов. Она подразумевает фиксацию числа американских военных в Афганистане на прежнем «обамовском» уровне с концентрацией их в крупных городах. Участие в боевых действиях таким образом концентрируется в основном на  ударах с воздуха при помощи авиации и беспилотников. Наряду с этим начинается отход от тактики изолирования Исламабада от процесса внутриафганского урегулирования и активизация полуофициальных переговорных форматов со участниками конфликта. В Госдепартаменте совершенно справедливо пришли к выводу о том, что решение афганского конфликта без Исламабада невозможно. Вот собственно почему делегация Госдепа и едет сейчас в том числе в Пакистан. Она зондирует позиции пакистанцев, афганцев и индусов на сегодняшний момент. Рискнем предсказать, что в Исламабаде американцы услышат примерно следующее: войска США должны выйти из Афганистана, а пропакистанская часть талибов должны быть инкорпорирована во власть. Такая позиция обусловливается двумя основными соображениями пакистанской верхушки и военных.

  1. Инкорпорация талибов во власть является необходимым условием ликвидации потенциальной угрозы попадания Кабула под влияние Нью-Дели.
  2. Присутствие представителей «Кветтской шуры» в исполнительной власти Афганистана полагается в Исламабаде достаточным условием для того, чтобы закрыть тему попыток образования «Великого Пуштунистана» (с учетом афганских и пакистанских зон традиционного расселения пуштунов), которую сейчас активно реанимируют некоторые силы в Кабуле в качестве адекватного ответа на пакистанское вмешательство. Одновременно приход талибов отвечает гарантиям безопасности логистики «Нового Шелкового пути» с КНР и центральноазиатскими республиками.

В данном случае США пойти пока на это не могут. Для этого им необходимо сменить нынешнее руководство в Кабуле, как минимум, которое на сегодня выступает резко против любой формы участия Пакистана в формате внутриафганского урегулирования. Одновременно еще будет необходимо убедить Индию пойти на такую схему регионального усиления Исламабада и отказаться от практики стимулирования индийскими спецслужбами сепаратистского движения в Белуджистане.  Ну и конечно американцам надо смириться с фактом того, что пакистанцы прятали у себя основных лидеров «Аль-Каиды» и «Талибана», а также поощряли террористическую активность против американских военных в Афганистане со стороны той же «сети Хаккани». Все эти условия являются для американской дипломатии непреодолимым препятствием. Эксперты в этой связи указывают на то, что все концепции США страдают одним и тем же недостатком. Они предусматривают управление конфликтом, а не поиск путей выхода из него. В этой связи большинство американских экспертов сходится во мнении, что афганское направлении останется скорее всего на втором плане в списке приоритетов нынешней администрации после сирийского и северокорейского. А это означает достижение некой промежуточной концепции действий. Скорее всего серьезного усиления воинского контингента США не будет. При этом американцы резко интенсифицируют удары с беспилотников в «зоне племен» с рейдами спецназа в ближнем пограничные и основных узлах сопротивления. Начнутся неофициальные попытки вовлечения Пакистана в диалог, при этом будет учитываться, что меры прессинга на Исламабад Вашингтон фактически исчерпал. По крайней мере, так утверждает Госдеп, который указывает, что дальнейшее снижение уровня военной помощи Пакистану ставит под угрозу гарантии безопасности  ядерного арсенала этой страны. На сегодня одной из главных задач Вашингтона будет снижение через диалог с Исламабадом уровня союзнических отношений между Пакистаном и Ираном, что нам представляйся мало реализуемой задачей. Но в общем и целом ситуация в Афганистане вряд ли претерпит кардинальные изменения и будет характеризоваться по-прежнему высоким уровнем боевой и террористической активности со стороны пропакистанской части талибов. При этом четырехгодичная программа модернизации афганских вооруженных сил будет запущена, однако многие эксперты сомневаются  в ее эффективности .

52.23MB | MySQL:103 | 0,485sec