Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 июля – 6 августа 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. Представители Минобороны России и сирийской оппозиции при посредничестве Египта достигли договоренности о порядке функционирования третьей зоны деэскалации, расположенной к северу от города Хомс. Продолжается конфликт между Катаром и «арабской четверкой» – Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом и Бахрейном.

В Сирии представители Минобороны России и умеренной сирийской оппозиции при посредничестве Египта достигли в Каире договоренности о порядке функционирования третьей зоны деэскалации, расположенной к северу от города Хомс в центральной части республики. В новую зону вошло 84 населенных пункта с населением более 147 тыс. человек. Объявлено, что режим прекращения боевых действий в зоне «Хомс» не распространяется на формирования террористических группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра» (обе запрещены в РФ). Сообщается также об открытии правительственной трассы Хомс–Хама для гражданского транспорта.

В юго-западную часть Сирии переброшено свыше 400 российских военных полицейских, которые начали контролировать соблюдение режима прекращения огня в зоне деэскалации в провинциях Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. Перемирие на юго-западе Сирии, договоренность о котором была утверждена президентами США и России Д. Трампом и В. Путиным в Гамбурге 7 июля, соблюдается уже три недели, и этот факт обнадеживает, сообщил в 4 августа спецпредставитель президента США в коалиции по борьбе с ИГ Б. Макгурк. По его словам, США будут открыты для достижения новых договоренностей по урегулированию ситуации в Сирии, если такая возможность представится.

По оценке российского МИД, процесс создания зон деэскалации в Сирии позволил значительно снизить уровень напряженности и сковать террористическую активность.

Тем временем в ряде провинций Сирии продолжаются боевые действия правительственных войск и союзных им сил с вооруженными формированиями террористических и экстремистских группировок. Бойцы сирийской армии и отряды ополченцев вошли в оставленный боевиками ИГ город Эс-Сухна, расположенный в провинции Хомс в 70 км к северо-востоку от Пальмиры. Этот город был важнейшим укрепленным пунктом джихадистов на автодороге, соединяющей Пальмиру и Дейр эз-Зор. Взятие Эс-Сухны считается важным этапом для правительственных сил на пути к отвоеванию города Дейр-эз-Зор. На минувшей неделе правительственные войска продолжали наступление против сил боевиков ИГ вдоль южного берега реки Евфрат. Бои велись также в районе Дамаска, в провинциях Хама, Дейр-эз-Зор, Эс-Сувейда, Алеппо и Латакия.

Преимущественно курдские формирования Сил демократической Сирии при массированной поддержке авиации западной коалиции во главе с США вытеснили боевиков ИГ примерно из половины территории города Ракка. По информации командования ВС США, в Ракке действуют порядка 2 тыс. боевиков ИГ. Сообщается, что авиаудары коалиции приводят к гибели большого числа мирных жителей Ракки и провинции Дейр эз-Зор.

США и Россия разделяют общую заинтересованность в борьбе с терроризмом, включая ИГ, заявил 1 августа глава американской дипломатии Р. Тиллерсон. Он подчеркнул, что речь идет, в том числе, и о борьбе с террористами на территории Сирии. По словам Тиллерсона, Вашингтон открыт для обсуждения с Москвой последовательности шагов, необходимых для преодоления конфликта в Сирии. При этом он подчеркнул, что США выступают за сохранение «единой, а не разделенной Сирии» выработку в этой стране новой конституции, проведение «свободных и справедливых выборов», и появление «нового руководства». «И наше мнение по-прежнему заключается в том, что у режима Асада нет роли в будущем управлении Сирией». Р. Тиллерсон также утверждал, что поддержка Россией правительства в Дамаске во главе с Асадом является «неприемлемой», а силы Ирана и связанные с ними группировки должны покинуть территорию Сирии. Госсекретарь отметил, что США поддерживают формат межсирийских переговоров в Женеве, однако считают, что условий для проведения нового раунда диалога о будущем сирийской власти пока нет.

Международное сообщество не станет оказывать помощь Сирии в реконструкции, пока у власти находится нынешний президент страны Б. Асад, заявил 5 августа спецпредставитель президента США в коалиции против «Исламского государства» Б. Макгурк. Американский дипломат сообщил, что, по мнению МВФ, Сирии на реконструкцию понадобится более 2 млрд долларов.

Россия рассчитывает на продолжение контактов с США по Сирии в военной и политической сфере, заявил 6 августа министр иностранных дел России С. Лавров по итогам встречи с госсекретарем США Р. Тиллерсоном в Маниле.

Турция намерена возобновить и расширить зону проведения военной операции «Щит Евфрата» на севере Сирии, заявил 5 августа глава турецкого государства Р. Т. Эрдоган.

В Ливане 2 августа завершился вывод боевиков «Джебхат ан-Нусры» из горного района Арсаль у ливано-сирийской границы. 1116 боевиков вместе со своими родственниками (всего 7,8 тыс. человек) были вывезены в населенный пункт Флита на сирийской территории, откуда они перебрасываются в провинцию Идлиб на севере САР, находящуюся под контролем бандформирований. Тем самым завершилась операция отрядов союзной сирийскому правительству ливанской «Хизбаллы» по разгрому бандформирований террористов, проводившаяся с 21 июля.

Тем временем ливанская армия 5 и 6 августа нанесла огневые удары по укреплениям, командным пунктам и базам террористов ИГ в окрестностях городов Рас-Баальбек и Эль-Каа на границе с Сирией. Ожидается, что в ближайшее время ВС Ливана начнут войсковую операцию против террористов. Ливанская армия достаточно вооружена и опытна для самостоятельной операции по освобождению пограничных с Сирией горных районов от боевиков ИГ, заявил 5 августа лидер «Хизбаллы» Х. Насралла. По его словам, командование ливанской армии медлит с началом основной фазы операции против ИГ «из-за политических решений в стране». Со своей стороны, командование ВС Ливана опровергло сообщения о том, что операция против боевиков ИГ в районе ливано-сирийской границе будет проводиться при взаимодействии с сирийскими войсками и силами «Хизбаллы».

Катар отвергает условия для диалога по выходу из кризиса, изложенные в заявлении глав МИД бойкотирующих эмират стран, по итогам недавней встречи в Манаме, сообщил 31 июля министр иностранных дел Катара М. Аль Тани. Кроме того, Катар подал жалобу во Всемирную торговую организацию в связи с торговой блокадой со стороны арабской «четверки», так как она нарушает правила ВТО. В то же время власти эмирата готовы к диалогу с бойкотирующими его арабскими государствами при условии уважения суверенитета страны, заявил 2 августа эмира Катара Тамим Аль Тани.

Турция и Катар проводят на территории эмирата совместные учения, в которых принимают участие более 250 турецких военнослужащих и не менее 30 единиц бронетехники, а также корабли ВМС двух стран.

Катар подписал 2 августа контракт на приобретение у Италии семи кораблей для национальных ВМС на сумму 5,91 млрд долларов. Заказ Катара предполагает строительство 4 корветов, корабля-амфибии и 2 патрульных кораблей, а также последующее их обслуживание на протяжении 15 лет.

2 августа Высший военный совет Турции принял решение назначить новых командующих Сухопутными войсками, ВВС и ВМС, а президент страны Р. Т. Эрдоган утвердил предложенные кандидатуры. Командующим Сухопутными войсками стал бригадный генерал Я. Гюлер, командующим ВВС — генерал-лейтенант Х. Кючюкакъюз, командующим ВМС — адмирал А. Озбал. Перестановки в армии, как отметил премьер-министр Турции Б. Йылдырым, обусловлены тем, что Анкара намерена усилить борьбу с террористическими группировками на своих южных границах.

Командующий Ливийской национальной армии маршал Х. Хафтар отдал 2 августа приказ ВМС и ВВС страны противодействовать морским кораблям, входящим в территориальные воды Ливии. Исключение сделано только «для торговых судов, которым разрешено швартоваться в ливийских портах». Распоряжение Хафтара последовало после того, как итальянский парламент одобрил совместную с Ливией миссию с участием кораблей ВМС Италии по борьбе с незаконной перевозкой людей. Предполагается, что на первом этапе миссия будет состоять из двух кораблей. Заявлено, что в задачи этой миссии входит техническая поддержка в выявлении незаконных перевозчиков мигрантов в Сицилийском проливе. 2 августа Палата представителей (международно признанный ливийский парламент), заседающая в Тобруке, обвинила Рим в нарушении суверенитета страны и обратилась в Совбез ООН с просьбой указать итальянской стороне на необходимость соблюдения международного законодательства. В то же время правительство Италии считает «не заслуживающими доверия» предписываемые Хафтару заявления об обстреле кораблей, входящих в территориальные воды Ливии.

Национальное собрание Пакистана 1 августа большинством голосов поддержало назначение экс-министра нефти и природных ресурсов Ш. Х. Аббаси новым премьер-министром страны. Аббаси будет занимать пост временно – около полутора месяцев, — пока в парламент страны в ходе довыборов не изберется преемник отставленного премьера Н. Шарифа, его младший брат Шахбаз Шариф. Такая схема передачи власти была согласована руководством правящей в стране партии – Пакистанской мусульманской лиги (Н) и одобрена лично Н. Шарифом. Сам Ш. Шариф в настоящее время является главой правительства провинции Пенджаб. Чтобы иметь возможность стать премьер-министром, он должен получить мандат депутата Национального собрания. 4 августа новое правительство Пакистана, возглавляемое Ш. Х. Аббаси, приняло присягу и официально начало свою работу.

Власти Ирана обвинили США в нарушении положений ядерной сделки с ведущими мировыми державами (2015г.) из-за введенных 18 июля в отношении Тегерана американских санкций. Кроме того, американская администрация продолжает дебатировать вопрос о том, выходить или нет из этого соглашения с Ираном, сообщил 1 августа госсекретарь США Р. Тиллерсон. По его словам, президент Д. Трамп ясно сигнализировал о своей «неудовлетворенности» ядерным соглашением с ИРИ. 2 августа Д. Трамп подписал принятый Конгрессом США закон, предусматривающий ужесточение односторонних американских санкций в отношении России, Ирана и КНДР.

Президент Ирана Х. Роухани 5 августа официально вступил в должность главы исполнительной власти страны. На церемонии инаугурации присутствовали делегации из 100 иностранных государств, в том числе из Великобритании, ФРГ, Франции и России. В своей речи при вступлении в должность Роухани заявил, что Иран не станет нарушать ядерное соглашение, но ответит на его нарушения со стороны США. Он назвал это соглашение и последующее снятие эмбарго с ИРИ одним из главных достижений действующего правительства.

Правительственные силы Ирака 1 августа начали операцию против террористов ИГ в районе Талль-Афара к северо-западу от Мосула. Этот город и прилегающая к нему местность считается одним из наиболее крупных оплотов джихадистов на севере Ирака после освобождения Мосула. В операции задействованы около 40 тыс. бойцов регулярной армии, федеральной полиции и антитеррористические подразделения.

По информации СМИ, в Джидде было совершено покушение на жизнь наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана. Убить наследника престола планировал один из саудовских принцев. Сообщается, что покушавшийся арестован. Сам принц Мухаммед бен Салман не пострадал.

 

Приложение

 

 

О вооруженных силах Туниса

 

 

Правительство Туниса, учитывая ограниченные людские, экономические и военные возможности страны, стремится решать имеющиеся проблемы и конфликтные ситуации, порой возникающие в отношениях с соседними государствами, политическими методами, путем диалога, чтобы не допустить эскалации напряженности при решении спорных межгосударственных вопросов, а тем более решать их силовыми методами. Военно-доктринальные установки тунисского руководства носят сугубо оборонительный характер. Тунис никогда не стремился и не стремится к созданию крупных и мощных ВС, а в случае внешнего нападения или его угрозы рассчитывает на помощь со стороны Запада, прежде всего США и Франции. В то же время Тунис не идет на подписание с ними формальных договоров о совместной обороне.

На сегодняшний день основную внешнюю угрозу безопасности республики, которая требует использования военной силы, представляют вооруженные экстремистские и террористические исламистские группировки, действующие как в соседних с Тунисом странах, так и на территории республики. Так, повышенного внимания требует нестабильная обстановка в Ливии, особенно деятельность в этой стране различных вооруженных группировок. Неспокойная обстановка сохраняется и на границе с Алжиром. Отметим также, что в период после революции 2011г. произошло возрастание роли армии в деле обеспечения внутренней безопасности и стабильности в стране.

На сегодняшний день вооруженные силы Туниса состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Они насчитывают 35,8 тыс. человек. Большая часть личного состава армии (23,4 тыс. человек) представлена военнослужащими, проходящими службу по призыву (12 месяцев). Военный бюджет страны в 2015 г. составил 620 млн долларов или 1,42% от ВВП. В Тунисе также имеется национальная гвардия МВД (12 тыс. человек).

Верховным главнокомандующим ВС Туниса является президент республики. Министерство национальной обороны возглавляет гражданское лицо. МНО осуществляет общее руководство армией, отвечает за вопросы ее строительства и использования, боеготовность, комплектование личным составом, подготовку резервных компонентов, материально-техническое обеспечение и закупку вооружений. В военно-административном отношении территория республики разделена на четыре военных округа: Тунис, Бизерта, Сфакс и Сахара.

Сухопутные войска (27 тыс. чел.) являются основным видом вооруженных сил. В их боевом составе имеется пять бригад (механизированных – 3, спецназа — 1, верблюжьей кавалерии «Сахара» — 1) и инженерный полк. Большинство частей дислоцировано вблизи крупных городов, а бригада «Сахара» размещена в приграничном районе на юге страны. На вооружении состоит 84 средних танка М60, 48 легких танков SK-105 «Кирасир», 115 артиллерийских орудий, 139 минометов, 635 ПУ ПТУР, 26 ЗРК ближнего действия «Чапарэл», 60 ПЗРК, до 400 БТР и 72 боевые бронированные машины. Вооружение и военная техника представлены американскими, французскими, итальянскими, китайскими, австрийскими, шведскими, югославскими и британскими образцами.

Сухопутные войска подготовлены главным образом к ведению оборонительных действий ограниченного характера по прикрытию отдельных участков государственной границы. В последние годы армия часто привлекается для проведения контртеррористических операций. Требует улучшения качество управления войсками, организация тыла и МТО. Имеются проблемы с техобслуживанием и ремонтом техники. Недостаточно высоким является уровень подготовки лиц, проходящих службу по призыву. На сухопутные войска возложены также задачи противовоздушной обороны страны. Однако имеющиеся средства ПВО обладают очень ограниченными возможностями. Существующая сеть РЛС не позволяет эффективно контролировать воздушное пространство страны.

На вооружении ВВС (4,0 тыс. человек) имеется 10 истребителей-бомбардировщиков F-5 и 3 учебно-боевых самолета этого типа. Кроме того, имеется 56 учебных самолетов, из которых 22 могут использоваться в качестве легких штурмовиков. Также на вооружении состоят 25 военно-транспортных самолетов, 6 боевых, 24 разведывательно-ударных и 83 многоцелевых и транспортных вертолетов. Авиатехника представлена американскими, чешскими, итальянскими и французскими образцами. Тунисские ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи в вопросах технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

Корабельный состав ВМС (4,8 тыс. чел.) представлен примерно 40 боевыми катерами, в том числе тремя ракетными. Также имеется 5 вспомогательных судов. В оперативном подчинении флота находится Береговая охрана МВД (30 патрульных катеров). Главная база ВМС – Бизерта. Для оказания содействия флоту из состава ВВС выделено 18 вертолетов, способных решать поисково-спасательные и противолодочные задачи. Корабельный состав представлен французскими, немецкими, итальянскими, китайскими и американскими катерами. Главной задачей ВМС является патрулирование прибрежных вод с целью пресечения нелегальной иммиграции и противодействия терроризму.

Главный партнер Туниса в военной сфере – США. Тунисские вооруженные силы в значительной степени оснащены американской техникой. США оказывают содействие в подготовке кадров ТНА, поставляют вооружение и военную технику. Тесные военные связи поддерживаются с Францией и Италией, другими странами НАТО, которые поставляют вооружение и военную технику, оказывают содействие в подготовке кадров.

В 2014 г. США поставили тунисским военным автомашины «Хамммер», дизельные генераторы и бронежилеты на сумму 60 млн долларов. На следующий год из США поступили 52 автомашины «Хамви» и патрульный катер. В 2016 г. был подписан контракт на поставку на поставку новой партии беспилотников «Скан Игл» для тунисского спецназа. В январе 2017г. начались поставки 13 РЛС для мониторинга обстановки на морском побережье Туниса. Отметим, что программа размещения РЛС вдоль сухопутных и морских границ республики (в первую очередь с Ливией) является приоритетной для тунисского правительства «в рамках борьбы с незаконной миграцией, инфильтрацией террористов и особенно контрабандой». В феврале 2017г. ВС Туниса приняли первые шесть из 24 заказанных в США легких разведывательно-ударных вертолетов Bell OH-58D. Получают развитие военно-технические связи с Турцией. Так, в июне 2017г. тунисская армия получила первые колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой типа Edjer Yalçin (всего заказано 70 машин).

На всем протяжении истории независимого Туниса армия не играла роли в политической жизни государства, но являлась инструментом, который власти при необходимости использовали для наведения порядка и поддержания стабильности в стране.

После смены режима в 2011 г. Тунисская национальная армия (ТНА) стала той силой, которая сумела остановить разрастание беспорядков и стабилизировать ситуацию в стране. В последующем армия, оставаясь «вне политики», неоднократно привлекалась для решения задач по поддержанию порядка. ТНА «расценивается новыми светскими властями страны как основной гарант сохранения стабильности и противодействия угрозам исламистской экспансии как из-за рубежа, так собственно, и изнутри». Так, в июне 2017 г. по декрету президента республики территория примерно 20 жизненно важных объектов инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса получили статус закрытых военных зон. Это решение было принято после того, как в апреле-мае с. г. по южным провинциям республики прокатилась волна протестных выступлений, участники которых требовали предоставления им работы и проведения экономических реформ, направленных, прежде всего, на улучшение уровня жизни и решения проблемы безработицы в наиболее депрессивных регионах страны. В ходе массовых акций манифестанты неоднократно проникали на территорию объектов газо- и нефтедобычи, препятствуя их работе. В результате многодневных блокирований производства власти Туниса были вынуждены привлечь к охране объектов армию.

Многие политики в стране опасаются повторения тунисскими военными «египетского опыта». Вместе с тем подчеркнем, что, тунисские военные вряд ли пойдут по пути египетских коллег и не станут брать власть в республике в свои руки.

Тунисская армия регулярно проводит в северо-западных районах страны вблизи границы с Алжиром войсковые операции против вооруженных отрядов экстремистских исламистских группировок. Аналогичные операции проводятся и у границы с Ливией. Руководство Туниса отдало распоряжение о создании буферных зон на юге республики на границах с Алжиром и Ливией в целях борьбы с терроризмом и контрабандой оружия. На границе с Ливией в 2016 г. завершено строительство системы заграждений длиной 220 км.

21.94MB | MySQL:65 | 0,501sec