О результатах первого тура президентских выборов в Иране

Состоявшиеся в Иране 17 июня с.г. президентские выборы не выявили победителя в первом туре, поскольку ни одному из семи представленных кандидатов (восьмой кандидат – бывший главком Корпуса стражей исламской революции М.Резаи снялся с дистанции за день до голосования и был вычеркнут из избирательных бюллетеней) не удалось набрать более 50% голосов. По итогам первого тура президентских выборов, опубликованным Центральной избирательной комиссией МВД Ирана и получившим утверждение в Наблюдательном Совете – органе, осуществляющем функции контроля за выборами, голоса избирателей распределились следующим образом:

1. председатель Совета по определению целесообразности принимаемых решений А.А.Хашеми-Рафсанджани – 6 млн. 190 тысяч 132 голоса (21,08%);

2. мэр Тегерана М.Ахмадинежад– 5 млн. 718 тысяч 129 голосов (19,3%);

3. бывший спикер парламента М.Кярруби – 5 млн. 073 тысячи 800 голосов (17,2%);

4. бывший командующий Силами охраны правопорядка М.Галибаф – 4 млн. 083 тысячи 973 голоса (13,89%);

5. бывший министр науки и образования М.Моин – 4 млн. 075 тысяч 049 голосов (13,86%);

6. бывший руководитель Организации радио и телевидения А.Лариджани – 1 млн. 744 тысячи 292 голоса (5,9%);

7. вице-президент Ирана, руководитель Организации физвоспитания М.Мехрализаде – 1 млн. 290 тысяч 799 голосов (4,4%);

По данным МВД Ирана, из обладающих правом голоса в Иране 46 млн. 786 тысяч 418 человек в президентских выборах приняли участие 29 млн. 400 тысяч 860 избирателей, явка составила около 63%. Теперь, в соответствии с Законом о выборах, 24 июня с.г. предстоит второй тур голосования, в котором примут участие два кандидата, набравших максимальное количество голосов – А.А.Хашеми-Рафсанджани и М.Ахмадинежад.

Итоги выборов в Иране явились во многом неожиданными как для местных политологов, так и для мировой общественности. Главная сенсация исходит от одного из явных аутсайдеров на протяжении всей предвыборной кампании – ультра-консервативного мэра г.Тегеран М.Ахмадинежада, сумевшего пробиться во второй тур, опередив своих более популярных и раскрученных конкурентов. Примечательно, что по Тегерану популярный и относительно молодой (49 лет) неоконсерватор вообще стал первым с 32% голосов, обогнав безусловного лидера президентской гонки А.А.Хашеми-Рафсанджани (24% голосов). Ранее во второй тур в соперники А.А.Хашеми-Рафсанджани (его лидерство сомнений не вызывало) практически все эксперты прочили фигуру реформаторского кандидата М.Моина или харизматического представителя правоохранительных органов М.Галибафа, реже называлось имя консерватора А.Лариджани. Само проведение второго тура сенсацией не стало, поскольку к финишу предвыборного марафона разрыв между А.А.Хашеми-Рафсанджани и его ближайшими преследователями стал резко сокращаться.

Еще одной неожиданностью в ходе нынешней предвыборной кампании стала относительно высокая, вопреки пессимистическим прогнозам, избирательная явка. Он составила в целом по стране около 63%, хотя западные аналитики предсказывали менее 40%. Столь высокий показатель явился результатом последовательной психологической работы руководства страны с избирателями: призыв властей, изобилующий патриотическими лозунгами сработал на 100 процентов. Подействовали слова Верховного лидера ИРИ А.Хаменеи о том, что необходимо явиться к избирательным урнам, чтобы проголосовать не за конкретного кандидата, а в поддержку исламского строя, иранской конституции и национальных интересов. Кроме того, в обратном направлении были умело использованы попытки «некоторых внешних сил» сорвать президентские выборы: удалось мобилизовать население, в том числе с помощью военных структур и народного ополчения «Басидж». На этом фоне, однако, бросается в глаза низкая явка в иранской столице – она составила менее 50%.

Не обошлось и без протестных заявлений некоторых кандидатов, требующих пересмотра результатов первого тура. Несмотря на то, что в отведенные на обжалование результатов три дня после дня голосования (18-20 июня с.г.) в Наблюдательный Совет не было подано ни одной официальной заявки протеста, тем не менее, реформаторские кандидаты выступили с обвинениями о подтасовке результатов и использовании некоторыми кандидатами государственного ресурса. Суть этих обвинений в том, что шедший долгое время (в ходе подсчета голосов) со вторым результатом умеренно-реформаторский кандидат М.Кярруби, которого в самый последний момент обошел М.Ахмадинежад, выступил с обвинением об имевшем место «организованном вмешательстве некоторых военных структур» в избирательный процесс, пояснив, что Корпус стражей исламской революции и народное ополчение «Басидж» получили команду голосовать за М.Ахмадинежада. Он также заявил о своем уходе со всех занимаемых ранее официальных постов и намерении создать вне государственной системы собственную партию общенационального масштаба, главная цель которой – продвижение демократии в Иране. Он потребовал пересчета голосов в крупных иранских городах (Тегеран, Кум, Исфаган, Мешхед), однако все эти требования Наблюдательным Советом так и не были удовлетворены. Этот орган ограничился лишь формальным расследованием в вышеназванных городах и заявил, что дополнительная проверка никаких серьезных фальсификаций не выявила.

20 июня с.г. в Иране возобновилась агитационная кампания в пользу двух участников второго тура президентских выборов. Она продлится два дня и будет прекращена за 24 часа до начала голосования. В сегодняшних схемах и рейтингах экспертов А.А.Хашеми-Рафсанджани по-прежнему остается безусловным лидером президентской гонки. Его сопернику, выход которого на авансцену здесь считают во многом случайным, прочат разгромное поражение во втором туре выборов. Однако, как представляется, картина не столь однозначная. О реальных предпочтениях электората, голосовавшего в первом туре за других кандидатов, судить достаточно сложно. В общим чертах считается, что реформаторский электорат должен либо поддержать А.А.Хашеми-Рафсанджани, либо проигнорировать второй тур. Радикально-консервативные силы, вероятно, поддержат М.Ахмади-Нежада. Однако вопрос о том, к кому могут отойти голоса умеренно-консервативных и центристских сил, пока остается открытым.

62.83MB | MySQL:102 | 0,520sec