«Китайский» опыт военно-технического сотрудничества с Турцией и вероятные поставки российских зенитно-ракетных систем С-400 официальной Анкаре

Как известно, официальная Анкара еще в марте 2007 г. впервые объявила тендер на поставку зенитно-ракетных систем (ЗРС) средней дальности нового поколения, которые необходимы для обеспечения неприкосновенности воздушных границ Турецкой Республики (ТР). Кроме того, в 2011 г. после начала активных боевых действий на территории Сирийской Арабской Республики руководство ТР реально опасалось, что Башар Асад отдаст приказ на применение баллистических ракет для нанесения ударов по центрам подготовки исламистов, расположенным на турецкой территории.

В борьбе за турецкий контракт участвовали ЗРС «Красное знамя 9» (пр-во «Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации»), «Астер-30» (пр-во европейского консорциума MBDA) и MIM-104 РАС-2 (пр-во американской компании Raytheon). Следует отметить, что российская ЗРС С-300 производства концерна ВКО «Алмаз-Антей» первой выбыла из конкурентной борьбы, поскольку турецкие чиновники откровенно заявили о «непомерно высокой» стоимости продукции российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) без анализа его возможностей и сопоставления с продукцией других участников тендера.

По данным китайских обозревателей, первоначальная стоимость контракта, заявленная официальной Анкарой варьировалась от 3,4 до 4,0 млрд долл. США с учетом предложений от поставщика. На увеличение суммы выплат могли повлиять большее количество пусковых установок и ракет в боекомплекте, а также передача ключевых технологий и помощь представителям ОПК ТР в организации лицензионного производства новой ЗРС.

После шести лет переговоров с поставщиками из Европы, США и КНР турецкие военные в сентябре 2013 г. вынесли решение в пользу  «Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации», руководство которой согласилось за 3,4 млрд долл. США поставить 4 дивизиона ЗРС «Красное знамя 9» и еще 288 дополнительных ракет в боекомплекте. Однако, вопрос о передачи «чувствительных» технологий остался в «подвешенном состоянии», поскольку китайские специалисты понимали, что фактически окажут «бесценную помощь» турецким техническим специалистам, которые потенциально нарушат авторские права в ближайшем будущем.

В итоге турецкая сторона уже в ноябре 2015 г. аннулировала результаты тендера и сообщила, что национальные компании Aselsan и Roketsan самостоятельно разработают радиоэлектронные системы и ракеты для ЗРС национального производства. Официальной причиной отказа стало то, что на территории Турции находится несколько центров радиолокационной разведки НАТО, которые нельзя подключить к системе управления ЗРС китайского производства. Китайские специалисты отмечают, что на территории ТР создана самая плотная сеть центров радиотехнической/радиолокационной разведки среди всех стран-членов НАТО, которая позволяет собирать огромный массив данных о всех воздушных судах, находящихся как в воздушном пространстве Турции, так и на удалении более 500 км от границы.

В результате срыва «турецкого» контракта, в распоряжении китайских оружейников остались четыре дивизиона ЗРС «Красное знамя 9», которые после внедрения в состав более эффективной РЛС управления огнем НТ-233 получили обозначение FD-2000. Именно благодаря отказу ТР, китайские производители смогли досрочно закрыть контракт на поставку одного дивизиона (восемь пусковых по четыре ракеты)  ЗРС FD-2000 в Туркменистан, который был подписан еще в 2014 г. на ежегодной выставке вооружений и военной техники ВВС в г.Чжухай. В комплекте к ЗРС было поставлено 96 зенитных управляемых ракет.

Благодаря оперативной поставке рассматриваемых ЗРС подразделения ПВО ВС Туркменистана смогли 26 марта 2016 г провести учения с показательными стрельбами по воздушным мишеням, на которых присутствовали представители ВС Турции. По сообщениям СМИ КНР, в указанных стрельбах были задействованы ЗРС малой дальности «Красное знамя 12» (экспортное обозначение KS-1A).

Представляется возможным указать тактико-технические характеристики (ТТХ) упомянутых ЗРС китайского производства.

Таблица 1.

Сравнение ТТХ ЗРС китайского производства

Характеристики/модель FD-2000 KS-1A
Максимальная дальность обнаружения цели (км) 200 60
Модель РЛС НТ-233 Н-200
Дальность обстрела  (км) От 7 до 125 От 7 до 42
Высота обстрела (км) 0,025 – 18 От 0,5 до 25
 Тип ракеты Двухступенчатая, твердотопливная Одноступенчатая, твердотопливная
Скорость ракеты (м/с) 1200
Максимальная перегрузка ракеты (G) 22 20
Длина ракеты (м) 6,51 5,6
Диаметр ракеты (м) 0,47 0,4
Вес ракеты (кг) 1300 886
Вес боевой части (кг) 180 100
Количество ракет на пусковой 4 2
Количество пусковых в батарее 4 4
Количество ракет в боекомплекте 48 18

Следует отметить, что обе системы позволяют осуществлять перехват аэродинамических целей, однако более современные ракеты ЗРС FD-2000 обеспечивают перехват крылатых ракет во всем диапазоне высот за счет кинетической боевой части. По сообщениям китайских наблюдателей, присутствовавших на данных стрельбах, представители ВС Турции выглядели озадаченными, поскольку если бы руководство не отказалось от приобретения ЗРС китайского производства, то ситуации со сбитым фронтовым бомбардировщиком ВКС РФ Су-24 могло и не быть.

Следует отметить, что успешный «туркменский» контракт китайских производителей позволил подписать в 2017 г. с представителями Катара соглашение на поставку очередной партии ЗРС «Красное знамя 9» в обмен на поставку 150 млн куб. м газа.

Спустя шесть месяцев после упомянутых стрельб в Туркменистане турецкая сторона впервые выразила интерес к продукции концерна ВКО «Алмаз-Антей», а именно ЗРС С-400, дальнобойные ракеты которого имеют максимальную дальность пуска 400 км, максимальную высоту 30 км и способны перехватывать даже баллистические ракеты средней дальности. Представители ОПК КНР признают, что С-400 более современная система чем «Красное знамя 9» (он же FD-2000) и соглашаются, что сравнение этих двух ЗРС будет не в пользу китайского продукта.

Китайские специалисты отмечают, что если контракт на поставку ЗРС С-400 будет выполнен, то официальная Анкара получит в кредит размером 2,5 млрд долл. США четыре дивизиона С-400, каждый из которых способен одновременно обстреливать 36 воздушных целей из расчета две ракеты на одну цель.

По словам министра обороны ТР Фикри Ышыка, переговоры между Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом РФ В.В.Путиным  о поставке ЗРС С-400 вызвали серьезную озабоченность в НАТО, однако альянс не готов оказать помощь Анкаре в деле создания надежной и современной системы ПВО, которая позволит прикрыть всю территорию страны.

В случае если официальная Анкара не «пойдет на попятную» под давлением из НАТО и Вашингтона и реализует контракт, то ВС Турции станут третьими получателями российских ЗРС, поскольку первым покупателем является КНР, а вторым Индия. Китайские обозреватели отмечают, что контракт на поставку С-400 может быть сорван только из-за остаточной нестабильности в российско-турецких отношениях.

Как известно, КНР приобрела шесть дивизионов С-400 за 3 млрд долл. США, а Индия приобрела пять дивизионов уже за 6 млрд долл. США. Если провести сравнение стоимости всех «китайского», «индийского» и «турецкого» контрактов, то получается, что средняя стоимость одного дивизиона ЗРС С-400 для КНР составила 500 млн долл. США, для Турции 625 млн долл. США, а для Индии уже 1,2 млрд долл. США.

Разница в стоимости обусловлена тем, что российские специалисты создадут на территории Турции центр по обслуживанию и ремонту С-400, в котором будут собраны два из четырех дивизионных комплекта.  Высокая стоимость индийского контракта обусловлена тем, что официальный Нью-Дели получит техническую документацию и необходимое оборудование для самостоятельной сборки РЛС и зенитных ракет. Низкую стоимость «китайского» контракта можно объяснить тем, что НОАК приобретает не всю номенклатуру ракет и не заинтересована в получении технологий.

Китайские аналитики указывают, что благодаря дальности обнаружения воздушной цели радиолокационными станциями ЗРС С-400 турецкие военные не нуждаются в использовании созданной системы радиолокационной системы. Следующим полезным для Турции фактором является то, что ОПК этого государства получат доступ к технической составляющей зенитно-ракетной системы, которая оказалась устойчивой к воздействию систем радиоэлектронной борьбы ВС Турции. Представляется возможным согласиться с мнением китайских специалистов о том, что благодаря «турецкому» контракту доступ к российской технике могут получить и американские специалисты, которые до сих пор присутствуют на АвБ Инджирлик.

Как отмечают китайские наблюдатели, получение новых вооружений ПВО полностью отвечает устремлениям военно-политического руководства Турции, которое стремится реализовать «мечты о Великой Османской Империи».  Очевидно, что новые ЗРС необходимы официальной Анкаре как для прикрытия сирийской границы, так и для турецко-греческого участка государственной границы.

62.84MB | MySQL:102 | 0,554sec