Программа перестройки израильской гражданской администрации в Иудее и Самарии

Гражданская администрация («минхаль эзрахи») представляет собой структурное подразделение ЦАХАЛа, предназначенное для управления делами гражданского населения на территориях, находящихся под контролем Израиля, но не включенных в состав его суверенной территории. В настоящее время речь идет только об Иудее и Самарии (Западном береге, пользуясь арабской терминологией), однако в прошлом к территориям такого рода относились сектор Газа (находился под контролем Израиля в 1967-2005 гг.), Синайский полуостров (находился целиком под контролем Израиля в 1967-1979 гг., а частично – до 1982 года) и Голанские высоты (перешли под контроль Израиля в 1967 году, а в 1981 году включены в состав суверенной территории Израиля, после чего гражданская администрация на них была ликвидирована).

Первоначально гражданская администрация управляла делами почти исключительно арабов, проживающих на соответствующих территориях и не имеющих израильского гражданства, однако со временем численность израильских граждан, проживающих в Иудее и Самарии, сильно возросла. В настоящее время они составляют не менее 20% всего населения Иудеи и Самарии.

После подписания Норвежских соглашений в 1993 году и создания Палестинской национальной администрации (ПНА) под ее контролем оказалось подавляющее большинство арабского населения Иудеи и Самарии. Исключение составляют сравнительно малочисленные арабы, проживающие в так называемых «зонах С», оставшихся под полным израильским контролем. Что касается зон А (полный контроль ПНА) и В (гражданский контроль ПНА и военный контроль ЦАХАЛа), то израильская  гражданская администрация в них не действует. Все функции гражданского управления в этих зонах находятся в руках ПНА. Тем не менее, израильская гражданская администрация должна предоставлять определенные услуги и арабам, живущим в этих зонах. Прежде всего, речь идет о выдаче разрешений на работу на суверенной территории Израиля и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии. Помимо этого, гражданская администрация осуществляет строительство и поддержание используемых как евреями, так и арабами инфраструктур, проходящих через зоны С, к каковым относятся в первую очередь дороги, водопровод и линии электропередач.

За прошедшие десятилетия функции и структура израильской гражданской администрации в Иудее и Самарии серьезно изменились. Будучи жителем Иудеи и Самарии, автор может на основании личного опыта утверждать, что в последние годы гражданская администрация затрудняется справляться со своими функциями. Это создает значительные сложности для населения – как еврейского, так и арабского, которое при нынешней политической ситуации зависит в своей повседневной жизни от данной военно-административной структуры.

В этой связи Министерство обороны Израиля разработало широкомасштабную программу перестройки гражданской администрации в Иудее и Самарии. Это было сделано по распоряжению координатора действий израильского правительства на территориях генерал-майора Иоава Мордехая. Речь идет среди прочего об удвоении численности сотрудников гражданской администрации. 13 августа начнется обсуждение предложенной специалистами программы в канцелярии генерального директора Министерства обороны генерал-майора запаса Уди Адама.

Выступивший в качестве инициатора разработки этой программы генерал-майор Иоав Мордехай в прошлом был главой гражданской администрации. Теперь он усмотрел, что наличествующей в гражданской администрации рабочей силы явно недостаточно для выполнения необходимого объема работ. В частности он пришел к такому выводу после серии встреч с лидерами еврейских поселенцев.

Нехватка рабочей силы в гражданской администрации привела к тому, что целый ряд сфер деятельности в Иудее и Самарии очень запущены. Среди прочего речь идет о неспособности обеспечить на надлежащем уровне поставку воды еврейскому и арабскому населению, строительство дорог (существует серьезная перегрузка целого ряда важнейших дорог Иудеи и Самарии), доставку природного газа в расположенные в Иудее и Самарии израильские промышленные зоны (в них работают как евреи, так и арабы). Заметно также серьезное отставание развития системы вывоза мусора и удаления сточных вод, фактический распад системы выдачи разрешений на использование земельных участков и т.д..

25 лет назад в гражданской администрации работали 450 гражданских сотрудников. Они обслуживали 1 миллион арабов и порядка 100 тысяч евреев, проживавших в то время в Иудее и Самарии. В связи с подписанием Норвежских соглашений израильское правительство начало действовать в направлении постепенной ликвидации гражданской администрации. В основе этого решения лежало предположение, что потребность в гражданской администрации со временем отпадет (уместно напомнить о том, что левые, находившиеся в то время у власти в Израиле, полагали, что через считанные годы будет создано независимое палестинское арабское государство, которое возьмет на себя все функции управления соответствующими территориями). В результате такого подхода на сегодняшний день в гражданской администрации осталось всего порядка 200 сотрудников, которые должны обслуживать более полутора миллионов арабов и порядка 450 тысяч евреев. В дополнение к этому гражданской администрации приходится сейчас заниматься тем, чем до Норвежских соглашений, она не занималась: выдачей тысяч разрешений на работу в Израиле и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии палестинским рабочим (до Норвежских соглашений таких разрешений не требовалось. Арабы Иудеи и Самарии могли свободно перемещаться по суверенной территории Израиля.). Все это привело в итоге к тому, что гражданская администрация работает сейчас крайне неудовлетворительно.

Во введении к подготовленной специалистами Министерства обороны программе перестройки гражданской администрации, фрагменты из которой были опубликованы израильскими СМИ, особо подчеркнуто, что необходимость расширить масштабы работы гражданской администрации связана исключительно с профессиональными соображениями. Вместе с тем нельзя не заметить, что политические соображения тоже принимались в расчет составителями программы. Они исходили из основополагающего предположения, согласно которому как арабское, так и еврейское население останутся в Иудее и Самарии в обозримом будущем, а независимое палестинское арабское государство создано не будет. Соответственно гражданская администрация должна будет предоставлять административные услуги на надлежащем уровне обеим группам населения, а также обеспечивать строительство шоссе совместного пользования. Авторы программы считают, что предоставление услуг на надлежащем уровне обеим группам населения будет способствовать сохранению спокойной ситуации в сфере безопасности в Иудее и Самарии. Если же произойдут неожиданные политические перемены, то новые административные структуры, которые должны быть созданы в гражданской администрации, послужат новому учреждению, которое будет создано вместо нее.

Согласно предлагаемой программе, в ближайшие три года число сотрудников гражданской администрации должно быть постепенно увеличено с 200 до 400. Причем эти 400 служащих должны будут обслуживать только еврейское население Иудеи и Самарии. Еще 130 служащих гражданской администрации будут обслуживать арабское население.

Предложенная программа должна быть утверждена министром обороны Авигдором Либерманом, лидером партии «Наш дом – Израиль», и его заместителем, ответственным за гражданскую администрацию, Эли Бен-Даханом, представляющим тесно связанную с поселенческим движением религиозно-сионистскую партию «Еврейский дом». Как сообщается израильскими СМИ, заместитель министра обороны Эли Бен-Дахан уже сейчас активно поддерживает это программу. В дополнение к этому он считает необходимым постепенное превращение гражданской администрации в сугубо гражданский орган. Эли Бен-Дахан считает, что, в конечном счете, все обслуживание израильского населения, проживающего в Иудее и Самарии, должно осуществляться соответствующими министерствам израильского правительства, как уже было сделано в сфере просвещения.

Обсуждение и внедрение предложенной программы займет некоторое время (скорее всего от полугода до года). Вместе с тем уже сейчас представляется возможным сделать на основании самого факта ее подготовки и начала ее обсуждения Министерством обороны Израиля следующие выводы:

  1. Израильское руководство больше не рассматривает создание независимого палестинского арабского государства в качестве реальной политической перспективы.
  2. Израильское руководство не исключает возможности крушения ПНА, что неизбежно заставит израильскую гражданскую администрацию взять на себя управление зонами А и В. А для этого, соответственно, потребуется дополнительная рабочая сила.
  3. Идея постепенного перевода управления всеми сферами жизни израильского населения Иудеи и Самарии от ЦАХАЛа к соответствующим израильским министерствам может рассматриваться в качестве элемента постепенной реализации выдвинутого год назад лидером «Еврейского дома» Нафтали Беннетом плана распространения израильского суверенитета на зоны С Иудеи и Самарии, в которых сосредоточено все их еврейское население.
21.84MB | MySQL:65 | 0,446sec