Алжирские источники: Марокко не в состоянии погасить берберское недовольство

Алжирские силовики продолжают внимательно отслеживать положение в берберских районах Марокко, где с конца июля текущего года усилились выступления коренного населения.

Радикализация протестов была вызвана гибелью 20 июля молодого берберского демонстранта Имада Атаби, погибшего при до конца не выясненных обстоятельствах в ходе разгона полицией антиправительственной демонстрации в центре Эль-Хосейма области Риф на севере страны.

Данный протест проходил под лозунгами скорейшего освобождения властями арестованных ранее активистов-берберов.

Известно, что погибший был ранен в столкновении с представителями сил правопорядка, после чего, по версии последних, был доставлен в местный военный госпиталь, где и скончался.

По версии же протестующих погибший получил ранение в голову при обстреле демонстрантов полицейскими гранатами со слезоточивым газом, после чего был арестован ими и увезен в участок, где и скончался после пыток. Заявления же руководства полиции о доставлении Амада Атаби в военный госпиталь они воспринимают как стремление избежать ответственности за смерть человека.

Разумеется, после этого и произошел массовый всплеск берберских протестов несмотря на заявление прокурора Эль-Хосейма, согласно которому «расследование продолжается до выяснения обстоятельств этого инцидента, после чего будут определены ответственность и приняты необходимые юридические меры».

Так, только в ходе ночных столкновений, прокатившихся в одной только Эль-Хосейме, с обеих сторон было ранено несколько десятков человек.

Масла в огонь подлили заявления самих властей, утверждавших, что после доставления пострадавшего в госпиталь его состояние «стабилизировалось», после чего он неожиданно скончался.

Важно заметить, что марокканская Ассоциация по правам человека поспешила обвинить в этой смерти марокканское Министерство внутренних дел как «организатора».

Напомним, что Эль-Хосейма и соседние с ней населенные пункты исторической области Риф, начиная с октября прошлого года, охвачены массовым движением протеста, которые продолжаются, невзирая на проведенные в конце мая текущего года аресты лидеров протестного движения Hirak, включая Насера Зефзафи.

Напомним, что изначально он и его движение выступали под лозунгами осуждения «маргинализации региона Риф» с момента трагической гибели в октябре 2016 года из-за действий полиции берберского торговца рыбой Мохсина Фехри, хотя сейчас они становятся все более радикальными и направленными против сохранения в берберских регионах самой марокканской власти, которая, по их мнению, осуществляет сознательное подавление берберского меньшинства в стране.

Интересно, что в начале июля текущего года начинало казаться, что протесты стали «выдыхаться» и что полиция постепенно восстанавливает контроль.

Снижению уровня напряженности максимально способствовал осуществленный по приказу короля Мухаммеда VI вывод сил правопорядка из центра Эль-Хосейма, а также освобождение по его же распоряжению как минимум 40 арестованных ранее берберских активистов из более чем 150 заключенных, задержанных за участие в выступлениях протеста.

Тем не менее, марокканские власти не отказались от намерения жестко разгонять демонстрации протеста, в ходе которой 20 июля и погиб вышеупомянутый активист Имад Атаби, и эта своего рода «сакральная жертва» вновь всколыхнула берберов и придала импульс их движению.

Следует заметить, что это событие вызвало массовые протесты не только в области Риф, а также в других берберских областях, но и крупных городах страны, например, Касабланки за их пределами.

И судя по всему, теперь властям следует готовиться к очередному многомесячному витку противостояния. Напомним, что гибель Мохсина Фехри, с которой и начались протесты, стала импульсом к берберским выступлениям на протяжении восьми с лишним месяцев.

Между тем, по данным активистов движения Hirak, с которыми согласны алжирские силовики, отслеживающие выступления марокканских берберов, не это служит главной причиной сохранения протестной активности, а «попытки властей в очередной раз обмануть берберов».

По их утверждениям, июльское освобождение части задержанных было лишь «рекламной акцией короля Мухаммеда VI, призванной пустить пыль в глаза, поскольку остальных собратьев не выпустили. Равным образом никак не изменилась в лучшую сторону безотрадная ситуация в области Риф относительно экономического и социального положения, и поэтому рифяне будут продолжать борьбу».

Между тем, ситуация для королевской власти складывается действительно сложная. Согласно утверждению бывшего министра экономики страны Саиди Саади, сделанному в интервью ежедневному арабоязычному изданию Akhbar Al Youm, «происходящее означает явный разрыв между диссидентским Севером и властью Марокко, демонстрирующей неспособность решить проблему».

В результате, по его мнению, «Марокко может скатиться в политическую нестабильность, последствия которой будут «разрушительными» для будущего страны. Устойчивость движения Hirak говорит о структурной слабости королевства, которая периодически вызывает протесты в различных городах и населенных пунктах страны».

Согласно утверждению Саиди Саади, «регулярное возобновление народных протестов, особенно наглядно демонстрируемое в Рифе, также показывает кризис сложившегося традиционного института посредничества между центром и регионами, что обусловлено избыточной концентрацией власти в королевском дворце, чреватой утратой управляемости».

Одновременно не вызывает одобрения у его же подчиненных нежелание взять на себя полноту ответственности за решения и стремление переложить ее на рядовых исполнителей и некоторые «политические партии».

В Алжире же усиление протестов вызывает смешанные чувства – злорадство за проблемы у конкурента, пытавшегося, по алжирской версии, использовать тему «берберского сепаратизма», смешанное с беспокойством относительно положения дел в собственных национальных регионах, положение в которых во многих отношениях не лучше марокканского.

52.22MB | MySQL:103 | 0,575sec