Х. Хафтар начинает «выкручивать руки» Евросоюзу

Командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар предлагает Евросоюзу решить его миграционную проблему за деньги, давая тем самым пример всем прочим государствам, способным усложнить жизнь Европе за счет пропуска через свою территорию потоков нелегалов из стран «третьего мира».

Так трактуют алжирские источники последнее по времени заявление этого претендента на власть в Ливии в интервью итальянской газете Corriere della Sera.

В нем он, по сути, указал, что власти ЕС должны решать миграционную проблему именно с ним, поскольку именно он «контролирует более трех четвертей страны» и его «солдаты готовы исполнить задачу».

Однако, по его словам, сложность состоит в том, что для этого им нужно гарантированно перекрыть 4000 километров границы и для ее обустройства на 20 – 25 лет, по словам Х.Хафтара, потребуется 20 миллиардов долларов.

По его мнению, проблема мигрантов решается не на побережье Ливии, а на дальних подступах к нему. «В том случае, если они будут остановлены там, не потребуется вылавливать их в море, что представляется более трудным и неэффективным делом», — считает фельдмаршал.

По словам Х.Хафтара, «У меня есть силы, но мне не хватает средств». При этом, по его информации, президент Франции Эммануэль Макрон в ходе последнего по времени визита фельмаршала в Париж лояльно отнесся к таком запросу и «спросил, что нужно. Я готовлюсь отправить ему список».

По его словам, в смету войдут «стоимость подготовки пограничников, поставок боеприпасов, оружия, транспортных средств (в основном, бронетранспортеров и джипов, способных двигаться по песку), беспилотных летательных аппаратов, технических средств контроля и охраны границы, в том числе детекторы движения, приборы ночного видения, вертолеты».

Более детальный вариант включает размещение в Сахаре мобильных поселений (в среднем по 150 человек на расстояние не более 100 километров).

Благодаря этому, по расчетам Х.Хафтара, абсолютное большинство нелегальных мигрантов будет гарантированно отсекаться от направляющихся в Европу лодок еще на границе, что сделает невыгодным этот бизнес.

По его словам, «Турции потребовалось шесть миллиардов долларов от Брюсселя, чтобы остановить неизмеримо меньшее число мигрантов – сирийцев и в меньшей степени иракцев. Мы же в Ливии должны сдерживать гигантские потоки людей, прибывающих из Африки».

Следует особо заметить, что требуемые средства Х.Хафтар намеревается получать сам, в обход признанного значительной частью мирового сообщества триполитанского правительства Файеза Сараджа, с которым он встречался буквально накануне в Париже, договорившись о проведении разноуровневых выборов в 2018 году.

Показательно, что, «пользуясь случаем», в том же интервью Corriere della Sera, Х.Хафтар вновь подверг Ф.Сараджа резкой критике за то, что тот дал «неофициальную отмашку» на проведение в приморской части Ливии операции итальянского ВМФ, направленной на сдерживание мигрантов. «Его решение — это индивидуальный выбор Сараджа, нелегитимный и незаконный», — заявил Х.Хафтар. — «Никто не входит в наши воды без нашего разрешения. Даже итальянские друзья».

Необходимо напомнить, что итальянские власти накануне заявили о том, что они договорились относительно этого с триполитанскими властями, хотя сам Ф.Сарадж, чье правительство получило на данные нужды, по информации разных источников, от 800 млн до 1.5 млрд евро «помощи», отказывался это подтвердить.

Иными словами, в данном случае Х.Хафтар явно пытается «убить двух зайцев», одновременно пытаясь получить крупную сумму денег и продолжая «вести подкоп» под правительство Ф.Сараджа, которого он продолжает воспринимать как неравноценную ему фигуру и тем более не желает его видеть главой единой Ливии.

Соответственно, сделанные Х.Хафтаром замечания относительно его возможностей по осуществлению контроля ливийской границы служат явным «выпячиванием» им того, что именно он определяет ситуацию в стране, и служит плохо завуалированным предлогом решать все волнующие ЕС вопросы исключительно через него.

Вместе с тем, по данным алжирских источников, попытка Х.Хафтара вести подобную торговлю больше похожа на вымогательство у того, кто, «пусть и заслуженно, приложив руку к разрушению Ливии, но, тем не менее, оказался в сложной ситуации».

И, начав платить за ограничение «беженских» потоков сначала Р.Т.Эрдогану, а затем Ф.Сараджу, скорее всего, Евросоюзу придется сделать тоже самое и в отношении Х.Хафтара. Более того – подобные примеры лишь способны разжечь соответствующие алчные стремления у руководства Туниса, Алжира и Марокко, которые вполне могут выставить ему в будущем свои счета соразмерно масштабам явления.

Пока все эти страны участвуют в трафике мигрантов пассивно, но в случае перекрытия ливийского маршрута их участие может стать более активным.

Так, например, уже сейчас основную часть заработка многих тунисских и некоторых алжирских рыбаков составляет не рыбная ловля, а переброска всех желающих на Мальту и на итальянский остров Лампедуза.

Как бы там ни было, нельзя исключать, что руководство стран ЕС благосклонно отнесется к таким претензиям, поскольку миграционная проблема становится для них все более критической.

Более того – это все больше отражается и на внутриполитической ситуации в Европе и в том числе напрямую влияет на рост крайне правых, которые, объединившись в организацию «Защитим Европу», фрахтуют яхты и катера, чтобы помешать нелегалам высаживаться в Италии.

Между тем, сохранение миграционной опасности лишь увеличивает ставки Х.Хафтара в борьбе за лидерство в Ливии.

Не случайно и то, что кроме заметного повышения внимания к его персоне со стороны европейской и в том числе итальянской прессы, «выдающие себя за журналистов люди» из Европы буквально выстраиваются в очередь, чтобы провести с ним переговоры «с глазу на глаз» и предложить ему различные варианты сотрудничества.

И то, что в этих усилиях все более заметен Рим, считавшийся ранее безусловным союзником Ф.Сараджа, может косвенно свидетельствовать о трансформации прежних политических установок итальянского руководства на выстраивание отношений с Ливией.

Между тем, если ЕС будет колебаться относительно дальнейшего выбора линии поведения, ее может попытаться скорректировать сам Х.Хафтар. Повысить свои ставки в ливийской игре он может, главным образом, проведением дальнейших успешных операций по «собиранию» страны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,622sec