Ахмед Уяхья: четырежды премьер Алжира

Назначение Ахмеда Уяхьи на пост премьер-министра Алжира стало знаменательным событием в истории этой страны, поскольку он занимает его уже в четвертый раз и мало кто из политиков государств региона может похвастаться такими поворотами в своей судьбе.

Соответственно, его фигура заслуживает пристального внимания. Несмотря на то, что он является «плоть от плоти продуктом» власти, установившейся в Алжире с момента достижения независимости в 1962 г., он заметно отличается от прочих представителей политической элиты этой страны.

Более того – у него имеется ряд несомненных достоинств и заслуг, до которых далеко прочим представителям окружения президента Абдельазиза Бутефлики. Этому политику 65 лет и по сравнению со многими другими представителями алжирской элиты, средний возраст которых составляет 75 лет, он сравнительно молод.

Ахмед Уяхья поступил и успешно закончил Национальную школу управления в Алжире, где он специализировался на подготовке по дипломатической линии и изучении политических наук.

Свою карьеру он начал в президентской пресс-службе и продолжил ее в МИДе, дослужившись до руководителч Департамента Африки.

Серьезные политические очки А.Уяхья набрал в результате успешного посредничества в диалоге по решению конфликта между правительством Мали и движением туарегов Азавада, результатом чего стало подписание «национального пакта» в Бамако в 1992 г.

В том числе благодаря этому в 1993 году он был повышен до заместителя министра иностранных дел со специализацией по ведению бизнеса в арабских странах и африканистике.

Однако его дальнейшая карьера в МИДе была прервана в апреле 1994 года, когда его перевели в советники президента Ламина Зеруаля по политическим вопросам. В этой роли он был весьма полезен как участник переговоров с Фронтом исламского спасения (FIS), которые во многом и привели к его расколу и переходу представителей умеренной его части на сторону властей. Также А.Уяхья оказался полезен власти как один из главных устроителей президентских выборов, выигранных президентом Л.Зеруалем в ноябре 1995 года.

После этого он был в первый раз назначен премьер-министром, прославившись как поборник физического устранения радикальных исламистов, за что его стали условно причислять к гражданским «терминаторам» (группа силовиков, выступавшая за бескомпромиссную борьбу против джихадистов).

При этом защитники прав человека распространяли заявления, в которых обвиняли его в сопричастности к гибели около 4000 тогдашних противников правящего режима, которые исчезли при невыясненных обстоятельствах.

В премьерской должности он пребывал до 15 декабря 1998 года и оставил ее, когда президент Ламин Зеруаль объявил, что он не пойдет на перевыборы 1999 года.

С избранием на этот пост Абдельазиза Бутефлики в декабре 1999 года он был назначен министром юстиции, который занимал до начала июня 2002 г., оставленный им ввиду разногласий с премьером Али Бенфлисом.

Тем не менее, работа на высоких управленческих должностях не привела к его разрыву с дипломатической работой. Его успехи на данном поприще увенчало посредничество, приведшее к подписанию соглашения о прекращении военных действий между Эфиопией и Эритреей в Алжире в декабре 2000 года.

Примечательно, что с момента создания в 1997 г. А.Уяхья с перерывами, вплоть по 2017 год, возглавлял «вторую партию власти» после Фронта национального освобождения RND (Национальное демократическое движение).

Однако после неудачи RND на парламентских выборах в июне 2002 года он ушел с поста министра юстиции и был назначен специальным представителем президента – почетной, но неоплачиваемой должностью, не имеющей властных полномочий.

После политического кризиса между президентом А.Бутефликой и премьером А.Бенфлисом Ахмед Уяхья назначается главой правительства во второй раз в 2003 году, но он ушел в отставку в 2006 году после решения руководства парламентской пропрезидентской коалиции, вызванного обострением борьбы за власть в стране.

Однако уже в 2008 году он снова вернулся на этот пост, который занимал до конца 2012 года, пока его не занял Абдельмалек Селлаль, выступавший за коренное обновление экономики и ее либерализацию.

Важным моментом при назначении А.Уяхьи в четвертый раз в 2017 году на премьерский пост стала не только его дружба с «кошельком» братьев Бутефлика, но и его берберское (кабильское) происхождение. Власти рассчитывают, что это поможет снизить накал усиливающихся протестных выступлений среди представителей национальных меньшинств.

Однако с точки зрения сторонников берберского сепаратизма, А.Уяхья является «предателем кабильского дела», напоминая, что именно с его подачи был принят закон о всеобщем арабском языке, что было направлено на арабизацию Кабилии. Закон, вступивший в силу в 1998 году, стало одной из причин последующего восстания.

Следует заметить, что его назначение было воспринято в Париже без энтузиазма, поскольку именно он считается там главным антифранцузским лоббистом, требующим покаяния от Франции за «преступления колонизация».

Также необходимо напомнить, что именно А.Уяхья стал одним из главных инициаторов принятия жестких мер по выдворению из Алжира нелегальных мигрантов. Так, 8 июля 2017 года он утверждал, что «незаконно прибывшие иностранцы вызывают рост преступности, в том числе связанной с наркотиками и многими другими бедствиями», что эти люди пришли незаконным путем», что «это не означает, что власти должны бросить этих мигрантов в море или за пределы своих границ в пустыню, но пребывание в Алжире должна подчиняться правилам».

Это вызвало гневную реакцию правозащитников из организации Amnesty International, охарактеризовавшими это выступление «шокирующим и возмутительным, разжигающим расизм и способствующим дискриминации и против людей, бежавших от войн, насилия и бедности».

Иными словами, в определенной степени такое назначение стало вызовом если не Западу в целом, то некоторым представляющим его странам.

Следует, однако, заметить, что пребывание во власти на руководящих постах не мешает ему заниматься бизнесом, зарегистрированным на его двоих сыновей и жену. Речь идет о полиграфической компании Eurl Modern и строительной компании, а также совладельцем IT компании Exclusive Networks и бизнес-центра «Вентура», общая капитализация которых еще по состоянию на 2015 год превышала 10 млн евро.

По крайней мере, часть этих структур связаны с бизнесом его друга олигарха Али Хаддада.

Иными словами, павший на Уяхья выбор позволяет предположить, что алжирские власти не только сохранят, но и отчасти усилят взятый ими ранее курс на «мягкую конфронтацию» с Западом, которая, тем не менее, оставит им возможность просить у Брюсселя инвестиции, а также будет жестко подавлять любую оппозицию, какой бы они ни была – исламистскую или «сепаратистскую» при сохранении доверительных отношений с «придворными» олигархами.

Что же касается дальнейшего политического будущего А.Уяхьи, то мы в более ранней статье не исключали, что успех возглавляемой им партии RND на парламентских выборах 2017 года может стать трамплином к его назначению на более высокий пост.

Однако в том случае, если представители правящего режима рассчитывали выдвинуть его как фигуру для возможной замены все более недееспособного президента А.Бутефлики, то это далеко не самый лучший для этого вариант.

Ведь А.Уяхья таким образом, становясь премьером в столь трудный момент, фактически берет на себя ответственность за все непопулярные решения власти, что явно не будет способствовать его дальнейшему продвижению.

Впрочем, у руководства АНДР в данном случае может своя логика, тем более, что процесс голосования и подсчета голосов в стране выглядит крайне «туманным» и «непрозрачным», что позволяет ему в данном случае манипулировать.

Также нельзя исключать, что «изгнание» Абдельмаджида Теббуна было «искусственным» и что он также еще попробует использовать статус «пострадавшего в битве против коррупции» для дальнейшей политической карьеры.

52.21MB | MySQL:103 | 0,489sec