Сирия: последние тенденции в сфере продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность в Сирии продолжает оставаться проблемным фактором на фоне непрекращающегося военного конфликта. По данным ФАО, число сирийцев, нуждающихся сегодня в продовольственном обеспечении, составляет почти 7 миллионов человек. Ещё 3.1 миллиона человек находятся в зоне риска. Дополнительно к этому, ещё 5,6 миллионов человек получают регулярно дотационную продовольственную помощь от государства и международных организаций и в случае ее прекращения также станут нуждающимися. Не говоря уже о  продовольственных нуждах миллионов сирийцев, покинувших страну и получивших статус беженцев в соседних странах (Турция, Ливан, Иордания), либо за пределами региона. Сегодня 4,8 миллионов человек только официально зарегистрированных по линии Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ), в реальности — гораздо больше. Большинство из них поживает в лагерях либо местах временного проживания и регулярно зависят от продовольственной или финансовой помощи доноров.

Одновременно, с 2011 года происходит неизменное ухудшение качества питания в сирийских семьях. Более 30% населения потребляют низкокачественное продовольствие. Потребители вынуждены адаптироваться к продовольственному дефициту: за последние годы более 50% сирийского населения сократили порции и ассортимент питания, а около 30% семей регулярно экономят на питании взрослых членов семей в пользу детей.

Тем не менее, судя по результатам недавней оценочной миссии, проведённой экспертами ООН, в последние месяцы наметились некоторые положительные сдвиги в аграрной отрасли Сирии по ряду направлений.

В частности, в сфере производства отмечается  рост урожая пшеницы — основного выращиваемого в стране злака. В этом году, по оценкам ФАО, будет произведено около 1.8 миллионов тонн, что на 12% выше прошлогоднего уровня. При этом, до выхода на показатели довоенного уровня производства по-прежнему далеко, и нынешний объём не превышает и половины среднего ежегодного довоенного уровня производства пшеницы за последние 10 лет, предшествующие сирийскому конфликту. Так, в 2007-2011 гг. ежегодно в Сирии производилось 3,4 миллионов тонн пшеницы.

Небольшой прогресс наметился также в увеличении производства ячменя — к июлю 2017 г. произведённый объём впервые с начала сирийского конфликта демонстрирует позитивную динамику по сравнению с июлем прошлого года.

В целом, обильные дожди нынешнего сезона позволили пополнить водные резервуары на Евфрате и других важных для ведения сельского хозяйства и требующих ирригации регионах. Одновременно, по мере политической стабилизации в ряде важных с агарной точки зрения регионов, расширяется доступ фермеров к ранее утраченным в результате войны пахотным землям. В совокупности, это и привело к положительному эффекту в сфере производства продовольствия.

Предпринятые недавно действенные меры в сфере ветеринарного контроля позволили стабилизировать перманентную угрозу вспышек  эпидемии трансграничных заболеваний животных вследствие отсутствия на национальном уровне должных систем мониторинга, контроля и предупреждения. Ветеринарная служба Сирии совместно с ооновскими структурами запустило новый проект по защите здоровья животных и внедрению современных технологий ветеринарного контроля. Животноводство некогда служило одной из ключевых отраслей в сельском хозяйстве страны, составляя 40% его общего производства и обеспечивая рабочими местами 20% сельского населения. Примечательно, что на сегодня большинство занятых в этом секторе составляют женщины.

Освобождение в 2016-2017 гг ключевых территорий от террористов, прежде всего в провинции Алеппо, позволило восстановить важные пути снабжения и торговли, наладить товарный поток и воссоздать продовольственные рынки в ряде крупных городов, стабилизировать дальнейший рост продовольственных цен.

При этом, однако, ключевые проблемы сохраняются. Цены на продовольствие в условиях высокого внутреннего спроса и недостаточной пока производительности, остаются запредельно высокими, даже по сравнению с 2012-2013 гг, почти во всех регионах Сирии. Дорогие, зачастую импортируемые семена, удобрения и сельскохозяйственный инвентарь, разрушенная войной инфраструктура рынков и система логистики и хранения продовольствия — все это продолжит оказывать сдерживающее влияние на развитие сельского хозяйства и тормозить темпы послевоенного восстановления.

Отдельного внимания заслуживают блокированные регионы. Наиболее острая продовольственная ситуация сложилась в удерживаемые пока «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) городах Дейр-эз-Зор и Ракка. И если в первом анклаве за счёт гуманитарных поставок по воздуху, организованных Россией совместно со Всемирной продовольственной организацией ООН, ситуация терпимая, то в Ракке она близка к гуманитарной катастрофе. Стоимость продовольственной корзины только за несколько месяцев выросла на 42%.

Очевидно, что на стадии постконфликтного восстановления вопрос модернизации системы производства продовольствия и инвестирования в агарную сферу будет неизбежно выходить на первый план. Уже сегодня, по мере создания зон деэскалации и возвращения контроля и доступа фермеров к пахотным землям, тема реабилитации аграрного производства становится ключевой во внутренней экономической повестке правительства. В сельском хозяйстве видится ключ к решению сразу двух острых социально-экономических проблем- продовольственному обеспечению за счёт внутреннего потенциала наиболее уязвимых и пострадавших в ходе многолетней войны групп населения и заодно созданию рабочих мест и возвращению к мирной жизни. Кроме того, в перспективе восстановление некогда мощного экспортного аграрного потенциала (в 2012 году он составлял более 40% сирийского экспорта) может позволить Сирии вернуть утерянные, некогда доминирующие, позиции на товарных рынках соседних стран.

52.2MB | MySQL:103 | 0,563sec