Исход алжирских выборов ставит вопрос о будущем премьера А.Селлаля

Исход состоявшихся 4 мая парламентских выборов в Алжире ставит вопрос относительно дальнейшего политического будущего для премьер-министра Абдельмалека Селлаля, занимающего свой пост уже три года.

Дело в том, что главным итогом прошедшего голосования является неодобрение большинством алжирцев существующего в стране режима. Ведь действующий премьер-министр не смог убедить алжирцев «голосовать массово», как он призывал их сделать в ходе своих поездок по стране. Во всяком случае, А.Селлаль не смог сделать выборы «праздник алжирской демократии», как он это обещал, чтобы «не допустить реализации в Алжире ливийского или сирийского сценариев».

Показательно, что даже по официальным данным из числа более чем 23 млн алжирских избирателей голосовали лишь около 8 млн (38.25 процентов) и это при наличии многочисленных данных о массовых вбросах бюллетеней и прочих манипуляциях.

Еще одной важной характеристикой относительно отношения алжирцев к власти вообще и выборам в частности служит тот факт, что из числа голосовавших четверть (около 2 миллионов) опустила в урны испорченные бюллетени.

Посыл здесь очень ясный – значительная часть населения отвергает власть, которая, несмотря на наличие у страны серьезных природных богатств, не может обеспечить своему населению минимальный жизненный уровень и все больше погружается в кризис.

Все это свидетельствует о серьезном провале алжирских властей и в немалой степени ответственность за это ложится на самого Абдельмалека Селлаля.

Необходимо заметить, что во многом кабинет министров страны формируется назначаемым президентом премьер-министром с «учетом мнения» руководства наиболее влиятельных политических партий. Например, ранее подобные назначения осуществлялись после консультаций между лидерами так называемого «пропрезидентского альянса» – трех ведущих партий – FLN (Фронт национального освобождения), RND (Национальное движение за демократию) и MPS (Движение общества за мир).

Соответственно, итоги парламентских выборов во многом являются индикатором влияния и авторитета самого главы кабинета министров и поэтому нельзя исключать, что ответом на такие результаты из президентского дворца Эль-Мурадия может стать его замена до конца текущего года.

Эту вероятность следует рассматривать как достаточно высокую, тем более, что этому сценарию способствует сама ситуация с ухудшением социально-экономической обстановки в стране.

Во всяком случае, если в ближайшие месяцы положение с наполняемостью бюджета не улучшится, то перед президентом неизбежно встает вопрос о назначении за это ответственных, в том числе, чтобы снять с себя свою долю вины.

Тем более, что А.Селлаль вызвал своими предвыборными высказываниями серьезное недовольство консерваторов исламского толка. В частности, речь идет о его призывах женщинам бить своих мужей, если они откажутся голосовать. И чтобы задобрить «профессиональных исламистов», участвовавших в выборах и недовольных подсчетом голосов, высшие власти получают дополнительный повод расстаться с нынешним премьером.

Сохранение низких цен на нефть и газ (в последние недели снижавшихся почти на 10 процентов на фоне приходящих из США сообщений о расширении там производства сланцевых углеводородов и добычи «обычной» нефти) вынуждает алжирские власти задуматься о решении прогрессирующей проблемы дефицита бюджета путем пересмотра прежней государственной социальной политики.

Речь прежде всего идет об ожидаемом снижении заработной платы многочисленным государственным служащим, а также об отказе от субсидирования предприятий и граждан относительно цен на энергоносители, продукты широкого потребления, топливо и транспорт.

И это при том, что покупательная способность алжирцев уже сильно пострадала от ограничительных положений закона о бюджете 2017 года.

Подобная ситуация служит дополнительным стимулом найти ответственного за подобный провал.

С учетом данного положения дел логичнее было бы возможную отставку А.Селлаля перенести на конец года, когда он будет вынужден объявить о «коррекции» бюджета за счет граждан.

И это же могло бы стать своего рода рекламой власти ближе к президентским выборам 2019 года и символизировать ее избавление от становящимися непопулярными фигур.

С другой стороны, сама по себе проблема в результате подобной кадровой политики не исчезнет. И самое по себе наличие «кадрового голода» в Алжире служит аргументом в пользу сохранения А.Селлаля на своем посту, поскольку А.Бутефлике будет трудно заменить его более достойной фигурой в плане работоспособности и других качеств.

Разумеется, в его распоряжении остается Ахмед Уяхья, главный фаворит прошедших парламентских выборов, выступившей на них в том числе с программой «широкого обновления страны за счет реформирования регионов».

Однако если его запланировали использовать в качестве замены или «подстраховки» самому А.Бутефлике на президентских выборах, то такая комбинация вряд ли всерьез рассматривается во дворце Эль-Мурадия.

Впрочем, на устойчивость А.Селлаля еще может повлиять в ту или иную сторону способность быстро заключить соглашение с лидерами основных политических партий на формирование коалиционного правительства и прежде всего с главой RND Ахмедом Уяхья.

Однако это будет непросто для нынешнего премьера, представляющего FLN с учетом раздражения всех без исключения лидеров политических партий, принимавших участие в выборах из-за указываемых ими фактов «массовых нарушений».

Это относится и к А.Уяхья. Вопрос в том, насколько «подачка» ему в виде трех мандатов за счет других партий смогла его удовлетворить. Во всяком случае, учитывая такое массовое недовольство, как представляется, он попытается использовать столь непростое для своих конкурентов из FLN положение, чтобы через свое согласие на формирование коалиционного кабинета министров добиться получения в нем ряда ведущих министерских постов.

52.2MB | MySQL:103 | 0,622sec