О «Турецком потоке» и «Южном газовом коридоре». Часть 9

7 мая с.г., буквально через считанные дни после поручения президента России В.В.Путина начать укладку труб на шельфовом участке газопровода «Турецкий поток» (см. Часть 8), компания «Газпром» официально объявила о начале строительства морского участка газотранспортной магистрали у российского побережья Черного моря. «Мы приступили к практическому этапу реализации проекта “Турецкий поток” – морской укладке газопровода. Проект реализуется строго по плану, и к концу 2019 года наши турецкие и европейские потребители получат новый надежный маршрут для импорта российского газа»[i], – заявил председатель правления «Газпрома» А.Б.Миллер.

В пресс-релизе компании отмечено: «Укладку ведет судно Audacia компании Allseas – подрядчика строительства обеих ниток морского участка газопровода. Судно также будет использоваться для протягивания труб с берега через микротоннели. Строительство газопровода «Турецкий поток» в глубоководной части Черного моря будет вести трубоукладочное судно Pioneering Spirit»[ii].

Ранее, 4 мая с.г., сообщалось, что судно-трубоукладчик Audacia (многофункциональное трубоукладочное судно для укладки трубопроводов малого и среднего диаметра любой протяженности на любой глубине), принадлежащее компании Allseas, недавно заключившей контракт с «Газпромом» на укладку «Турецкого потока», зашло в акваторию Черного моря и встало на рейд возле Анапы (см. Часть 8).

Напомним, Allseas Group – мировой лидер в укладке подводных трубопроводов и строительстве подводных сооружений. Компания занимается комплексной реализацией проектов, включая проектирование, организацию поставок материалов и техники, строительство и ввод в эксплуатацию.

По мнению аналитиков Оксфордского института энергетических исследований, «Турецкий поток» рискует остаться недозагруженным.

Как автор отмечал ранее, к 2020 году, через год после планируемого запуска «Турецкого потока», ожидается начало поставок азербайджанского «голубого топлива» турецким потребителям в рамках проекта «Южного газового коридора» (см. Часть 7).

«Из-за политики Турции по снижению удельного веса газа в энергобалансе страны мы ожидаем, что до 2025 года потребность государства не составит больше 56 млрд куб. м в год, что на 10 млрд куб. м превышает показатель 2016 году. Таким образом, часть мощностей одного из газопроводов (либо «Турецкого потока», либо TANAP (входит в проект «Южный газовый коридор»).Э.К.) может остаться незадействованной», – отмечено в докладе зарубежных аналитиков.

Турция действительно пытается снизить удельный вес импортного «голубого топлива» в энергобалансе. В прошлом году впервые с 2009 года страна снизила газовое потребление с 49 млрд куб. м до 46 млрд куб. м сырья. В текущем году оксфордские аналитики ожидают, что спрос сохранится на уровне минувшего года.

Независимый аналитик из Польши А.Щесняк отметил следующее: «Если Турция и дальше продолжит свою политику по снижению газовой генерации, единственным драйвером роста останется частный сектор. Учитывая, что сейчас российский газ дешевле азербайджанского примерно на 10–15 долларов за 1 тыс. куб. м, вероятность того, что “Турецкий поток” останется недозагруженным, довольно низка»[iii].

Перспективы российско-турецких газовых отношений во многом зависят от исхода разбирательств «Газпрома» с государственной компанией Botas и другими турецкими импортерами в Стокгольмском арбитраже. Иностранные предприятия через суд требуют снижения цен на импортируемый российский газ.

По мнению польского эксперта, если судебные разбирательства окончатся не в пользу турецких компаний, они могут обратиться к Азербайджану и тем самым оставить российскую трубу без «голубого топлива»[iv].

Аналитик турецкого Центра стратегических исследований Kafkassam Ч.Балчи уверен, что реализация проекта «Турецкий поток» укрепит российско-турецкие отношения, сблизит позиции обеих стран. По его словам, подобное сближение России и Турции станет своего рода «месседжем» для Европы.

Эксперт также заявил, что проект укрепит позиции Анкары, а сильная Турция всегда выгодна и Азербайджану.

«Проект снизит возможности Ирана в роли поставщика, создав конкуренцию на потребительском рынке»[v], – добавил он.

По справедливому мнению Ч.Балчи, проекты «Турецкий поток» и «Южный газовый коридор» станут ключевыми для энергоснабжения Европы, которая нуждается в выгодных ценах на газ[vi].

Эту позицию разделяет украинский эксперт Д.Марунич, подчеркнувший, что оба газотранспортных проекта дополняют друг друга: «При ожидаемых объемах поставок по первой линии газопровода “Турецкий поток”, реализация проекта позитивно скажется на реализации “Южного газового коридора”»[vii].

Эксперт не выразил сомнения в том, что первая нитка газопровода «Турецкий поток» будет построена. Со второй ниткой не все однозначно. Д.Марунич выразил уверенность, что ее судьба будет решена в течение ближайших 2 лет в ходе российско-турецких переговоров.

По его словам, дополнительные объемы «голубого топлива» помогут Турции претендовать на роль регионального хаба (газораспределительного центра. – Э.К.), особенно если будут решены вопросы строительства трубопроводов для дальнейшего транзита природного газа от турецких границ потребителям Европейского союза[viii].

[i]«Газпром» начал строительство участка газопровода «Турецкий поток» в Черном море // ТАСС, 07.05.2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4237795

[ii]Началось строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» // Официальный сайт компании «Газпром», 07.05.2017. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2017/may/article329928/

[iii]Погосян А. Турция вынуждает Россию продавать газ дешевле // Лайф, 11.05.2017. URL: https://life.ru/t/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/1005530/turtsiia_vynuzhdaiet_rossiiu_prodavat_ghaz_dieshievlie

[iv]Там же.

[v]Хидаятова А. «Турецкий поток» укрепит российско-турецкие отношения – эксперт // Trend, 11.05.2017. URL: http://www.trend.az/world/turkey/2752576.html

[vi]Там же.

[vii]Дмитрий Марунич: «Турецкий поток» и «Южный газовый горидор» дополняют друг друга // Day.Az, 10.05.2017 со ссылкой на Trend. URL: http://news.day.az/economy/894950.html

[viii]Там же.

52.32MB | MySQL:106 | 0,732sec