Политическая неопределенность в Алжире усиливает роль армии

В ситуации прогрессирующей политической неопределенности Алжира, связанной с продолжительной болезнью президента АНДР Абдельазиза Бутефлики и правительственной чехардой автоматически усиливается роль армейского института.

Необходимо напомнить, что ранее он традиционно использовался для решения острейших кризисов в этой стране. В той или иной мере алжирская армия играла ключевую роль в смене всех лидеров Алжира с момента достижения им независимости.

Наиболее яркими примерами подобного рода стали перевороты 1965 года, свергнувшие радикала Бен Беллу и 1992 года, лишивший исламистов из Фронта исламского спасения (FIS) власти после выигранных ими парламентских выборов.

В последний раз в результате опять-таки одобрения со стороны армейского руководства во многом и пришел к руководству президент А.Бутефлика, который, однако, низвел влияние генералов на управление до минимального уровня с момента достижения Алжиром независимости.

Однако состояние его болезни и прогрессирующий административный и экономический кризис создает благоприятную ситуацию для возможного отвоевания военными своих позиций.

Соответственно, учитывая такую «историческую традицию», можно ожидать, что и на этот раз армия не останется в стороне от решения политических вопросов. Тем более, что как показывает ситуация, у представителей правящего режима, захваченных борьбой за перераспределение сократившихся в результате нынешнего кризиса потоков ресурсов, пока нет как такового «наследника» президента А.Бутефлики.

В этой связи, видя явную неспособность стоящих у руля политических деятелей вывести Алжир из все более ухудшающегося положения, все большее число оппозиционных политиков страны пытаются своими действиями и высказываниями подтолкнуть начальника Штаба вооруженных сил и заместителя министра обороны генерала Ахмеда Гаида Салаха к фактическому продолжению традиции алжирской армии по вмешательству в управление в острые моменты.

Эти призывы становятся все более громкими и армейское руководство (равно как и представители президентского дворца Эль-Мурадия) не может на них не реагировать.

В частности, сам Ахмед Гаид Салах второй раз менее чем за год выражает публично готовность армии «остаться институционально верной» ее высшему руководителю, главе государства Абдельазизу Бутефлике.

В своей речи, произнесенной 22 августа в Константине, он указал, что «армия представляет собой экстренную помощь при выполнении институциональных обязательств. Этот опыт, реализован нашим народом с кровью и слезами. Армия обеспечит выполнение конституции, несмотря на любые обстоятельства».

Иными словами, от имени алжирских военных он обещает не вмешиваться в политическую игру, оставив ее гражданским.

Тем самым Ахмед Гаид Салах попытался развеять циркулирующие слухи о своих амбициях на власть в стране.

Впрочем, он не раскрыл детали, каким образом армия будет действовать в случае возникновения экстренной необходимости транзита власти. Учитывая физическое состояние алжирского президента, с конца марта текущего года не проводящего из-за болезни личных встреч с главами иностранных государств, подобная «помощь» может понадобиться в не столь отдаленном будущем.

Тем более, что статья 102 Конституции АНДР фактически позволяет армии вмешаться в управление в том случае, если возникнет вакуум президентской власти.

Следует особо заметить, что Ахмеду Гаиду Салаху уже неоднократно приходилось открыто опровергать наличие у него бонапартистских амбиций. Наиболее ярко он сделал это в ноябре 2011 года, указав, что у него нет намерения произвести государственный переворот.

По его словам, «В очень близком прошлом некоторые голоса, имеющие материальную заинтересованность и личные расчеты, громко и открыто призывали национальную народную армию нарушить конституцию, чтобы в результате получить то, что они не могли достичь конституционным, правовым и демократическим путем. Однако сплоченность между народной армией и народом Алжира, а также глубокая и сильная верность своей стране провалили эти отчаянные попытки внести смуту и разделение».

Между тем, важно отметить, что положение самого генерал-лейтенанта в последние годы также не было прочным. Учитывая его преклонный 77-летний возраст, также нельзя исключать его замену. Тем более, что после ухода из власти главы спецслужбы DRS Мухаммеда Медьена и фактического развала прежней системы властного «триумвирата» в стране стали возникать трения между самими Ахмедом Гаидом Салахом и Абдельазизом Бутефликой.

В связи с этим в президентском дворце Эль-Мурадия также стали задумываться о его возможной замене, однако «преемника» ему также пока выбрать не удалось, чему во многом способствовала болезнь самого президента и склоки между представителями его окружения.

А пока сам генерал демонстрирует небывалую для такого возраста гиперактивность и последний год он фактически проводит в поездках по военным округам.

Обращает на себя внимание и поступки, и само поведение Салаха в ходе этих поездок. Например, в ходе августовского посещения 2-го военного округа он открывал и инспектировал различные армейские объекты, что, в принципе, не требовало присутствия начальства такого ранга.

Гораздо интереснее то, что он ведет «плотное» личное общение с офицерами на местах. А это также может вызвать вопросы относительно причин подобного постоянного общения – во всяком случае, режим постоянных проверок самого начштаба выглядит несколько странно – тем более, что положение там не является настолько тревожным, чтобы там регулярно присутствовал сам Салах.

Соответственно, такое личное «интимное» общение, не может не вызывать опасений у гражданских политиков о том, что военные могут «сепаратно» договориться за их спиной о будущем страны и разделении власти.

Примечательно, что Салах при этом не устает напоминать своим подчиненным, что именно благодаря ему «алжирская армия находится среди великих армий мира», занимая по военной мощи  второе место в Африке после Египта и 26 в мире.

При этом, с учетом отмены 23 августа американской военно-финансовой помощи Каиру он рассчитывает на то, что Алжир опередит его.

Кроме того, он не устает расточать похвалы командованию округов за его работу «по повышению обороноспособности страны», явно не обращая внимания на выявленные недочеты.

Создается впечатление, что под предлогом осуществления бесконечных инспекций самым Салах создает и поддерживает тесную личную спайку с представителями войск на местах, что явно выходит за рамки сугубо профессиональных интересов.

Противники усиления военных во власти прекрасно понимают исходящую от них опасность, но с учетом болезни президента они пока не в состоянии «убрать» Ахмеда Гаида Салаха, который к тому же успел «привязать» к себе его потенциальных «преемников».

Тем более, что с учетом неопределенности на самом верхнем этаже управления устранение внешне лояльного А.Бутефлике генерала подобные перемены были бы чреваты для алжирского государства в целом.

При таком раскладе высшему офицерству остается дожидаться своего часа, когда оно, воспользовавшись слабостью гражданской власти, сможет попытаться отыграть ситуацию в свою пользу.

52.29MB | MySQL:103 | 0,625sec