Израильский суд признал ПНА виновной в применении пыток

В июле иерусалимский окружной суд принял решение по иску, получившему название «А.Г. и другие против Палестинской национальной администрации». Речь идет о прецедентном во многих отношениях решении, которое может иметь далеко идущие политические последствия, прежде всего для отношений Израиля (но не только Израиля) с Палестинской национальной администрацией (ПНА). Впервые судебной инстанцией был официально призван тот уже давно известный всем, кто более или менее знаком с реальным положением в ПНА факт, что десятки людей, палестинских арабов, часть из которых имела израильское гражданство, были схвачены спецслужбами ПНА и подвергались жесточайшим пыткам и издевательствам. Поводом для этого было объявленое реальное или надуманное подозрение в сотрудничестве с Израилем. В решении суда было в частности сказано, что сразу же после подписания Норвежских соглашений в первой половине 1990-х годов ПНА создала спецслужбы, систематически использующие пытки, которые не уступают по жестокости пыткам палачей инквизиции и самых жестоких тоталитарных режимов новейшего периода.

Приговор насчитывает около 2 тысяч страниц. Он базируется на свидетельствах десятков палестинских арабов, побывавших в тюрьмах спецслужб ПНА. Об их половые органы тушили сигареты, им выбивали зубы, ломали конечности, выдирали ногти, их подвешивали за ноги, привязывали к автомобилям, которые тащили их по улицам; окунали в соленую воду, а потом оставляли часами на горячем солнце; загоняли разбитые стеклянные бутылки в анус, их пытали током, их избивали железными прутьсями и т.д. и т.п. Часть из них были похищены спецслужбами ПНА из зон С Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) и из Иерусалима, где, согласно Норвежским соглашениями, у ПНА нет никаких полномочий (согласно упомянутым соглашениям территория Иудеи и Самарии делится на зоны А, находящиеся под полным контролем ПНА; зоны В, находящиеся под гражданским контролем ПНА и военным контролем Израиля, и зоны С, находящиеся под полным израильским контролем). В свидетельских показаниях сообщается об убийствах части заключенных сотрудниками спецслужб ПНА, о совершенных высокопоставленными должностными лицами ПНА изнасилованиях или угрозах изнасилования дочерей и матерей заключенных, а также о других формах давления на семьи заключенных.

Дело «А.Г. и другие против Палестинской национальной администрации» вели адвокаты Барак Кедем и Арье Арбус. Уместно отметить, что оба они – поселенцы, один — из поселения Элон-Морэ, расположенного к востоку от Шхема (Наблуса), а другой — из поселения Шило, расположенного у шоссе Рамалла – Шхем. Барак Кедем и Арье Арбус известны в частности тем, что они представляли в прошлом целый ряд правых внепартийных организаций, наиболее известной из которых является движение «Регавим» (основано в 2006 году, поставило своей задачей борьбу с незаконным захватом государственных и частных еврейских земель арабами). В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что левые организации, именующие себя «правозащитными», как израильские, так и международные, не оказали помощи жертвам вопиющих нарушений прав человека ПНА, а помощь им пришла как раз со стороны поселенцев, которых левая пропаганда изображает в качестве врагов арабов как таковых.

Дело «А.Г. и другие против Палестинской национальной администрации» тянулось около 15 лет. Многие из истцов за эти годы сняли свои иски из страха перед угрозами ПНА. Поскольку находясь на территории, контролируемой ПНА и, тем более, в ее тюрьмах, подавать иски такого рода невозможно, необходимо пояснить, что многие из истцов — это люди, которым удалось бежать из тюрем ПНА в 2002 году, когда ЦАХАЛ вошел в ходе операции «Оборонительная стена» в палестинские города.

Адвокат Арье Арбус сказал журналистам о своем личном отношении к делу «А.Г. и другие против Палестинской национальной администрации»: «Один из истцов утверждал, что у ИГИЛа  было бы меньше пыток. Отрубили бы голову и все бы кончилось. Заключенные в Палестинской национальной администрации подвергались пыткам годами. Правильнее было бы к ним относиться как людям, которые были в плену и подвергались издевательствам (…) Я готов с уверенностью заявить, что Палестинская национальная администрация — это ИГИЛ. Люди пытаются игнорировать значение этого приговора, потому что он вызывает потрясение. Они не способны поверить, что живут рядом с настолько звероподобным образованием или организацией, но это именно то, о чем говорит этот приговор».

Как явствует из материалов дела, пыткам и издевательствам подвергались не только те, кого власти ПНА считали «подозреваемыми в пособничестве Израилю», но и те, в чьем распоряжении находилась недвижимость, деньги и женщины, которые (или которых) хотели присвоить себе коррумпированные чиновники ПНА. В таких случаях против людей, никак не причастных к сотрудничеству с Израилем, выдвигались ложные обвинения. «ПНА превратилась в царство зла самой высокой категории, — заявил в этой связи адвокат Барак Кедем, — Чиновник ПНА может прийти к кому-либо и пожелает его дом, буквально, как в истории про виноградник Навота (имеется в виду история, изложенная в Первой книге Царств, 21, сутью которой является фраза «ты убил и ты же наследуешь», сказанная израильскому царю Ахаву пророком Илией – В.Ч.). А если тот не отдаст, на следующий же день его могут обвинить в коллаборационизме. Он (чиновник ПНА – В.Ч.) хватает человека и конфискует его собственность. Нет правил и нет процедур». В ряде случаев аналогичным образом чиновники ПНА поступали со своими политическими конкурентами – активистами ХАМАСа.

Часть из истцов, как уже было сказано, это палестинские арабы, имеющие израильское гражданство. В свое время, еще до Норвежских соглашений они переселились на суверенную территорию Израиля и получили израильское гражданство, судя по всему, в благодарность за оказанную еврейскому государству помощь. После подписания Норвежских соглашений лидер ООП Ясир Арафат провозгласил, что «открывается новая страница» и те, кто ранее обвинялся в сотрудничестве с Израилем, могут вернуться и жить на территориях, контролируемых ПНА. Некоторые поверили этим обещаниям и действительно вернулись к своим семьям. Через некоторое время они оказались в подвалах спецслужб ПНА, где подвергались пыткам и издевательствам.

В одном случае спецслужбами ПНА был схвачен не араб, а французский гражданин еврейской национальности, который приехал в Шхем, чтобы навестить свою мать, вышедшую замуж за палестинского араба. Этот французский еврей подвергался избиениям и пыткам на протяжении долгих дней. Не выдержав пыток, в итоге он подписал документ, согласно которому он был израильским шпионом. В дополнение за свое освобождение ему пришлось заплатить 600 тысяч шекелей (более 170 тысяч долларов США).

На протяжении всего процесса по делу «А.Г. и другие против Палестинской рациональной Аадминистрации» ПНА пыталась отрицать выдвинутые против нее обвинения при посредстве нанятых ею израильских адвокатов. Однако Международный Красный Крест представил израильскому суду документы, подтвердившие, что многие люди находились длительное время в заключении в тюрьмах ПНА без суда и без встреч с адвокатом. Суду удалось доказать, что ПНА действовала по отношению к заключенным в противоречии с иорданскими законами, действующими в Иудее и Самарии.

Израильский суд принял прецедентное решение, согласно которому Израиль фактически контролирует территории ПНА, а потому общая ответственность за них лежит на Израиле, в связи с чем израильский суд имеет в определенных случаях, связанных с вопросами безопасности, право судить ПНА, даже если речь идет о несправедливости, совершенной ПНА не против израильтян, а против палестинцев.

Трудно переоценить значение морального ущерба, нанесенного упомянутым судебным решением Палестинской национальной администрации. Однако можно предположить, что этот ущерб не ограничится сугубо моральной стороной. Решение по делу «А.Г. и другие против Палестинской национальной администрации» способно в принципе стать началом цепной реакции, которая приведет в итоге к полному крушению ПНА.

52.29MB | MySQL:103 | 0,451sec