Лидеры Германии и Франции добиваются визита в Алжир

Лидеры ведущих европейских государств – Германии и Франции – тщетно добиваются того, чтобы их приняли в Алжире на официальном уровне.

Так, после неоднократно сорванного визита в АНДР германского канцлера Ангелы Меркель в 2017 году (дата ее приема так и не была указана), французский президент Эммануэль Макрон пытается согласовать с алжирской стороной время своего приезда в эту страну.

Примечательно, что еще 4 августа текущего года он в очередной раз сделал заявление, в котором выразил желание прибыть в Алжир с официальным визитом, особо отметив, что определение конкретных дат зависит сугубо от властей АНДР.  

Следует заметить, что первое подобное пожелание он выразил 14 июля в ответ на поздравление президента Абдельазиза Бутефлика по случаю национального праздника Франции – Дня взятия Бастилии.

Он, в частности, упомянул: «Много работы уже было сделано для развития двусторонних отношений, и я был бы очень рад и польщен провести в Алжире то время, которое вам лучше всего подойдет».

Однако до сих пор дата посещения Э.Макроном Алжира так и не была установлена. Судя по всему, причина подобного невнимания к лидерам ведущих европейских государств (особенно к президенту Франции, занимающей вторую строчку в списке главных торговых партнеров АНДР), обусловлена не политическими причинами или проявлением нерасположения алжирских лидеров по отношению к Парижу и Берлину.

Основной причиной служит состояние здоровья президента А.Бутефлики, в 2013 году перенесшего инсульт. С конца марта текущего года наблюдается его ухудшение, и с этого времени он резко ограничил официальные мероприятия.

Так, последним высокопоставленным иностранцем, принятым алжирским президентом, стал лидер Конго Дени Сассу-Нгессо, побывавший в АНДР с официальным государственным визитом 28 марта текущего года.

Примечательно, что после отмены «в последнюю минуту» визитов в Алжир Ангелы Меркель пресс-служба президента АНДР распространила такое заявление: «Эта отсрочка вызвана тем, что господин Бутефлика, который находится в своей резиденции в Алжире, временно отсутствует на своем рабочем месте по причине острого бронхита».

При этом избранный в мае президентом Франции Эммануэль Макрон так и не посетил Алжир, хотя обычно вновь избранные французские лидеры стремятся сделать это в первые месяцы после своего прихода к власти.

Официальный визит Эммануэля Макрона в АНДР пытался подготовить французский министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан. Этому, казалось бы, максимально способствовало то, что последний хорошо знает алжирскую политическую обстановку и лично знаком со многими представителями военно-политической элиты Алжира за время, когда он исполнял должность военного министра при предыдущей администрации президента Франсуа Олланда.

13 июня Ле Дриан прибыл в Алжир под предлогом необходимости обсуждения вопросов регионального сотрудничества, но реально одни из главных вопросов обсуждения стала подготовка визита в АНДР президента Эммануэль Макрон.

Тем не менее, несмотря на продолжительные и интенсивные консультации сторон по этому поводу, они так и не приблизились к решению проблемы, хотя лидеры двух государств общаются друг с другом по телефону в среднем раз-два в месяц.

В связи с этим возникает вопрос относительно причин подобной заинтересованности Э.Макрона. Следует напомнить, что ранее, на протяжении трех последних лет, Ле Дриан пытался склонить Бутефлику «принять ответственность за западную часть Ливии». Эта же тема обсуждалась президентами Макроном и Бутефликой 9 июня. Тогда же французский лидер предлагал различные варианты сотрудничества по налаживанию безопасности в Сахеле.

Оба эти варианта «были приняты к сведению» его алжирским коллегой, который, тем не менее, не пожелал разделять ответственность с Францией за предпринятые ее президентами авантюры в регионе 2011 – 13 гг.

Кроме того, Париж всё больше интересуют вопросы энергетического сотрудничества с Алжиром, вложения инвестиций в его нефтегазовую отрасль и отрасль альтернативной энергетики, как и расширение алжирского газового экспорта.

Между тем, подобная ситуация вызывает серьезные вопросы относительно положения дел с функционированием высших институтов государственной власти АНДР, вынужденных работать вхолостую из-за продолжительной болезни алжирского президента.

Это наглядно демонстрирует ущербность политической системы страны, фактически замыкающейся на президентской фигуре. По сути, она не предусматривает реальной замены лидеру, демонстрирующему свою очевидную недееспособность.

Фактически, Алжир не имеет возможности работать в «аварийном» режиме, при котором бы функции президента в экстренных случаях временно передавались бы другому официальному лицу.

С учетом отсутствия как такового института вице-президента в АНДР, эту функцию мог бы исполнять премьер-министр, который, однако, лишен такой возможности и является сугубо технической фигурой, предназначенной исполнять указания главы государства и обладающий очень незначительной автономией в руководстве даже на своем посту.

По этой причине Алжир находится в уникальной ситуации «подвешенности в воздухе».

Между тем, подобное положение вызывает немало вопросов относительно того, как страна будет действовать при более сложных вызовах. Например, в случае начала войны или необходимости осуществления срочного транзита власти, связанной, к примеру, с полной потерей дееспособности или смертью президента страны.

Пока же в столь сложной обстановке Алжир рискует если не погрузиться в состояние хаоса или продолжительной нестабильности, то упустить время – бесценный невосполнимый ресурс – для принятия решений и реагирования на возникающие вызовы.

52.25MB | MySQL:103 | 0,609sec