Первые шаги алжирского премьера А. Уяхьи: «стирание наследия» А. Теббуна

Одними из первых шагов нового алжирского премьер-министра Ахмеда Уяхьи стали кадровые решения в правительстве.

Показательно, что первые же назначения затронули министерства промышленности и горной промышленности, торговли и жилищного строительства. В результате были смещены их прежние руководители Маджуб Бедда, Ахмед Саки и Юсеф Шерфа, возглавлявшие их всего 83 дня.

Наряду с самим «павшим» председателем правительства Абдельмаджидом Теббуном их фигуры вызывали самую острую критику со стороны связанных с властями олигархов во главе с Али Хаддадом за их действия.

Примечательно, что на их места пришли Юсеф Юсфи, Мухаммед Бенмеради и Абдельвахид Тиммар соответственно.

Особенно показательным стало возвращение в правительство (на пост министра промышленности) Юсефа Юсфи, считающегося одним из самых коррумпированных чиновников такого ранга за всю историю независимого Алжира.

Печальную известность в «нулевые» годы ему принесли скандалы в связи с «откатами» и взятками, полученными за заключение контрактов иностранными компаниями с алжирскими подрядчиками во время его руководства Министерством энергетики и шахт, во главе которого он находился достаточно продолжительный срок.

Поэтому даже с учетом четвертого возвращения Ахмеда Уяхьи на пост премьера подобная «реинкарнация» в Совете Министров этого человека вызывает вопросы.

В первую очередь это служит еще одним свидетельством отсутствия в «обойме» алжирского правящего режима подготовленных кадров для заполнения столь ответственных постов.

По сути, речь идет о настоящем управленческом кризисе, пронизавшем всю систему управления страны, начиная с самого президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, который значительную часть времени де-факто не в состоянии исполнять функции главы государства.

Что же касается уволенных министров, то все они, как свидетельствуют источники в президентском окружении, «перегнули палку» в борьбе с «сокращением импорта товаров», особенно по автомобильному сектору.

Речь в том числе шла о попытках обложить работающие в стране иностранные компании дополнительными налогами и штрафами за «скрытый импорт» и увод от налогообложения «дополнительной прибыли», что вызвало среди крупных бизнесменов протесты и заявления о готовности закрыть свои проекты в Алжире.

Между тем, в данном случае следует оговориться, что подобную установку на активную борьбу против «нелицензионного» ввоза в АНДР зарубежных товаров с целью недопущения оттока капиталов бывшему премьер-министру А.Теббуну дал президент А.Бутефлика.

Важно заметить, что среди претензий работающему в Алжире иностранному бизнесу бывший министр Бедда указывал, что их продукция, в том числе автомобильная (как готовые машины, так и запчасти к ним), произведенная здесь, оказывается дороже для потребителя из АНДР, чем ввозимая извне.

Подобное положение дел во многом было обусловлено самой политикой сокращения импорта товаров из-за рубежа и стремлением бизнеса компенсировать свои издержки от ограничительных действий властей АНДР.

А пока, заменив министров правительства Теббуна на лояльных ему людей, очень близких к окружению президента Бутефлики, новый председатель правительства Уяхья пытается найти общий язык с бизнесом и профсоюзами, конфликт с которыми во многом и стоил его предшественнику карьеры.

Судя по тому, что эти переговоры состоялись, шансы на достижение приемлемых договоренностей с ними оцениваются как достаточно высокие. Но, судя по тому, что такие встречи уже проводились неоднократно, налаживание взаимодействия проходит явно небезболезненно.

И связано это во многом с общим положением дел в экономике и управлении Алжира, сложившимся в период президентства Бутефлики, по сути, совпавшего с «тучными нефтегазовыми годами», за время которых АНДР не только расплатилась с долгами перед иностранными кредиторами, но и накопила почти 200 млрд долларов золотовалютных резервов, которые на сегодняшний день, в условиях продолжающегося кризиса оказались наполовину израсходованными.

При подобном положении власти страны стали пытаться переложить его тяжесть на самих алжирцев.

Однако, судя по реакции группы Али Хаддада на попытки наведения Теббуном порядка (пусть и крайне неуклюжими, вызывающими серьезную критику мерами), олигархат вовсе не желает «ужимать» свои расходы и продолжает вести себя так, как в «золотое нефтегазовое десятилетие» нулевых годов.

Тем не менее, после отстранения Теббуна перед заменившим его Уяхьей встает проблема – каким курсом он поведет дальше Алжир и на кого перераспределит «нагрузку на кризис», когда в условиях сохранения низких цен на энергоносители жить «по-прежнему» становится уже невозможно.

Важно напомнить, что Теббуну, «человеку Бутефлики», в его работе отнюдь не помогло то, что ему в его действиях дал карт-бланш сам главы страны. Теббуна, по сути, и «свалило» президентское окружение. Оно открыто продемонстрировало, что ни при каких условиях не намерено разменивать свой статус «неприкасаемых».

Соответственно, тоже самое следует помнить в своей деятельности Уяхье, который, судя по всему, отчетливо понимая это, и пытается найти приемлемые формы дальнейшего существования в нынешних кризисных условиях.

Известно, что он обещал бизнесу, что не намерен столь прямолинейно, как Теббун, осуществлять политику соблюдения «лицензирования иностранных товаров». Однако отменить эту установку президента страны, которую пришлось выполнять еще неудавшемуся «реформатору-либералу», как он себя позиционировал, бывшему премьер-министру Абдельмалеку Селлалю, он не в состоянии.

Вопрос – какими мерами Уяхья будет ее осуществлять, учитывая то, что как «слабые» действия на этом направлении Селлаля и «чрезмерные» Теббуна не дали ожидаемого эффекта в плане снижения оттока капиталов.

На фоне вызванного этим роста цен на многие товары и продукты общая «экономия» составила менее одного миллиарда долларов и принесла лишь больше негатива, чем реальных «плюсов».

Это явно свидетельствует в пользу крайней неэффективности выбранных президентским окружением антикризисных мер и теперь возникает вопрос, как оно будет корректировать подобные реформы.

Судя по допущенным Уяхьей оговоркам относительно будущего формирования бюджета 2018 года, основное перераспределение кризисной нагрузки ляжет не на олигархат, а на простое алжирское население.

52.46MB | MySQL:103 | 0,605sec