О ходе боевых действиях против «Исламского государства»

Минувшая неделя ознаменовалась двумя крупными военными победами над террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Вооруженные формирования движения «Хизбалла» совместно с ливанской армией закончили 25 августа недельную операцию по освобождению от джихадистов района Северный Каламун в гористой местности на границе Сирии и Ливана. При этом отряды «Хизбаллы» очищали от боевиков ИГ сирийский участок границы, а ливанская армия – северо-восточный «карман» на ливанской территории площадью 270 квадратных километров. Одновременно иракская  армия взяла под контроль город Талль-Афар в 60 километрах к западу от Мосула. До войны население города насчитывало около 200 тысяч человек и состояло из туркоманов-суннитов и представителей арабских племен, поддерживавших ИГ.

Общим признаком двух военных операций является то, что в отличие боевых действий в Мосуле, закончившихся полным уничтожением города, антагонисты ИГ не ставили своей целью полное уничтожение террористов, а предпочли компромисс, разрешив большей части боевиков выйти из освобожденных районов. В Ливане «Хизбалла» при согласовании с президентом страны Мишелем Ауном и премьер-министром Саадом Харири достигло с ИГ соглашения о безопасном выходе джихадистов и членов их семей. Как сообщил ливанский телеканал «Аль-Манар», автобусы с боевиками (более 300 человек) и их семьями (всего более 600 человек) проследовали в район Румийят, где пересекут границу с Сирией. Оттуда планируется переправить их вместе с группами террористов, покидающих регион Западный Каламун (60 км от Дамаска), в город Бу-Кемаль на границе с Ираком. Боевики ИГ направились к сирийско-иракской границе на 17 автобусах и 11 грузовиках. 2 сентября с.г. движение «Хизбалла» в официальном заявлении обвинило американских военных в регионе в том, что ВВС США блокируют передвижение боевиков ИГ за пределы территории, контролируемой сирийским правительством.

В то же время при взятии Талль-Афара также наблюдался компромисс, приведший к тому, что большая часть джихадистов спокойно вышла из города. В этом отношении взятие Талль-Афара поразительно напоминает освобождение Фаллуджи. «Хребет врага переломлен», — заявил в интервью газете Washington Post командующий элитными антитеррористическими силами Ирака генерал-лейтенант Сами аль-Ариди. В то же время реалии на месте заставляют сомневаться в правильности этого утверждения. До августа 2017 года в Талль-Афаре находилось 2000 боевиков ИГ. В то же время, согласно официальным иракским сводкам, было уничтожено 225 террористов. Для выхода боевиков ИГ вооруженными формированиями курдских пешмерга, контролирующими северными и северо-западные подступы к городу, был оставлен коридор в сторону пригорода Айядийя. По сообщению портала «Аль-Араби аль-Джадид», через него и ушли 1800 боевиков, которым также были предоставлены транспортные средства. Боевики ушли на территорию Иракского Курдистана. Интересно, что курировал операцию генерал-майор Наджим аль-Джубури, командующий иракскими силами в провинции Найнава и представитель влиятельного суннитского племени джубур (наряду с племенем дулейм один из иракских суннитских кланов, на которые опирался Саддам Хусейн в поздний период своего правления). Именно в период его градоначальничества антитеррористическую операцию в Талль-Афаре проводил 3-й моторизованный дивизион под командованием генерала Герберта МакМастера, нынешнего советника президента США по национальной безопасности. Таким образом, негативное отношение американцев и их партнеров к сделке между «Хизбаллой» и «Исламским государством» обусловлено исключительно тем, что она совершена иранским шиитским движением, враждебным Вашингтону, при поддержке Сирии.

Несмотря на то, что и в Ираке, и в Ливане по отношению к джихадистам   была задействована одна и та же схема, компромисс «Хизбаллы» с террористами был подвергнут резкой критике со стороны премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади. В своем заявлении он резко осудил договоренности между «Хизбаллой» и ИГ.  С резкой критикой позиции Х.аль-Абади выступил бывший премьер-министр и нынешний вице-президент Ирака Нури аль-Малики, лидер блока «Коалиция закона», известный как один из главных союзников Ирана в иракской  политической элите. Н.аль-Малики отметил, что «действия «Хизбаллы» и ливанской армии касаются только Ливана и Сирии и ни в коей мере не затрагивают интересы иракского народа. Любая предвзятая критика этих действий имеет под собой намерение осуществить тенденциозные нападки на «Хизбаллу», и свидетельствует о нездоровой психике тех, кто ее проводит». Н-аль Малики также упомянул о  том, что «сотни боевиков ИГ ушли из Талль-Афара по благословению пешмерга. В действительности «Талль-Афар не был освобожден, а перешел к нам на основе соглашения. Почему же сделка в Каламуне – «харам» (запрещено), а сделка в Телль-Афаре – «халяль» (разрешено)?».

Словесная дуэль между Х.аль-Абади и Н.аль-Малики свидетельствует о глубоких расхождениях в иракской политической элите после разгрома «Исламского государства» между сторонниками  американской и иранской ориентации. Однако главным вопросом является вопрос о дальнейших перспективах «Исламского государства». Под контролем джихадистской группировки еще остаются города Ана, Хавиджа и Эль-Каим в провинции Анбар. Очевидно, что их взятие иракской армией и шиитским ополчением «Хашед аш-Шааби» — вопрос времени. Скорее всего, все значительные центры будут очищены от ИГ до весны 2018 года. Таким образом, единственной возможностью является отход боевиков в пустынные районы провинции Анбар и пустынный сирийский район Бадийя. Там отряды боевиков могут еще долго тревожить иракских и сирийских силовиков нападениями даже не с четкими стратегическими  целями, а просто для того, чтобы напомнить о своем присутствии.

В то же время для ведения долговременной партизанской войны нужны финансовые средства, которых сторонникам ИГ в настоящее время катастрофически не хватает. Невозможно будет долго держаться на голом энтузиазме.  Между тем, на предыдущих этапах «Исламское государство» не испытывало недостатка в финансировании.  По данным журнала Afrique Asie, на стадии становления, сторонники ИГ, выступая как рэкетиры, участвовали в расхищении средств, выделявшихся Багдадом на восстановление суннитских провинций Ирака. До 2014 года в руки джихадистов попали 125 миллионов долларов, выделенных иракским правительством этим регионам. В 2014-2016 годах бюджет ИГ пополнялся за счет контрабанды нефти (этот источник доходов был пресечен благодаря действиям российских ВКС), налогов, взимавшихся боевиками на захваченных территориях и финансовых траншах из Катара и Турции, прекратившихся в 2016 году. Для того, чтобы не раствориться и не быть уничтоженными джихадистам придется искать влиятельных партнеров, а скорее работодателей.

При этом возможны разные варианты дальнейшего развития событий. В роли таких работодателей могут выступить американцы, которые попытаются использовать террористов для дестабилизации обстановки в Сирии, с целью сохранить там очаг напряженности. Из недавней истории известно, что США легко забывали идеологические принципы и использовали в своих геополитических целях самых экзотических союзников: афганских моджахедов, бывших полпотовцев в Камбодже, а сейчас используют марксистских курдских боевиков на севере Сирии. Однако события могут пойти и в другом направлении. Известно, что в период американской оккупации Ирака сирийская провинция Дейр эз-Зор, до настоящего времени частично находящаяся под контролем ИГ, была главным пунктом для переброски в Ирак оружия и джихадистов через территорию САР при одобрении сирийских спецслужб. Возможно, что для вытеснения американцев из Ирака и борьбы с усилившимися на севере Сирии курдами Дамаск и Тегеран  воспользуются услугами бывших смертельных врагов.

52.23MB | MySQL:103 | 0,560sec