Алжирское руководство провоцирует взрывной рост продуктовых цен

Одним из главных последствий введенной в декабре 2015 года в Алжире системы государственного лицензирования ввозимых в страну иностранных товаров стал заметный и продолжающийся рост цен в первую очередь на продовольствие.

Данная мера применяется властями АНДР с целью снижения оттока капиталов. Так, по мнению представителей алжирских властей, благодаря данной мере показатели импорта, превысившие в 2015 году 50 млрд долларов, могут быть сокращены почти вдвое.

Сами они считают такое начинание успешным и в качестве подтверждения приводят цифры, согласно которым уже в 2016 году им удалось сократить эти показатели на пять миллиардов долларов, что, очевидно, послужило мотивом для заметного расширения списка лицензируемых товаров до 24 наименований.

Причем, по информации самих алжирских источников, до конца 2017 года планируется довести его до 54.

Впрочем, успехи в текущем году будут явно скромнее – за минувшие полгода властям удалось «выиграть» на товарном ограничении лишь 300 млн долларов, что вызывает явные сомнения относительно эффективности подобной меры.

Это ощущение еще больше усиливается с учетом того, что расплачиваться за такую «экономию» приходится самому алжирскому населению, которому приходится платить за все товары, особенно продовольствие, все большие суммы денег на фоне продолжающегося снижения доходов, обусловленного сохранением низких цен на энергоносители.

Необходимо отметить, что система государственного лицензирования подразумевает получение импортерами специальных лицензий, без которых их продукция не может попасть на алжирский рынок.

Прохождение этого бюрократического барьера подразумевает для иностранных поставщиков целый ряд неудобств и препон, связанных не только с потерей времени, но и незапланированными прежде денежными расходами, приводящими к дополнительному росту стоимости товаров на алжирском рынке.

При этом согласно информационным утечкам от самих импортеров, в большинстве случаев преодоление лицензионных барьеров подразумевает выплату чиновникам АНДР солидных взяток, что также негативно влияет на конечную стоимость продукции для рядового потребителя.

Например, оптовая цена говядины (также подлежащей с июля текущего года лицензированию, стоившей до этого порядка 710 – 730 динар за килограмм – около 7 евро), сразу же после введенных ограничений выросла по стоимости до 8 евро за килограмм. Отпускные же цены для потребителей в данном случае в крупных городах превышает 9 евро за килограмм.

Заметный рост цен наблюдается и на баранину – около 12 евро за килограмм в розницу.

Показательно, что при этом местные производители дополнительно «накручивают» стоимость и их продукция нередко стоит дороже лицензированной иностранной на евро за килограмм.

А это, в свою очередь, ведет к усилению потребления зачастую более дешевой зарубежной продукции, чем предлагаемой отечественными спекулянтами. На практике подобное положение приводит… к увеличению показателей импорта иностранной продукции. Так, например, за первое полугодие 2017 года по сравнению с соответствующими показателями 2016 года потребление зарубежного продовольствия в Алжире увеличилось на 480 млн долларов.

При этом заметное повышение стоимости затронуло все остальные виды пищевой продукции. Так, например, цена зелени и салата за год повысилась в полтора – два раза и сейчас, несмотря на недавно собранный урожай, превышает один евро за килограмм, тогда как стоимость килограмма кабачков составляет два доллара за килограмм.

Повышение расценок коснулось и одного из главных потребляемых алжирцами продуктов – картофеля. Если еще недавно его можно было купить на один евро полтора – два килограмма, то теперь лишь один килограмм.

Примечательно, что непрекращающийся рост цен происходит и на традиционно производимые в стране продукты, включая цитрусовые. Так, например, по сравнению с предыдущим годом стоимость лимонов выросла более чем в полтора раза и составляет порядка шести евро за килограмм.

Однако алжирские власти, судя по всему, не намерены останавливаться на таких экономических достижениях и явно стремятся «аккумулировать» данный эффект, усиливая давление на местных производителей продуктов.

Особенно красноречивым примером тому служит ситуация в отношении компании Cevital, принадлежащей миллиардеру Исааду Ребрабу, который в последние месяцы и годы неоднократно сталкивался с помехами со стороны представителей правящего режима своему бизнесу.

Особенно показательной в данном отношении является ситуация в городе Беджайя, развивающаяся с начала 2017 года, когда власти стали откровенно мешать ему под различными предлогами расширить производство.

Положение достигло такой остроты, что если в ближайшие недели конфликт не будет разрешен, то Алжир может лишиться своего главного производителя сахара.

Следует заметить, что всё это уже стало импульсом для роста цен на сахар и «сопутствующие» товары, а также вообще пищевую продукцию, производство которой является одним из главных направлений деятельности Ребраба.

Тем самым власти пытаются, с одной стороны, заставить оппозиционно настроенного бизнесмена продемонстрировать политическую лояльность, а с другой – принудить платить взятки за предоставление официальных разрешений на осуществление им деятельности.

Важно отметить, что начатое против него давление министром промышленности и шахт Абдессалемом Бушерабом при премьер-министре Абдельмалеке Селлале не прекратилось ни при «сменщике» последнего Абдельмаджиде Теббуне, ни при заменившем его Ахмеде Уяхья, что дополнительно свидетельствует о том, что это давление против Ребраба осуществляется с самого верха алжирской власти.

Однако в результате алжирское руководство очень сильно рискует. «Сэкономленные» с декабря 2015 года 5.3 млрд долларов с одной стороны явно не могут покрыть издержек от недовольства иностранных торговых партнеров от торговых ограничений (это делает проблематичным получение за рубежом инвестиций, крайне необходимых для развития промышленности АНДР).

С другой стороны, это ведет к более явному конфликту властей с бизнесом и населением.

62.83MB | MySQL:102 | 0,724sec